А.Куртов: Шанхайский триумф.., но не без проблем 02:59 20.06.2006
Вчера в Шанхае с успехом прошел юбилейный саммит ШОС – организации, о которой еще совсем недавно было известно лишь узкому кругу специалистов. Поначалу ШОС мало кто в мире принимал всерьез. В США и Западной Европе считали, что Россию уже можно списать со счетов и любые организации с ее участием, якобы, ничем не могут серьезно осложнить гегемонию Соединенных Штатов. В этом своем высокомерии Запад явно ошибся.
Поняв это, там сменили тональность высказываний относительно ШОС. Так в преддверии саммита в Шанхае в британской "Гардиан" и в американском "Голосе консерватора" фактически синхронно появились статьи, авторы которых беспардонно утверждали, что ШОС – это не что иное как "клуб диктаторов", способных лишь тянуть свои страны в прошлое. В этих эскападах было налицо уже не снисхождение, а бессильная злоба.
"Юпитер, ты сердишься. Значит ты не прав!", – так говаривали в таких случаях жители Древнего Рима. Только как видно их далекие потомки по англо-саксонской ветви так не усвоили этой житейской мудрости.
Шанхайская организация сотрудничества отпраздновала пятилетний юбилей. Ровно пять лет назад в Шанхае была подписана Декларация о создании ШОС. Впрочем, зарождение данной организации уходит еще в более ранний период. ШОС выросла из форума, созданного, с одной стороны, – Китаем, а, с другой, – бывшими союзными республиками СССР, ставшими независимыми государствами. Теми из них, кто непосредственно граничил с Китаем. И создавался форум первоначально именно для решения комплекса доставшихся в наследство пограничных проблем. Причем речь шла не только о том, где конкретно будет проходить линия границы, но и о более серьезных вещах. Обстановка в регионе тогда была довольно сложной. То тут, то там давали о себе знать проявления международного терроризма, политического экстремизма и национального сепаратизма. Китай, кстати, этим трем явлениям присвоил наименование "трех зол".
Постепенно, решая проблемы безопасности в пограничных регионах, страны выработали навык продвинутого дипломатического общения. Их сотрудничество стало набирать обороты и по другим направлениям. Появилась политическая, экономическая и гуманитарная составляющая. Расширился и круг участников: к Китаю, России, Казахстану, Киргизии и Таджикистану присоединился и не имевший границ с Китаем Узбекистан.
Несмотря не очевидную разность потенциалов шести указанных выше стран, их принадлежность к разным цивилизациям, это не помешало найти те точки соприкосновения интересов, которые, при объединении усилий, приносили бы успех всем без исключения участникам данной организации. Начал расти взаимный товарооборот, стали реализовываться проекты строительства различных транспортных артерий, соединяющих страны – члены ШОС. А ведь многие из таких артерий были построены еще во времена Советского Союза и даже российских государей-императоров (как, например, железная дорога в Китай). Несомненно, авторитету ШОС добавляет тот факт, что в ее состав входят две ядерные державы (Россия и Китай), а также то, что они же являются постоянными членами Совета Безопасности ООН.
В ШОС начали тянуться те страны, которые увидели в ней восходящую силу. Некоторые из них получили статус стран-наблюдателей (Монголия, Индия, Пакистан и Иран). Учитывая это, нетрудно подсчитать, что совокупный потенциал стран ШОС по очень многим параметрам превзошел большинство других региональных объединений. Ни НАТО, ни Европейский Союз не могут тягаться с ШОС по объемам людского потенциала, площади пахотных земель, запасам углеводородов и других природных ископаемых.
Правда, все это странам ШОС еще надо конвертировать в повышение уровня жизни населения своих государств. Но и для этого, в частности, создавалась ШОС.
Нынешний саммит как раз позволяет надеяться, что движение в этом направлении может быть успешным. Перед саммитом прошли рабочие заседания ряда новых структур, созданных в рамках ШОС. Таких, например, как Деловой совет ШОС, Межбанковское объединение ШОС. Семь рабочих групп трудились над 120-ю планами реализации проектов в различных областях экономики. Они призваны стать инструментом развития не только собственно Центральной Азии, но и большей части Евразийского материка.
По-прежнему в зоне пристального внимания ШОС останутся проблемы безопасности. В организации уже несколько лет существует Региональный антитеррористический центр. Теперь же в Шанхае были подписаны ряд соглашений: о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории государств-членов ШОС; о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территорию стран ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности; соглашение о технической защите информации. Отдельной темой стали новые договоренности по борьбе с наркотрафиком. Главы государств ШОС также приняли Заявление по международной информационной безопасности и утвердили программу сотрудничества по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007-2009 годы.
Была принята Декларация пятилетия ШОС, изменены некоторые институты внутри организации. Так секретариат ШОС получил новые, более расширенные полномочия. В соответствии с новым положением секретариат станет отвечать за координацию работы органов ШОС и за информационно-аналитическое, юридическое и финансово-организационное обеспечение работы ШОС. Вводится должность генерального секретаря организации.
Не забыта была и "экономическая корзина". Уполномоченным банкам стран-членов ШОС было поручено приступить к формированию единой базы данных по инвестиционным проектам на пространстве ШОС. В абзацах программы, рассчитанной до 2010 года, значится немало крупных инфраструктурных проектов в области транспорта, энергетики, повышения товарообмена в приграничных зонах, телекоммуникаций.
Гуманитарная сфера пополнилась межправительственным соглашением о сотрудничестве в области образования.
Что касается несколько искусственно будировавшихся представителями СМИ вопросов о возможном расширении состава постоянных членов ШОС, и, якобы, чуть ли не главной интриги со вступлением в ШОС Ирана, то в Шанхае было принято вполне взвешенное решение: не гнать коней. Проще всего поставить галочку и отрапортовать об успехах организации, выдав за последние тривиальный количественный рост состава организации. Но количество далеко не всегда переходит в качество. Многие из тех, кто так жаждет войти в ШОС, привнесут в нее массу своих нерешенных проблем (достаточно вспомнить о трениях между Индией и Пакистаном или о совсем не простой ситуации вокруг Ирана). Эти проблемы оттянуть внимание ШОС и в значительной степени замедлят ее развитие. Поэтому расширение ШОС – это дело будущего.
Может показаться, что юбилейный саммит ШОС прошел совсем без проблем. Это не совсем так. Как эксперт, имеющий непосредственное отношение к формированию проблематики, обсуждающейся в ШОС, не могу не отметить, что проблемы все-таки имеются. Китайская сторона упорно продвигает идею скорейшего формирования в ШОС зоны свободной торговли. Интерес Китая понятен: он член ВТО и страна, обладающая несомненным конкурентным преимуществом – дешевой рабочей силой. Но нетрудно прогнозировать какие последствия для России и стран Центральной Азии будет иметь реализация этой в общем-то интеграционной меры. Разумнее все-таки проявить здесь осторожность.
Ведь и со многими экономическими инвестиционными проектами не все так уж однозначно. Взять хотя бы те же трубопроводы. Понятен интерес Китая к нефти и газу региона Центральной Азии. Только в разработку газа в Узбекистане китайцы в ближайшие пять лет обязались вложить 208 миллионов долларов. Но ведь речь опять-таки идет о сырье, а не о высоких технологиях. В этом году руководство Китая в ходе официального визита в США заключило контракт на многие миллиарды долларов, закупив огромную партию самолетов "Боинг". Вот если бы в рамках ШОС Китай и Россия эти деньги потратили на создание собственного современного авиалайнера, тогда ШОС действительно вышла бы на мировой рынок с совместным конкурентным продуктом в самых передовых областях.
ШОС должна не просто развиваться, а брать высоты, которые позволят хвастаться не только природными или сырьевыми ресурсами, но и иными достижениями. В конце концов, и Россия и Китай – космические державы. Вот где действительно можно достичь подлинных высот в сотрудничестве.
Аждар КУРТОВ
|