КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 10.06.2006
15:40  "НГ" > Ядерный терроризм и новые члены ядерного клуба. Что страшнее?
14:31  Мусульмане России обвиняют США в похищении российских дипломатов в Ираке
13:20  Н.Бекмаханова: Может ли религиозная секта стать политическим экспериментом?
12:23  Г.Гасанкулиев (депутат Меджлиса): Азербайджану пора уходить из СНГ
11:12  А.Бектасова: Юрта, она и в Африке... Надо развивать юртостроительную промышленность в Уштобе
10:07  Сколько стоит киргизская независимость? Американцы готовы дать за "Ганси" $20 млн
09:15  Казахстан построит мавзолей Аль-Фараби в Дамаске

08:50  Узбекистан с 1 июля повышает в 1,2 раза зарплаты, пенсии, стипендии и соцпособия
08:28  Металл дороже денег. Азербайджан пустит в оборот бумажные гяпики(копейки)?
08:21  В Дубае стреляли в экс-посла Туркмении, гражданина России П.Курбанова
08:19  Авиасообщение между Туркменистаном и Украиной окончательно прервано
08:11  Задержан глава узбекской общины киргизского Базар-Коргона
08:07  Китайцы протянут по Узбекистану "американскую" сотовую связь
08:05  Миротворцами ОДКБ будут только добровольцы-контрактники
07:44  Крылатая ракета "Брахмапутра-Москва" встает в строй
07:42  Милиционеры избили и ограбили студентов. Заявление "Таджикской диаспоры" в Москве
07:39  Президент К.Бакиев провел в Пекине переговоры с главой ШОС Чжан Дэгуаном
07:21  В.Богатырев: Странам ЦентрАзии в будущем грозит не интеграция, а... рост конкуренции
07:16  Госдума облегчит жизнь мигрантам из СНГ в России во втором чтении
07:02  В Душанбе открылся беспрецедентный саммит исламских деятелей ЦентрАзии
06:47  П.Тошев: И.Каримову выгодны такие соперники, как А.Пулатов
06:41  "Нет эксплуатации детского труда!" (анонс акции в Оше)
06:39  Социал-демократическая партия Киргизии открыла свой веб-сайт - www.sdpk.kg
06:26  Клюшки на "Жайляу". Назарбаев лично открыл под Алматы одно из лучших в мире гольф-полей
06:25  Туркмения собрала рекордный миллионный урожай ак бугдая!
02:35  Н.Назарбаев: "Сегодня Казахстан не тот, что был 15 лет назад" (речь)
01:36  А.Куртов: Китайская миграция в Казахстан: определено ли будущее этого феномена? Ч. 2-я
01:00  В Канаде создан "Союз узбекских творческих деятелей в изгнании"
00:31  И.Тасмагамбетов (мэр Алматы): Во врагах у меня нет недостатка (интервью)
00:01  А.Мурзабулатов: Ислам – основа казахского счастья
Пятница, 09.06.2006
18:08  МОТ показывает "красную карточку" детскому труду
16:14  Казахстанским банкирам приоткрыли форточку в Узбекистан
14:58  С.Ежков: Истерия с дальним прицелом. Почему Узбекистан упорно ссорится со всеми соседями?
13:15  О.Текебаев: Сколько стоит "оранжевый" Бакиев? Торг с Америкой за базу уместен, но унизителен
13:05  Ак-Турпак, Ляккан, далее везде? Рейды исламистов в Киргизию могут повториться
12:11  Le Temps: "Солдаты Аллаха" против шиитского тегеранского режима
10:16  Грезы Мотуева. Горька судьба киргизского "угольного короля"
08:35  Р.Арслонзода: Горячая тема, но для холодных голов. К вопросу о демаркации кыргызо-узбекской границы
08:07  Грезы Мотуева. Горька судьба киргизского "угольного короля"
08:00  В Кыргызстане создается "Гильдия независимых кинематографистов"
07:54  Запрет акций. Официальный Баку пытается обуздать антииранскую истерию в своей стране
07:45  Ш.Султанов: Молчание Буша. О чем Махмуд Ахмадинеджад спросил президента США?
07:44  А.Проханов: Россия - миру спасение. Рождение "Пятой Империи"
07:25  Asia-Plus > Курган-Тюбе: пытки или провокация? Тюрьма особого режима №9/8
07:03  "МН" > Дипломатия легкой воды. Мировые державы сделали Ирану предложение, от которого трудно отказаться
07:00  "DW" > Организованное насилие. Афганистан вновь на грани войны, предупреждают эксперты
06:56  Ильхам в паутине. Баку есть в докладе ПАСЕ о секретных тюрьмах ЦРУ
06:50  Киргизия бросает на обеспечение порядка в Прииссыккулье спецназ и курсантские отряды
06:34  В Киргизии создается Общественное телевидение
06:31  "ВН" > Предсказуемый доклад. МАГАТЭ сдержанно критикует Иран
06:29  Удар по дружбе. Российско-таджикские отношения испортили "профилактикой"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Н.Бекмаханова: Может ли религиозная секта стать политическим экспериментом?
13:20 10.06.2006

В свое время Герман Гессе отметил: "настоящим страданием, адом человеческая жизнь становится только там, где пересекаются две эпохи, две культуры, две религии. Если бы человеку античности пришлось бы жить в средневековье, он бы, бедняга, в нем задохнулся, как задохнулся бы дикарь в нашей цивилизации. Но есть эпохи, когда целое поколение оказывается между двумя эпохами, между двумя укладами жизни, что утрачивает… всякую защищенность".

Возможность ощутить себя между "жерновами истории" выпала на долю и нашего поколения и мы тоже вынуждены искать выход из тупика, не только физического, но и духовного. Я не располагаю информацией по Казахстану, но мне думается, что она напоминает российскую.
Более 70% россиян живет в условиях "затяжного психоэмоционального и социального стресса". Такое состояние повышает опасность массовых разрушительных действий, ведет к росту психозов, алкоголизма, наркомании у населения. Об этом говорится в очередном докладе Центра демографии и экологии ИПН РАН.
В последнее время у России на повестке дня – угроза психическому здоровью нации. Директор ГНЦ им. Сербского – министр здравоохранения Т. Дмитриева называла такие цифры: с начала 90-х годов уровень психических расстройств в стране увеличился в 11,5 раз. Только число зарегистрированных больных 6 млн., но в действительности его можно увеличить в 8 раз. А это 48-50 млн. – треть населения страны, неуравновешенных психически.
Психиатры забили тревогу и направили в 2002 году письмо премьер-министру, в котором призывали к скорейшей реализации федеральной программы психиатрической (не психологической) помощи населению. Предыдущая программа была провалена из-за отсутствия финансирования. Иначе проблема, людские и экономические потери от которой "уже сейчас больше, чем от военных действий в Чечне", вырастет до масштабов катастрофы. Однако эта ситуация все более обостряется на фоне скромного внимания к ней государства. Во многих регионах психиатрические больницы предпочитают отпускать пациентов "на волю", так как возможность их лечить и кормить ограничена.
Будим надеяться, что в Казахстане с этой проблемой несколько полегче, о ней предпочитают широко не распространяться. А ведь громадная масса психически неуравновешенных людей – это взрывоопасная масса, своеобразная бомба с часовым механизмом, которая может начать действовать как массовая психическая эпидемия. Совсем не случаен интерес к деятельности различных религиозных сект у политиков самого разного пошиба. Что же их так привлекает в деятельности этих сект. Так как налицо колоссальный духовный голод, то на рынке "духовных услуг" существует самый широкий выбор. Если есть покупатель, то есть и товар. Телеэкран – это окно в мир и являет оно сегодняшнему зрителю любопытнейшую картину.
Миллионы людей охвачены мистическим безрассудством. Одни отправляются в пустыню и ждут там богов из суперцивилизаций. Другие ютятся в темных подвалах Нью-Йорка, Москвы, Парижа, Лондона, поклоняясь дьяволу. Третьи внимательно изучают заветы ныне здравствующего Христа, поселившегося будто бы на Венере. Бритоголовые в желтых сари с белой пометкой на переносице, они бьют в барабаны, звенят колокольчиками, хлопают в ладоши, возвещая гибель современной цивилизации. Они слушают голоса Будды и Сократа, будто бы записанные "мыслящим каналом". Они пользуются наркотиками, чтобы вкусить "божественный нектар" сумеречного сознания. Они воскрешают впечатление загробного мира по исповедям тех, кто пережил состояние клинической смерти. Они жадно улавливают клубы эктоплазмы – материальной субстанции, якобы выделяемой медиумом. Они чествуют бакалавров черной и белой магии. Они толкуют о союзе науки и магии, о непостижимом прорыве души в космос. Они ждут своего фантастического апофеоза в конце времен, в день страшного суда.
Откуда столь многоликое и стойкое духовное поверие, что заставляет массы людей искать свою экзотическую веру, рассчитывая на то, что она привнесет утешение и порядок в их жизнь? Одна из особенностей современной мистической эпидемии заключается в том, что она захватывает массовое сознание не только западного мира, но и нашего. На сегодня, пожалуй, нет людей, которые после массированной атаки мистицизма на сознание рядового обитателя не верили ли бы в те или иные формы мистического опыта. Каждый выбирает свое по своему вкусу. Как и множество людей на Западе, точно также и мы видим сегодня средство жизненной ориентации, не в знании, не в разуме, а в мифе, грезе, суеверии. Хотим мы это признать или нет, но коммунизм был своеобразной формой общественной религии. Старые боги рухнули, и все постсоветское пространство испытывает духовный вакуум и находится в поиске того, чем можно было бы заменить рухнувших богов, поверженные идеалы.
Мистические волны, с точки зрения исследователей, – это, прежде всего, эпохи общественных кризисов. Именно в такие периоды происходит крутая ломка социальных порядков. Революционный энтузиазм нередко сменяется психологической усталостью. Реакционные общественные силы, пользуясь этим, пытаются мобилизовать себя в помощь магический и мистический арсенал. Это и приводит к очередной эпидемии мистического безрассудства.
Что же дает увлечение мистическими культами обычному человеку, на чем стоит тяга миллионов людей к переживанию необычных состояний сознания.
Вообще увлечение мистическими культами на Западе и у нас часто носит потребительски-утилитарный характер, их сторонники остаются глухи к духовной стороне учений. А пророки и учителя толкуют смысл учений сообразно своим корыстным интересам. Поклонники ждут, что заморские "пророки" помогут им обрести исцеление, развить собственные способности, чтобы добиться превосходства над теми, кто не причастен к данному увлечению. Мотивы обычно одни и те же – одни хотят получить психотерапевтический эффект, добиться власти над людьми, другие ищут нервной разрядки, третьи полагают, что владея эзотерическим знанием, они обеспечивают свою принадлежность к элитной группе, четвертые видят в мистических увлечениях возможность вести особый образ жизни. Однако это все очень далеко от реального содержания восточной традиции, да и любой другой традиции, на основы которых и были созданы магические культы.
Нет ничего плохого и порочного в том, что человек занимается раскрытием своих внутренних способностей, занимается самопознанием, обращается к тайнам человеческого сознания, но мистические практики заслуживают критики потом, что в них человек рассматривается, как существо асоциальное, не связанное с другими людьми общественными связями. А за этим стоит проповедь антисоциальных настроений.
Интересна в этом отношении точка зрения американского социолога Э. Тирикьяна, который рассматривает мистицизм как тотализатор социального развития. По его мнению, оккультное можно рассматривать только через призму культурного развития общества. Эзотерические доктрины и оккультные общества, как он полагает, процветают тогда, когда кризис господствующей культуры зашел слишком далеко и в обществе идет формирование новых систем духовных ценностей. Таким образом, религиозным исканиям Тирикьян отводит обновленческую роль в культуре, именно в тяготении к мистицизму видит ее "здоровое ядро". Оказывается, именно мистики вносили в культуру смелые нововведения, что якобы и обеспечивало социальный прогресс. Поиски таинственного, недоступного разуму, идейно-религиозные брожения будто бы обусловили новый виток истории. По мнению социолога, нас ждет и назревает очередная мистическая волна, провозвестие которой он усматривает в увлечении сюрреализмом, оккультизмом, в употреблении наркотиков.
Точка зрения, конечно, спорная. Но она по-своему не лишена логики и смысла и действует она в условиях духовного вакуума по принципу "на безрыбье и рак – рыба".
Так как нам нечего предложить в качестве духовной альтернативы подрастающему поколению, то стоит ли удивляться массовому увлечению молодежи различными религиозными сектами и различными мистическими практиками. Благо – "рынок предложения" такого рода услуг достаточно широк.
Но, перед тем, как попробовать "духовную пищу" было бы разумным посмотреть, на какой "кухне" и чьими руками она готовится!
Около тридцати лет прошло с 18 ноября 1978. Это время трагедии секты "Народный Храм", когда погибло 914 человека. Мировая общественность пережила это шоковое событие и сегодня о нем почти никто не вспоминает. А зря! Трагедия Джонстауна была растиражирована в массовом сознании и сегодня "клише" этой секты работает во многих тоталитарных религиозных сектах.
Одной из версий гибели секты было то, что вся история в Джонстауне была инспирирована ЦРУ, что секта использовалась как своеобразный полигон для психологических испытаний. В советской прессе писали: "На совести шпионского ведомства лежит гибель 914 человек, членов американской религиозной общины, сознательно уничтоженных 18 ноября 1978 г. В Гайане. Злодейская расправа над ними – результат секретной операции ЦРУ под кодовым названием "МК-ультра". К такому выводу пришел Дж. Холсингер, помощник конгрессмена Л. Райэна, прибывшего в те дни в Гайану для расследования положения дел и убитого в тот же день, что и члены общины. Джим Джонс (руководитель) был человеком ЦРУ, которому было поручено проведение экспериментов в рамках программы по отработке методов контроля над поведением человека – "МК-ультра". Преподобный Джонс использовал все те методы, что отрабатывались ЦРУ для контроля над поведением человека,– сильнодействующие наркотики, типа ЛСД, насильственный труд, лишение сна, особые диеты, сеансы промывания мозгов. Массовый эксперимент был, таким образом, направлен на то, чтобы лишить людей нормальных моральных принципов, сделать их способными на совершение преступных актов, убийств или самоубийств. Вот почему "неизвестные вооруженные люди" расстреляли Л. Райэна. Руководителей эксперимента не устраивали возможные последствия его самостоятельного расследования. Возможно, именно здесь выявился специфический сплав религиозного фанатизма, психологического "единения", чудовищного, навязанного извне социального эксперимента. При этом неоспоримо одно – история в Джонстауне стала своеобразной лабораторией дел изучения феномена религиозности процессов коллективной внушаемости в наши дни.
Те принципы социального эксперимента, которые были разработаны и впервые опробованы в Джонстауне, ныне растиражированы большинством тоталитарных религиозных сект. Они все выстроены по одному сценарию.
Психологическая обработка определенной части общества:
1) Паства религиозной секты была особой: членами секты были в основном обездоленные люди, белые и негры, часто безработные, молодежь, одинокие люди, находящиеся на грани отчаяния. Попадались и участники вьетнамской войны, бывшие уголовники, агенты ФБР.

2) Вербовка членов по магическому принципу: объявление о якобы присущей лидеру секты удивительной способности к исцелению больных и активное использование "мнимого дара".

3) Применение массовой рекламы: "Пастер Джим Джонс! Неправдоподобно! Чудесно! Восхитительно! Самая уникальная пророческая исцеляющая служба, Свидетелем которой вы являлись! Делает Зримым Слово, Воплощенное внутри Вас! Бог действует каждый раз, когда трепещущие массы допускаются к участию в службе! Калеки начинают ходить, слепые прозревают!"

4) Создание своеобразного культового ритуала:
а) пение религиозного гимна о братстве, любви, мире. Гимн в честь лидера;
б) хоровое чтение молитвы, посвященной лидеру;
в) проповедь харизматического лидера с постгипнотическим внушением;
г) демонстрация таинств, чудесных исцелений.

5) построение религиозной секты по строго определенному принципу – как специфической разновидности человеческого сообщества, как семьи. (В период крушения старой системы люди, "вышибленные из колеи", обездоленные, утратившие твердые жизненные позиции, вступив в секту, обретают себя, обретают новую семью. Общество презирало, унижало, третировало этих неудачников, их преследовали одни невзгоды. В секте они оказались "братьями". Никто не интересовался как складывалась судьба бывших наркоманов, преступников, проституток, обитателей трущоб, неустроенных и изверившихся людей. Шанс на новую жизнь у бывших "отбросов общества", придание нового смысла их жизни).

6) Освобождение членов секты от материальных проблем. (Все доходы – пенсии стариков, пособия по безработице, случайные заработки – все поступало в распоряжение лидера секты и приносило немалый доход).

7) Создание сети правил и законов, когда человек, вошедший в организацию, не мог покинуть ее под страхом смерти, наказания, проклятия.

8) Создание ощущения постоянного страха перед инакомыслящими, создание обстановки постоянной травли, угрозы нападения.

9) Построение секты по принципу пирамиды, создание сложной иерархии подчинения, которая позволяла секте функционировать эффективно. (В основании секты – рядовые члены, выше – "комиссия храмового планирования, избранные сектанты, имеющие заслуги перед сектой. Далее 12 ангелов. Венчал созданную пирамиду сам лидер – Джим Джонс.

10) Разработка системы автоматической передачи личного имущества секте. Создание атмосферы шантажа и обирания. Все имущество принадлежало лидеру секты.

11) Создание в секте системы карательных органов. Д. Джонс имел "личную охрану", "эскадрон смерти", "службу порядка". (В эти подразделения отбирались опытные кадры, прошедшие ранее специальную подготовку. Здесь были и телохранители, и профессиональные убийцы, и наемники).

12) Создание культа своего лидера (пророка, учителя, вождя, гуру, бога). В сектах исчезают иконы, вместо них появляются фотографии лидера секты, обладающие "чудодейственными свойствами". Они вызывают души умерших, мирят поссорившихся супругов, воскрешают мертвых, спасают от пожара, болезни, смерти.

Мы можем назвать сегодня десятки религиозных объединений, в деятельности которых очень прозрачно просматриваются основные направления деятельности "народного Храма", клише было создано и оно работает и через 30 лет. Значит это был своего рода политический эксперимент, но в религиозной форме.
Существует мнение, что религиозные культы выполняют деполитизирующую функцию. Часто различного рода секты спекулируют на левых политических лозунгах, демагогически извращают идеи равенства, братства, любви, свободы. Проповедуя аполитичность рядовых членов религиозных общин, их вождя, как правило, поддерживают реакционные политические силы, обнаруживают склонность к диктаторству к политическому фанатизму.
Многие исследователи высказывали предположение, что на конец 20 века и начало 21 начнется заметный спад культовых увлечений. Однако этого не произошло. Несмотря на сенсационные разоблачения, которые воочию показали абсурдность многих сект, их откровенную опасность для людей и общества в целом, религиозность не убывает, а разрастается. Она принимает теперь самые разнообразные формы. Стало быть, перед нами стойкий духовный феномен. Западным футурологам казалось, что мистицизм и спиритуализм обречены, поскольку носят характер легкомысленной моды. Как только она перестанет быть сенсационной, пресса прекратит ее популяризировать, а промышленные и торговые предприятия, делающие бизнес на этой "моде", вынуждены будут переменить ориентацию. Как видим это отношение к "моде на мистицизм" на Западе носит чисто рыночный интерес.
Но, увы, западные аналитики просчитались, жизнь не подтвердила их прогнозов. Религия как стимул общественной жизни не утратила своего значения. Но отношение к мистицизму принесло и неожиданные сюрпризы.
Все реже к алтарю приходят верные прихожане. Растет число людей, которые как говорят социологические опросы, вообще не знают, как определиться, какую религию выбрать в качестве жизненного ориентира. И тут, разумеется, широкие объятия им открывает "нетрадиционная религиозность". Сегодня этот процесс захватил многие страны мира, различные слои общества, в первую очередь молодежь. Происходит процесс сотворения новых кумиров, новых учений, новых вер. Распространяются необычные культы, создаются разнообразные общины, секты, братства. Множатся ряды верующих, у которых нет церкви.
Не стоит забывать о том, что у многих сект – два лица. Одно религиозное, другое – политическое. Вспомним джонстаунскую трагедию. Зазывая людей посулами построить многорасовое, миролюбивое, основанное на равенстве общество, Джонс фактически втянул их в строго иерархированную авторитарную секту, порядки в которой, колючей проволокой и охранниками с собаками до вытатуированных номеров на запястьях и лодыжках, напоминали тот самый фашизм, из-за ужаса перед которым Джонс отдал приказ о самоубийстве.
На территории бывшего Союза это выглядит немного по-другому. Чаще всего верующие оказываются "мертвыми" для семей, прежнего социального статуса, профессии. Культовые организации толкают людей на такого рода "самоубийство".
На Западе такие нетрадиционные религиозные объединения как "Церковь Объединения" Санг Миунг Муна – это не только политическая организация, но и солидная предпринимательская фирма. Используя различные приемы психологического принуждения, лидеры сект наживают миллионные состояния, проявляя полное равнодушие к судьбе рядовых членов.
После спада молодежных движений 60-70-х годов, как отмечают ученые, усилились два направления, характерные для политического сознания молодежи на Западе. Одно из них привело к отходу от политики, увлечению религией. Другое вызвало усиление терроризма, распространение левого экстремизма среди молодежи. Левый экстремизм – результат и симптом кризиса современного общества, канал, в который направляются недовольство, отчаяние и ярость социальных групп. Богоискательство молодежи явилось мистифицированной формой политического протеста. Тем и опасны современные секты, что под видом религиозной мистики они преследуют и добиваются политических целей своих лидеров. Представители мистического сознания открыто заявляют об отходе от революции, о своем презрении к революционному пафосу и воспринимают политическую активность как бесплодную.
Антонио Грамши – один из известных политических деятелей 20 века, называл религию самой большой авантюрой, самой большой "утопией", какую человечество когда-либо создавало коллективно. Современный мистицизм – это тоже грандиозная авантюра, когда он попадает в руки нечистоплотных политиков. Его "пророки" располагают усложненной техникой внушения. Они хотят, чтобы затемненное сознание стало спутником жизни. Но это мнимое богатство духа может обернуться пригоршней праха. Оно может явить миру ужас и отчаяние.
Казахстан в современном мире, не остров в океане, который защищен и вооружен в духовных битвах надвигающегося столетия. Готовы ли мы к этим схваткам, спокойна ли наша душа за подрастающее поколение? Может быть прежде чем строить храмы, мечети и религиозные культовые здания стоило бы задуматься о духовном здоровье нации? Психический и духовный голод подрастающего поколения еще способен преподнести нам не один неожиданный сюрприз. А вот готовы ли мы к ним? Нет ни серьезных ученых, ни подготовленных психологов, ни разработанной современной системы духовного воспитания, нет научных центров, которые бы этим занимались. Если мы не разработаем этого сами, то за нас это сделают другие, но с отрицательным результатом для Казахстана. А другой альтернативы нет. Как гласит старинная пословица: "Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих собственных". Будем учиться на чужих ошибках, чтобы их не повторять.

Нора Бекмаханова

Источник - Dialog.KZ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1149931200
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторы утвердили поправки в Налоговый кодекс
- Премьер-Министр РК А. Мамин провел 20-ое заседание Совета глав правительств государств-членов ШОС
- Д. Ашимбаев: В национальной политике Токаев идет за Назарбаевым
- Рожать или не рожать – вот в чем вопрос
- Каирбек Сулейменов: налоговики превышают свои полномочия
- Международное партнерство: итоги четвертого дня Х Гражданского форума
- Налог с мобильных платежей начнут взимать со следующего года
- Бауыржан Байбек ознакомился с ходом исполнения предвыборной программы Nur Otan в столице
- В колледжах Казахстана прекращено обучение по 50 профессиям
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх