А.Мадумаров (госсекретарь Киргизии): "Евразийство как новое ощущение истории" 15:30 27.06.2006
ЕВРАЗИЙСТВО КАК НОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ ИСТОРИИ. Выступление Государственного секретаря Кыргызской Республики А.К. Мадумарова на Международном форуме "Диалог цивилизаций и сосуществование народов"
Уважаемые участники форума!
Дорогие гости, представляющие огромный мир Евразии!
Позвольте приветствовать вас на кыргызской земле, по которой прошла древняя евразийская культурно-экономическая артерия – Великий Шелковый путь!
С особой радостью хотел бы приветствовать в вашем лице один из авторитетных демократических институтов планеты, интеллектуальный международный форум – платформу "Диалог Евразия"!
Добро пожаловать, дорогие друзья!
Знаменательно, что ваш форум, который вот уже ряд лет в новом веке объединяет авторитетные научные силы разных стран, проведет свои нынешние заседания под знаком двух символов, один из которых – диалог цивилизаций, а другой – сосуществование народов.
Время показало, что два этих понятия – неразрывны, и диалог является формой и естественным условием сосуществования.
Глобализационные процессы, происходящие сегодня в современном мире, особенно в общественно-политической сфере, меняют условия сосуществования наших стран как в плане внешних отношений на международной арене, так и в плане развития внутреннего потенциала каждого из наших народов.
Время еще раз доказывает справедливость идеи об ускорении развития вместе с поступательным ходом истории. Эту истину не могут опровергнуть ни теоретические схемы одномерного понимания глобализации, ни идеи, как правило, завуалированные, об однополярности мира. Само время подтверждает, что многообразие культур, сочетание цивилизационных моделей не только неуничтожимо, а наоборот - многокультурность является яркой, сущностной, изначальной чертой человеческого общества как такового.
Вот почему обращение к гуманитарному, социокультурному сотрудничеству и диалогу касается самой сути долговременной стратегии развития. И не только долговременной. Это проявление уважения к народам и странам уже сегодня. Без этого не может быть будущего.
Как известно, еще 2001-й год Организация Объединенных Наций объявила Годом Диалога цивилизаций, и эта основная концепция отношений внутри человечества сегодня уже осознается как традиция.
Именно в 2001 году начались, прежде всего под эгидой ЮНЕСКО, масштабные конференции, форумы, консультации, благодаря которым сегодня особенно ясно: социально-политическая характеристика многополярного мира нашей планеты немыслима без межцивилизационного диалога.
Многие из вас были и являются активными участниками этого процесса.
Именно во многом благодаря вам во всей остроте встали перед нами проблемы обеспечения мира и благополучия в условиях полиэтнического, поликонфессионального общества.
Именно вы заговорили о толерантности, об укреплении уважения к чужому инакомыслию, о ценности культурного многообразия.
Именно вы заметили и обозначили новые тревожные векторы человеческого развития, заговорили о глобализации и о том, как преодолевать ее разрушительные тенденции.
И, надо сказать, что именно вы в споре о губительном противостоянии Запада и Востока первыми заговорили о традиционном евразийстве в его современном понимании. Благодаря вам евразийство представляется мостом между разными принципами человеческого бытия.
Дорогие друзья, спасибо вам за это от нас, ваших сограждан, от ваших современников!
С понятием евразийства у меня связано некое личное чувство, ощущение, воспоминание…
Я не раз в Стамбуле проезжал по знаменитому мосту через Босфор – этот мост разделяет Азию и Европу. Точнее сказать, не разделяет, а соединяет! У меня всегда, как только я оказывался в этом месте, в душе возникало какое-то особое волнение, я как бы чувствовал, что вот – с этой стороны великая Азия, а с этой – великая Европа: две главные колыбели человеческой цивилизации.
В такие минуты ощущаешь себя в середине мира, а значит – в центральной точке Истории.
И вот сегодня я не могу отделаться от мысли, что наш форум собрал нас вместе в какой-то мере в центральной точке истории.
Я попробую пояснить свою мысль.
Сейчас каждый момент социального бытия, каждое общественное событие отзываются с такой силой, что кажется: история вот-вот остановится – или пойдет по иному пути. Мы живем в настолько напряженной системе событий и их движущих причин, что, наверное, здесь справедливы слова Френсиса Фукуямы о том, что весь мир находится в состоянии перехода к новым ценностям и что это процесс, который хочется назвать "концом истории".
>Нет, это не конец истории. На самом деле, видимо, нужно думать о новом качественном значении истории для каждого из нас, для каждой страны, для каждого общества.
Я говорю это потому, что идея противопоставления Запада и Востока, идея невозможности их цивилизационного сближения остается значимой в сознании многих. Мир слишком некритично вслушался в слова Самуэля Хантингтона, когда он сказал следующее:
"На поверхностный взгляд западная культура большей частью проникла в другие страны мира. Однако на поверку западные ценности все еще разительно отличаются от того, что царит в "других цивилизациях". Хантингтон, как известно, уверен в том, что "западные идеи личности, либерализма, конституционализма, прав человека, равенства, свободы, верховенства закона, демократии, свободного рынка, разделения церкви и государства зачастую не находят отклика в исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддистской или православной культурах".
Представляется, что реальная картина гораздо сложнее, чем об этом говорит Хантингтон – в особенности о тех несопоставимых смыслах, которые скрыты в словах "Запад" и "Восток". Действительно ли эти смыслы так враждебны друг другу, так взаимоисключают друг друга? Не уверен.
Великий английский писатель Редьярд Киплинг писал: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись". И более столетия ученые – преимущественно западные! – послушно повторяют эту формулу, но ведь ей столько лет и она безнадежно устарела!
Совершенно иной подход предлагает ваша платформа. Более того, насколько известно, именно матрица платформы Диалог Евразия предшествовала рождению концепции Диалога цивилизаций, как бы подготавливая ее появление.
Гораздо убедительнее, чем водораздел Востока и Запада, данный Киплингом, выглядит так называемое зеркало Геродота. Это метафора того, как величайший историк древности рассматривал Азию и Европу как нечто изначально целое. Эта целостность всегда ощущалась – как географически, так и исторически.
И очень дорого, что это точное и красивое представление о целостности человечества нам напомнили узловые положения вашей культурно-интеллектуальной платформы.
Я с удовольствием хочу процитировать одну мысль из основополагающих документов "Диалога Евразия":
"Евразия всегда находилась у истоков долгого пути, который носит имя цивилизация. Первые города, первые религии, первые пророки, первое понятие дом, первые идеи и мысли… На пороге нового тысячелетия человечество находится в активном поиске путей развития нового мира. Мы не имеем права откладывать, отказываться либо пренебрегать исполнением этой миссии".
Наши современники имеют все основания усматривать преемственность и единство в развитии идей Диалога Евразия.
В сущности, мы в своей внешней политике руководствуемся теми же идеями и тою же практикой, которые декларируются Диалогом цивилизаций и евразийской Платформой.
Вот один из красноречивых и масштабных примеров.
В ходе государственного визита в Китайскую Народную Республику Президент Кыргызской Республики Бакиев Курманбек Салиевич с Председателем КНР Ху Цзиньтао – в лучших традициях деятельности Шанхайской организации сотрудничества – подписали совместную декларацию, где заявили о единстве взглядов на концепцию обеспечения независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности, укреплению безопасности, стабильности и сотрудничества в Центральной Азии. Мы заявили о поддержке усилий по созданию безъядерной зоны, по совместной борьбе с терроризмом и утвердили еще многие стороны, где наше сотрудничество будет полным и эффективным.
Я вспоминаю об этом важном документе именно в контексте качественно нового содержания истории, о котором говорил выше. В Декларации мы отметили, что в обстановке сложных и глубоких изменений основной лейтмотив эпохи – развитие и сотрудничество, создание новой архитектуры безопасности, уважение по отношению к многообразию мировых культур и моделей развития.
Мне кажется, что этот значительный во всех отношениях документ создан и осмыслен в той же системе координат, которой руководствуемся все мы, в том числе и участники нынешнего Форума.
Мне хотелось бы привести пример, так сказать, внутреннего характера. Он свидетельствует о том, насколько наше внутреннее сознание уже перестроилось – насколько мы ощущаем себя и гражданами своей родины, и гражданами мира.
Вот как раз накопленная энергия освоения нового мира у граждан нового Кыргызстана сегодня особенно велика. Эту энергию следует понимать как реальную данность нашего времени.
Например, когда мы говорим, что сотни тысяч кыргызстанцев работают за рубежами нашей страны, мы с одной стороны традиционно насторожены: как-то не очень привычно для нас, когда наши соотечественники уходят так далеко от своего дома. Но, с другой стороны, огромное количество представителей таких мощных держав, как Китай и Турция, США и Россия, тоже работают в разных уголках планеты, тоже способствуют укреплению благосостояния своего дома – а значит, тоже являются своего рода "гражданами Вселенной".
Раз это так, то, видимо, трудовая миграция - в принципе здоровый процесс, позитивная сторона глобализации.
И потому мы, кроме прочего, осознаем и то, что эти наши соотечественники, работающие за пределами Кыргызстана, вращаются в евразийском мире, привносят на свою малую родину – в свой аил, свой регион – атмосферу большой родины, Евразии.
И еще одна черта, благодаря которой я счел немаловажным заговорить об этом: мы уходим на просторы Евразии теми же древними своими кочевыми путями, каким кочевали наши предки.
Евразия – место древних тюркских кочевий.
Евразия – наша большая родина!
Современники информационной эпохи, мы видим, как стремительно осваивается мировое пространство. И путей его освоения – немало. И при этом политическая карта нашей планеты вовсе не становится меньше: она по-прежнему велика, сложна и многополярна.
И до появления на этой карте особого культурно-исторического сообщества по имени Евразия, карты мира как таковой не существовало. Человечество осознали мир и планету как завершенную целостность примерно тогда, когда евразийцы обозначили себя как некий суперсоциум и суперэтнос – в начала переломного ХХ века, с которым завершилась традиционная история человечества.
Для всех нас большая радость, что культурно-интеллектуальный форум Диалог Евразия обозначает для современников новые векторы постижения и творческого переустройства нашего будущего.
Ведь евразийство – это, в сущности, новое ощущение истории.
Позвольте пожелать вам плодотворной работы!
Город Бишкек, 21 июня 2006 года.
|