Т.Гудава: Цензура в Интернете. "Международная амнистия" нашла чем заняться 03:42 31.05.2006
Итак, "Международная амнистия" начала кампанию борьбы с цензурой в Интернете. Странная новость, странное явление.
"Международная амнистия" обеспокоена цензурой сайтов, блокированием электронной почты и закрытием он-лайн дневников" - сказано в сообщениях новостных агентств. Очень странное совмещение "блокирования почты" с "закрытием дневников" (!). Это как совместить арест диссидента с дефицитом туалетной бумаги в Советском Союзе. >А как понять "цензура сайтов"?
От сообщения неприятно пахнет кашей – не проваренной мешаниной разнородных категорий, едва ли съедобной для понимания. Что за широковещательный конферанс: "Международная амнистия" в воскресение начинает кампанию…"? Операция по десантированию Китая, Ирана, Мьянмы, Туниса, Узбекистана, Сирии и Вьетнама – стран-"цензоров" - начнется в 0:00 часов? Почему не в понедельник, рабочий день? Или 1 июня, в день защиты детей?
Да, чем-то скверным пахнет от этой каши, чем-то рекламно фальшивым… виртуальным…
Тематика "цензуры в Интернете" слишком плавуча, летуча. Интернет как резервуар, пока только заполняемый непонятными ниагарскими водопадами, не имеет очертаний и образа. Это – "черная дыра" информатики, некий Deux ex machine, который имеет черты ангельские и дьявольские. Это – скольжение между реальностью и химерой, и в слове – "виртуальность" – каламбурная суть того, что начисто лишено кристалла соли. Интернет сегодня – это змей Уроборос, кольцом овивающий материальный мир и кусающий собственный хвост.
Между тем, цензура – более чем реальный режуще-рубящий предмет: ножницы, топор. "Цензура Интернета" - это такая коллизия реала с виртуалом, материального с идеальным, тела с душой, какая бывает только при отрубании головы. О чем мы говорим?
Если власти Мьянмы не допускают свободы слова даже в виде малюсенького крючка, почему они должны приветствовать Всемирную Сеть? Если власти Ирана за "личико открой" могут камнями побить, какого должно быть их отношение к порно-сайтам? Если в Китае коммунизм – единственно существующая партия и "единственно верное учение", зачем им Интернет в виде батьки Махно с лозунгом: "Анархия – мать порядка?".
"Поход" за интернетовские свободы – это как поход за тортом в блокадном Ленинграде. Людей за листовку гноят в тюрьме (Узбекистан), за карикатуру готовы войну цивилизаций объявить (Сирия и десятки других стран), за мысли против власти из олигарха в олигофрены переводят (Россия) – какие тут "он-лайновские дневники"?
У "Международной амнистии" реальные заключенные перевелись, что она за виртуальных принялась?
Свобода Интернета – понятие скользкое, как "свобода вообще". "Свобода вообще" - это хаос, которого желать может только шайтан. Интернет породил множество проблем не только правозащитного, но и морального и даже религиозного характера. "В рамках кампании был открыт ресурс Irrepressible.info, на котором размещен призыв к правительствам мира рассматривать Интернет как проявление политической свободы, а не как средство подавления этой свободы" - сказано о манифестации МА. Мистическое заявление. Его расшифровать может только Билл Гейтс.
Очевидный негатив, привнесенный в мир Паутиной, - подлог, подмена реальных вещей на эрзацы. Подмена, по сути означающая уничтожение той самой реальной вещи.
Сублимируя при помощи всевозможных "форумов", "чатов", "блогов" и прочих дацзыбао словесный зуд населения в "постинги", т.е. надписи на заборах и стенах туалета, Некто (или Нечто) уничтожает свободу слова, причем очень реально. Население, пробавляющееся интернетовским эрзацем гласности, реальной свободы слова не просто не имеет – не хочет! Это такая пустышка вместо нормальной пищи, причем, сосать ее предлагается людям не только младенческого возраста.
За слова, выставленные под безымянным "ником" в том или ином химерическом "форуме", не надо отвечать – ни юридически, ни морально, ни как "за базар отвечаешь?" – отсюда приглашение к подлости. Зайдите и почитайте эти квази-форумы: это далеко от библиотеки им. Ленина и даже базарной площади! На подобную сортирную "свободу самовыражения" лучше наложить суровую цензуру. На русских сайтах сплошь и рядом – чудовищная ненависть к инородцам, иноверцам, инакомыслящим. Психология скинхедов, "мораль" стайная, стадная, подворотная, даже не фашизм, а злая карикатура на него.
Похоже, "Международная амнистия" хочет защитить "свободу" тех, кто эту "Амнистию" и иже с ней правозащитные организации в гробу видели. Кто ненавидит правозащитников как класс, не признает права человека как таковую Новодворскую. Защищать "права" манкуртов на манкуртизацию, бороться за свободу для ее врагов – это ли цель прогрессивного человечества?
Я убежден, что свобода слова в Интернете должна быть ограничена теми же судебными нормами, которые существуют для свободы слова в СМИ. Многим доводилось читать оскорбления и клевету в свой адрес, скрытую под ширмой отсутствия цензуры в Интернете. Между тем, ущерб от такой клеветы и оскорблений формально ничуть не меньше, чем от любой публичной инвективы. В данном аспекте "свобода Интернета" напрямую нарушает свободу и права той или иной конкретной личности. И если мы охотимся на интернетовских педофилов, то как быть с сетевыми насильниками?
Дело не в отдельной личности.
Гораздо хуже и опаснее другое: Интернет виртуализирует саму свободу, делает ее не конкретной – реальной – ценностью, а некоей фикцией, пародийной вывеской на железном занавесе новой диктатуры. Еще хуже, что это диктатура не внешняя, как была раньше, а внутренняя – раб не понимает, что он раб. Раб рад рабству, он коснеет в своем рабстве. Виртуальная душа – заведомый раб простого штепселя.
Слишком велика Всемирная Паутина, слишком тонка и эфемерна, чтобы бороздить по ней на танках пропагандистских кампаний, затеянных уважаемой международной организацией. Интернет не следует ни демонизировать, ни боготворить. Его надо понять. Надо в нем отделить агнцев от козлищ, свободу от анархии, и космос от хаоса.
Машинного бога пора вернуть в статус машины из Бога.
Тенгиз Гудава 29 мая 2006 года
|