А.Абдынасырова: О другой стороне хиджаба. Джалалабадская "школьная" полемика 07:36 30.06.2006
"Весной 2006 года в Джалал-Абадской области развернулась дискуссия по поводу ношения хиджаба (мусульманского платка) в светских школах. И сразу обозначился факт роста мусульманизации среди молодежи и подростков, которые стали требовать свободу ношения хиджаба.
В областном отделении образования и в школах области было проведено широкое обсуждение данной ситуации. Было принято решение о внесении изменений в Устав школ согласно пп. 9-11 ст. 16 Конституции КР, а также Закону Кыргызской Республики "Об образовании". Всем руководителям школ дано указание о строгом соблюдении конституционных прав и свобод мусульман и их детей. В связи с этим 20 мая 2006 года в Джалал-Абаде прошел "круглый стол" "Воспитание верующей молодежи".
Однако данная проблема высветила и межнациональные трения. Ежемесячный бюллетень "Право для всех" от 4 апреля 2006 года (стр. 21-22), издаваемый в Джала-Абаде при поддержке Ошского офиса ОБСЕ, опубликовал статью Г. Нурматовой "Хиджаб и платок в школе. Что это?", где говорится о нарушениях права мусульманок на ношение платка хиджаб в школах Джалал-Абадской области. Автор статьи приглашает к разговору на эту тему. Данная проблема актуальна на юге Кыргызстана, где 99% населения составляют мусульмане сунниты-ханафи.
В казалось бы безобидной статье Г. Нурматовой содержатся идеи, носящие и политический, и антиконституционный характер. Она пишет: "…Никогда для мусульман законы, созданные людьми, не будут превыше Божьих законов. И никогда Государство, школы, любые отдельно взятые инстанции не заставят мусульман подчиняться своим законам, если они не соответствуют Божьим законам… Не надо думать, что девочки-мусульманки снимут свои одежды из-за запрета школы. Нет. Они, скорее всего бросят учебу, как многие сейчас и делают. Они знают, что потеряют меньше, чем приобретут…".
Дискуссию продолжила Ш. Жоробаева, инспектор горУО по охране прав несовершеннолетних детей, которая раскрыла другую сторону вопроса: несогласие именно узбекских школ на введение единой школьной формы под предлогом запрета на хиджаб, носящее несколько антигосударственный характер.
Она пишет: "С момента издания приказа городского управления образования "О внешнем виде учащегося" с целью сохранения дисциплины в школе, Вы не первая, кто забил в колокол по поводу запрета для девочек-мусульманок хиджаба… В нашем городе 22 школы и >вся эта сумятица о ношении платка идет только от трех школ (№№ 2, 7 и 8), которые сегодня по всем показателям учебно-воспитательной работы плетутся в хвосте среди школ. Почему администрация и коллективы этих школ не интересуются качеством образования? Почему именно в этих школах идет массовое увиливание от учебы?.. Городское управление образования не ущемляет ничьи права! В свободное от учебы время ученик вправе исповедовать любую религию и одеваться во что угодно… Если эти три узбекские школы хотят построить в Кыргызстане халифат, то пусть знают, что у них ничего не выйдет… Разве не секрет, что из числа "ночных бабочек" в хиджабах многие приезжают из районов и приграничных государств? Так что не все зависит от внешнего вида человека, все исходит от его нравственности".
Из дискуссии двух соотечественниц получается: или светская школа, или ношение хиджаба без образования.
Система образования отстаивает введение единой формы в школах в целях укрепления государства. Этот разговор ведется несколько лет. В свое время его инициировал в Министерстве образования и культуры КР и поддержал омбудсмен (акыйкатчы) КР.
Но в данном случае есть решение в другой плоскости. Если не хотят снимать хиджаб ученицы светской школы, то ведь можно для них создать религиозную школу (медресе), но с соблюдением всех стандартов школьного среднего образования в Кыргызской Республике. И тем самым погасить повод к межнациональному конфликту.
А. АБДЫНАСЫРОВА, кандидат философских наук"
|