КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 07.06.2006
22:52  О, эта девушка в платке!
17:20  Д.Озоди: Управляемую демократию спасет этничность. ЦентрАзия: время разбрасывать камни
16:49  Ш.Мамаев: Весеннее контрнаступление талибов. США теряют контроль...
15:46  Один из способов поклонения Всевышнему? Мусульмане дискутируют о сексе
14:43  В.Агеев: Кто кого переорет. Митинг для киргиза, что для хохла сало
14:41  Смогут ли оппозиционные кандидаты в президенты Таджикистана за 2 недели собрать 160 тысяч подписей?
14:09  Остановить иранский шовинизм, - требуют депутаты Милли меджлиса Азербайджана

13:02  Ташкентский суд отклонил жалобу и окончательно прикрыл американское НПО "Counterpart International"
12:52  Скандальный киргизский правозащитник Токталиев хочет создать новую политпартию против проституток и геев
12:40  Б.Соколов > ГУАМ как форма выживания. Временные государства организуют временный транзит
12:19  В Киргизию для сексуальной эксплуатации стало доставляться много женщин из Узбекистана (доклад ГосДепа США)
12:15  "Мы, гвардейцы, были преданными своей Родине", - обращение подсудимого таджикского генерала Г.Мирзоева
12:00  А.Мамедов: Последний полет. Туркменский вертолет, погибший в Афгане, пилотировал экс-шеф-пилот Туркменбаши
11:58  З.Абдукасимова из Янгиюля: "Мой муж подвергается пыткам, буду пикетировать за его освобождение…"
11:22  А.Асроров: Гудбай, Америка! В мире появляются новые "центры силы". Часть 4-я
10:44  Лауреат Нобелевской премии Мира Джоди Уильямс заступилась за узбекского журналиста А.Таксанова
09:50  Нашествие марокканской саранчи достигло Ташкента
08:20  А.Королев: Быть ли Казахстану в 2009 году космической державой?
07:52  Баку озвучил планы заиметь собственный судостроительный завод на Каспии
07:30  Террористы-исламисты планировали захват парламента Канады и убийство премьера
07:03  ТИПЧ > Почему туркменистанцы тысячами бегут из страны?
06:40  А.Громов: Между Москвой и Вашингтоном. "Двойная игра" Э.Рахмонова
06:28  Newsweek: Сколько еще Америка продержится впереди всего мира?
06:24  Guardian: В Средней Азии зарождается соперничество, исход которого определит судьбу нового века
06:19  "НГ" > От Ирана ждут дипломатического ответа. "Шестерка" обещает ряд стимулов
06:10  Солана хлебавши. Мир застыл в ожидании, Иран изучает предложения "шестерки"
06:01  "Къ" > Сырьевая демократизация. Назарбаев меняет имидж Казахстана
05:59  А.Малашенко: Глобальный ислам. Исламское возрождение – это попытка преодолеть кардинальное отставание от Запада
05:14  Дружба с Пекином. Тулеев предложил китайцам строить в Кузбассе обогатительные фабрики
02:36  В Ташкенте переименовали часть улицы Абая (казахского просветителя) в улицу Батыра Закирова
01:34  У Азербайджана нет "концептуальных замечаний" к Казахстанскому плану присоединения к трубе "Баку-Джейхан"
Вторник, 06.06.2006
22:45  А.Богданов: Над Кыргызстаном и всей ЦентрАзией нависла опасность радиоактивного заражения
21:36  Кто боится "Дневного света" Дододжона Атовуллоева?
19:48  "Казкоммерцбанк" нам поможет. Интервью главы "Москоммерцбанка" А.Савельева
18:00  И.Решетников: Узбекско-киргизская граница. Виртуальные камни и реальные пули
17:51  При контрабанде авто из Узбекистана задержаны три высокопоставленных киргизских "правоохранителя"
17:44  З.Эсенаманов: Парадокс. Киргизия сидит на миллионах, но не имеет и гроша
17:41  На трех языках. В Узбекистане вышла книга "Андижан сегодня"
16:42  А.Никонов: Блокада Ирана обернется против США и усилит Россию
15:45  Пакистанские дипломаты в Душанбе ведут разгульную жизнь (письмо)
14:10  "РГ" > Арал успешно самовосстанавливается без западносибирских рек
13:31  В Ташкенте идет суд над 4-мя "ваххабитами", похищенными из казахстанского Шымкента
13:27  Европейская комиссия сворачивает в Таджикистане программу оказания гуманитарной помощи
12:06  М.Хорст: Евреи и прочие "не местные" не виноваты в бедах Арала (ответ Т.Дусбаеву)
11:40  Зарыл клады? На родине А.Акаева в Кемине найдено золото-медное месторождение
11:11  Китай создает крупнейшую в мире "зону" по продаже драгоценностей и украшений
10:38  Молдаване пообещали исправить герб на новых киргизских паспортах
09:13  Мэр Бишкека Ногоев награжден российским значком ("орденом") Петра Великого II степени
08:54  Саммит в Токио. Япония входит в ЦентрАзию "диалогом" с ШОС
08:17  Россия готовится депортировать на родину активиста узбекского "Бирлика" Б.Дададжонова
08:06  Э.Гасанов: Долги Аскара Акаева. Письмо киргизского ученого
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Малашенко: Глобальный ислам. Исламское возрождение – это попытка преодолеть кардинальное отставание от Запада
05:59 07.06.2006

>Идеология и практика исламизма направлены на решение не религиозных, а чисто светских проблем обустройства общества в мусульманских странах

Мнение эксперта Что такое "исламская альтернатива"
"Исламская альтернатива" – это специфическая форма ответа на вызов глобализации, стремление мусульман определить собственную, исламскую нишу в мировом развитии, продемонстрировать возможность оригинальной модели общественного уклада, который зиждется на принципах ислама.
Ислам для мусульман больше чем религия. Ислам предлагает свой вариант устройства общества, государства и даже экономики. В исламе нет деления на собственно религиозное и светское. Ему чуждо христианское "Богу – богово, кесарю – кесарево". И для исламского общества религиозная альтернатива естественна – в ней присутствуют в равной мере духовное и светское (прагматическое) начало.
Востребованность исламской альтернативы обусловлена тем тупиком, в котором оказался мусульманский мир, проигравший Западу в социально-экономическом отношении, отставший от него "навсегда". Мусульманам не удалось провести полноценную модернизацию. Несостоятельными оказались и светские национальные модели развития, в том числе широко поддержанные в 1960-1970-е годы Советским Союзом местные варианты социализма. Поэтому исламская альтернатива – это форма самозащиты, попытка сохранения культурной идентичности, испытывающей колоссальный внешний нажим.
Исламская альтернатива предполагает действия, определенные усилия. И тех, кто принимает на себя подобные усилия, принято именовать исламистами.
Задачи и практика исламизма Исламизм – закономерный для мусульманского мира феномен, который некорректно объяснять происками "темных сил". Это не "болезнь ислама", как часто считают, но часть исламской традиции, фрагмент политической культуры ислама.
Исламизм, во-первых, призывает к реставрации первоначальных, недеформированных или утраченных на дорогах истории исламских ценностей. Во-вторых, предлагает идеальный вариант устройства общества и государства, основанного на законах шариата, социальной справедливости, возглавляемого сильным правителем, совмещающим в себе и светскую, и духовную власть. Глава государства гарантирует социальную справедливость общине, которая, в свою очередь, всецело поддерживает его власть. В-третьих, исламизм не отторгает полностью современные политические институты, включая демократию и права человека, но предлагает их в собственной, порою гибкой до двусмысленности трактовке. В-четвертых, в исламизме присутствуют разного рода ограничения на использование иного, не исламского опыта. И в-пятых, исламисты культивируют идею джихада, а их экстремистское крыло оправдывает террор как одно из его средств.
Идеология и практика исламизма направлены на решение не религиозных, а чисто светских проблем обустройства общества. Однако его богословский дискурс не просто декоративный флер. Религиозная интерпретация, "да`ва исламий" (исламский призыв) – главный инструмент разъяснения рядовым мусульманам политических и социальных установок и средство мобилизации на борьбу, включая террор.
Борьбу за реализацию исламской альтернативы можно представить неким проектом, существующим на четырех уровнях: локальном, национальном, региональном, глобальном. По сути, на каждом ставится одна и та же задача – установление исламского государства и формирование исламского общества – и присутствуют одни и те же идеологические стереотипы.
Четыре уровня исламского проекта На первом, локальном уровне речь идет об "исламизации" деревни, сельского района, городской общины, то есть территории, где жизнь и без того в немалой степени регулируется освященными исламом нормами. Но эти нормы испытывают давление государственного законодательства, которое в большинстве мусульманских стран является светским и слабо коррелирует с исламской традицией.
Традиционный, бытовой ислам не способен стать инициатором "реисламизации" социума. Иное дело исламизм с его призывом к борьбе за справедливость, за неподкупного лидера, соблюдающего шариатские заповеди, готового заступиться за обездоленных. Признаки локального исламистского проекта можно обнаружить почти во всех мусульманских странах. Симпатии "мусульманской улицы" к исламистам продиктованы не столько далеким от насущных нужд антивестернизмом, сколько надеждой, что частные бытовые проблемы могут быть решены на исламской стезе. На Северном Кавказе в конце 1990-х возникла "территория шариата", объединившая несколько сел (Карамахи, Чабанмахи, Чанкурбе, Кадар). Установившие свой контроль над этой территорией исламские радикалы предъявили к администрации "простые" требования (например, остановить произвол милиции) и настаивали на том, что шариатские законы не противоречат российской Конституции.
Второй уровень проекта – национальный. Здесь исламисты заявляют о своих претензиях на власть в масштабах государства. Наиболее ожесточенно борьба за национальное исламское государство велась и ведется в Алжире, Афганистане, Судане, Иране, Пакистане и Узбекистане. Исламисты – серьезные конкуренты секулярному национализму, в свое время пытавшемуся осуществить декларированные цели, но не выполнившему свои обещания.

Третий уровень исламистского проекта – региональный. Он не слишком заметен в мировой политике. Его можно связать с деятельностью "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами", руководители которой призывают к созданию в Ферганской долине трансграничного халифата. В 1997-1999 годах призыв к созданию исламского государства в составе двух республик – Чечни и Дагестана – звучал на Северном Кавказе.

Четвертый уровень – глобальный. Его цель – создать общемусульманское государство. Однако исламисты, будучи неспособны сплотить вокруг этой идеи общество в каком-то одном государстве, сформировали, по выражению американского исследователя Вартана Грегоряна, "конфедерацию единомышленников" во многих мусульманских странах. Результатом их действий стало идейное братство: отчасти аморфное, зато трансграничное пространство единомышленников.
Между четырьмя уровнями исламистского проекта существует идеологическая и практическая взаимозависимость. Творцам шариатского правления на отдельно взятой территории комфортнее видеть в своих достижениях один из шагов по пути глобального исламского политического возрождения, подтверждение неизбежной "реисламизации". С другой стороны, их успехи как воздух необходимы глобальным исламистам.
Проще всего признать, что исламская альтернатива и ее проекты – несбыточные утопии. Но эти утопии овладевают массами, и не считаться с ними нельзя. А стремление ислама к самореализации в политическом и социальном пространстве – тенденция устойчивая и в каком-то смысле вечная.

АЛЕКСЕЙ МАЛАШЕНКО, Московский центр Карнеги. Его книга "Исламская альтернатива и исламистский проект" вышла в издательстве "Весь мир"
7.06.2006

Источник - Коммерсант
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1149645540
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Мажилис одобрил новые законопроекты
- Совет по улучшению инвестклимата рассмотрел вопросы реализации налоговой реформы в РК
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года №233
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 апреля 2021 года №245
- Кому война… Часть вторая
- Рейтинг управленческой элиты Казахстана в 1 квартале 2021 года
- Почему техперсонал должен испытывать постоянные трудности?
- Кадровые перестановки
- МВД Казахстана и Узбекистана укрепляют взаимодействие в сфере профилактики и борьбы с преступностью
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх