Н.Байрамова: Вышел в тираж. Туркменбаши уже целый год не радует поклонников новыми книгами 08:48 27.06.2006
Вдохновенности больше нет
Вот уже около года Сапармурат Ниязов не радовал мир своими новыми литературными произведениями. Последнее - сборник стихов Мехрибанларым (Мои дорогие) - увидело свет в октябре прошлого года.
С этих пор "дорогие" лишены удовольствия внимать новым лирическим и философским откровениям своего вождя. Уже положены на музыку все его стихи, уже не осталось ни одного фрагмента "Рухнамы", не ставшего основой для драматургии. Спектакли, музыкальные композиции, песни и танцы - во всем можно найти сюжеты, связанные с "творчеством" Ниязова. В стремлении увековечить гениальность и нетленность своих произведений, Ниязов в канун своего 66-летия даже санкционировал выпуск серии юбилейных золотых и серебряных монет, изображающих его литературные шедевры: четыре сборника стихов и два тома "Рухнамы".
Ниязов уверен: все европейские и азиатские столицы ознакомлены с его произведениями, переведенными, по официальным данным, на все мировые языки. Нужды нет, что тираж таких изданий до смешного мал: важно, чтобы несколько экземпляров каждого из них пополнили его личную библиотеку. Чтобы потешить тщеславие автора, а заодно получить выгодные контракты, зарубежные бизнесмены идут на такие "жертвы" вполне осознанно, вкладывая средства в издание никому не нужной макулатуры.
Зато при личной встрече можно похвастаться, мол, читал, читал и даже восторгался, насколько все гениально, образно! Всем друзьям и знакомым посоветовали прочитать, всем понравилось. Ну, и так далее - один раз можно и покривить душой. Хотя среди "поклонников" таланта Туркменбаши встречаются и вполне солидные люди, которым его творчество на самом деле кажется верхом совершенства. Просто сравнить не с чем, так как больше ничего они, видимо, отродясь не читали.
>Возможно, Ниязов-поэт переживает сегодня период творческого застоя, иначе как понять, что на самом пике жизненного периода, определенного, кстати, им же самим как возраст "вдохновенности" (61-73 года) поэтическую вдохновенность Ниязов явно утратил. Возможно, его "вдохновенность" приобрела несколько иные формы, схожие с симптоматикой больного шизофренией. И хотя литературный гений Туркменбаши Великого вызывал и вызывает у многих чувство вполне понятного скепсиса, уж лучше бы он писал стихи. Пользы, разумеется, это никакой не принесло бы, но и вреда тоже не особо.
Впрочем, это с какой стороны посмотреть. И снова, в который уже раз, перед нами школьная программа и темы сочинений, предлагаемых на выпускных экзаменах в школах Туркменистана. Сказать, что нормальному человеку при чтении этих "документов" становится не по себе - значит не сказать ничего. Не стоит обманывать ни себя, ни своих детей: годы независимости, все 14 лет стали для Туркменистана дорогой вспять, которую Ниязов старается оправдывать "национальными особенностями" развития. С этих позиций сегодня трактуется история, культура, наука, ими же руководствуются учителя и воспитатели молодежи.
Представьте себя на месте сегодняшних выпускников и попробуйте написать сочинение на одну из предлагаемых тем:
Пусть всегда будет мир, пусть вечно будет наш Великий Туркменбаши!
Великий Сапармурат Туркменбаши - наш вечный Президент.
Сапармурат Туркменбаши Великий - опора народа, Родины и единства.
Горжусь монументальным зодчеством прекрасных новостроек, созданных Великим Сапармуратом Туркменбаши.
На туркменскую землю пришла вечная весна.
Единство, мир, согласие - незыблемая основа независимого, вечно нейтрального Туркменистана.
Священная Рухнама - Золотая Книга Золотого века.
Книги жизни Великого Сердара - наше главное учение.
Воспевание высокой духовности в произведениях Великого Сапармурата Туркменбаши.
Заветы Великого Сапармурата Туркменбаши молодежи- школа воспитания совершенной личности Золотого века.
Описание Золотого века в Книгах жизни Сапармурата Туркменбаши Великого.
С Великим Сердаром в Золотом веке.
Атамурат Ниязов - Национальный Герой, патриот, мастер - учитель.
Курбансолтан эдже - Мать - Героиня.
Тропа Сердара - тропа здоровья.
Моя мирная, вечно нейтральная, независимая страна.
Священная книга, озарившая мир.
Родина - светоч туркменской души.
Туркменская природа - отражение туркменской национальности.
Детство и юность Великого Сердара, начало трудового пути.
Год Священной Рухнама - год высокой духовности.
Высокая духовность - главная нравственная ценность туркмен Золотого века.
Аннанияз Артык - Великий предок Великого Сердара.
Сапармурат Туркменбаши Великий - покровитель всех туркмен мира.
Священные Рухнама - наш путь жизни.
Национальное наследие - наше духовное богатство.
Священная Рухнама Сапармурата Туркменбаши Великого - вершина человеческого ума.
Великий Сапармурат Туркменбаши о художественной литературе.
Основные темы туркменской литературы Золотого Века Великого Сапармурата Туркменбаши.
Поэзия Великого Сапармурата Туркменбаши - духовное богатство туркмен.
Образ Великого Сапармурата Туркменбаши в туркменских сценических произведениях.
Материнская любовь в Священной Рухнама.
Независимый, вечно нейтральный Туркменистан в художественной литературе.
Народ, Родина, Великий Туркменбаши в поэзии эпохи независимости.
Воспевание Священной Рухнама в художественной литературе.
0писание уважения к туркменским женщинам в Священной Рухнама Сапармурата Туркменбаши Великого.
Воспевание Государственных символов в туркменской поэзии.
Песни, рожденные высокой духовностью Священной Рухнама.
Образы Героя - Отца и Матери - Героини Великого Сапармурата Туркменбаши в туркменской литературе.
Художественное воплощение духовности в Книгах жизни Сапармурата Туркменбаши Великого.
Вдохновенный патриотизм поэзии Великого Сердара в сборнике стихов "Tiirkmen ilim аmаn bolsun".
В эпосе Сапармурата Туркменбаши Великого "Turkmenin bas еууаmуnуn Ruhy" - чувство гордости и любви к Родине.
Высокое чувство ответственности за судьбу Родины в поэтическом букете "Watana howp etjek uc apat" Великого Сапармурата Туркменбаши.
Воспевание высокой нравственности и гуманизма в стихотворениях Великого Сапармурата Туркменбаши.
Новые поэтические стихотворения в книге Великого Сердара "Весна моей высокой духовности" - духовный источник молодежи Золотого века.
Священная Рухнама - источник художественного творчества.
Образ Великого Сердара в туркменском искусстве.
Развитие туркменской поэзии в Золотом веке Великого Сапармурата Туркменбаши.
Мое любимое прозаическое произведение в новой туркменской литературе.
Отражение вдохновенной гордости за Народ, Родину, Великого Сапармурата Туркменбаши в новых прозаических произведениях.
Сценические произведения, созданные за годы независимости и нейтралитета.
Художественное воплощение героического прошлого туркмен в новых сценических произведениях.
Развитие литературоведческой науки в Золотом веке Великого Сапармурата Туркменбаши.
Книги жизни Великого Сапармурата Туркменбаши - светоч новой туркменской литературы.
Стихотворения Великого Сапармурата Туркменбаши "Священная Рухнама".
Поэтический мир Великого Сердара - воплощение высокой духовности.
Как гласит восточная мудрость, сколько ни говори "халва, халва", во рту слаще не будет. Сколько красивых слов: Золотой век, духовность, вдохновенная гордость, духовное богатство, вечная весна, материнская любовь… А гордости почему-то нет, нет и вдохновения, ничего нет. Есть только пустота, заполняемая жалкой пародией на человеческие чувства, идеи, мечты. Не видеть этого стыдно. А видеть и молчать - преступно. Ведь не в самом же деле "Священная Рухнама Сапармурата Туркменбаши Великого - вершина человеческого ума"!
Нургозель Байрамова Специально для "Гундогара" 26.06.2006
|