А.Гударзи: Пророки хизбутского Зазеркалья: "светлые умы" мракобесия. Часть 2-я 08:51 01.07.2006
"Пророки Зазеркалья": случайность или закономерность?
Часть вторая
>В тексте "Программы Хизб ут-Тахрир" редакции 1985 г., 30-летний период деятельности четырех халифов не указан. Упомянуты первые 3 года 13-летнего периода жизни Пророка. Этот прием "не уточнениия" должен был отвлечь рядовых хизбуттовцев и потенциальных приверженцев от провалов деятельности партии в предшествующие годы.
Но мне кажется, что даже не это было главным в новой редакции Программы. Важнее было закрепить в сознании партийцев образ Набхани (ум.1977 г.) как культового символа современности.
Из текста Программы: "Партия начала первую стадию в Ал-Кудсе в 1372 году после хиджры (1953/54 гг.) под руководством своего основателя, известного ученого, мыслителя, талантливого политика, кади в суде присяжных в Ал-Кудсе Таджуддина ал Набхани (Taqiuddin al Nabhani). Именно так действовал Посланник Аллаха на первой стадии давах, которая длилась 3 (три) года, приглашая людей лично и представляя им то, что открыл ему Аллах. Он секретно собирал тех, кто верил в него на основе этой идеологии... ".
Согласитесь, трудно не заметить, смысловую нагрузку цитаты "именно так действовал Посланник Аллаха" – она, по сути, навязала уравнивание деятельности Набхани с практикой Посланника Аллаха. Редактирование Программы инициировал первый приемник Набхани, его сподвижник и многолетний резидент Партии на палестинских территориях (г.Хеврон) Абд ал-Кадим Заллум (ум. Апр. 2003 г).
Поддержал бы сам Набхани, при жизни, инициативу сравнения своей деятельности с деятельностью Посланника? Скорее всего, да. Во всяком случае, это подтверждают некоторые пассажи книги СИСТЕМА ИСЛАМА, написанной Набхани в 1953 году. К примеру, слова Набхани о том, что "порядок должен исходить только от самого Создателя, а чтобы его сообщить человеку, должны быть посланники, приносящие людям религию Аллаха" - мягко подводит читателя к мысли о том, что появление Посланников, не ограниченно, как не ограниченна Его высшая власть над людьми.
Здесь мне придется несколько отвлечься. По приданию (Ахмад б.Фарис ар-Раби. Ум.1005 г.н.э.) у Пророка, среди прочих предметов личного пользования, было небольшое зеркальце. Им он пользовался в силу природной опрятности. Но ни в одном из хадисов или описаний не сказано о том, что он, пользуясь им, видел свое отражение в ореоле религиозной славы. Более того, сказано, что он и после сорока лет жил уважая людей, как Посланник Аллаха, не злоупотреблял данными ему правами увещания и пророчества.
Не вдаваясь в более глубокий анализ хизбуттахрировских текстов, или текстов авторов иных исламистских движений, и без личных претензий на сенсацию, все же рискну высказать вывод - Набхани был не единственным кто в рассуждениях о собственном месте в нашей современности, завуалировано или открыто ориентировался как на практику Пророка, так и на сам факт существования его тринадцатилетнего примера.
В силу объективных причин не располагая более глубокой архивной, и научной информацией (по многим признакам в отрытых источниках она отсутствует), и не вдаваясь в утомляющие читателей биографические подробности ниже упоминаемых персонажей, приведу наиболее видимые параллели.
Согласно официальной хронике в Египте в 1928 году была образованна организация БРАТЬЯ МУСУЛЬМАНЕ. Ее первым лидером и идеологом стал Гасан аль Бана, казненный в 1949 году после совершения его приверженцами, убийства египетского премьер-министра.
На стыке 1951 – 1952 г.г. новым лидером организации стал сорокапятилетний Саид Кутб. Через тринадцать лет, т.е. в 1965 году уже его приверженцы совершили в Египте покушение на Гамаль Абдель Насера.
Из более близких примеров - ориентироваться на тринадцать лет мог и международный террорист Усама бен Ладен. Иначе как объяснить, что период между 1988 г. - один из важных организационных периодов для Усамы бен Ладена, - и террористическими акциями 11 сентября 2001 года совершенными его воспитанниками в США, равен тринадцати годам.
И насколько можно вообще считать случайным выбор проведения террористических актов в США именно в сентябре, если известно, что переселение сторонников Мухаммада из Мекки в Медину, ученые датируют сентябрем месяцем 622 года. Не слишком ли много совпадений, если учесть что 28 июня 2001 года "международному террористу №1" 1957 года рождения, исполнилось сорок четыре года.
Упомянув возраст бен Ладена, мне придется сделать еще одно уточнение и по поводу Набхани.
Свой первый, публичный трактат ПОСЛАНИЕ АРАБАМ, Набхани, "озаренный светом Аллах", преподнес арабам в 1950 году, то есть в год, когда ему исполнился сорок один год.
Что, и это очередные совпадения или все же стремление маньякальных фанатиков нашей современности, однажды возжелавших продемонстрировать не столько Аллаху, сколько людям, озарение собственных душ? И сделать это именно в том возрасте, когда Мухаммаду было послано первое, озаряющее его душу, откровение Аллаха.
А почему бы и нет? Ну почему на самом деле не попытаться достичь политической и религиозной славы, и спекулятивно не проимитировать тринадцатилетний пример Пророка. Главное в исполнении этого не уточнять, что эти годы для посланца Аллаха были сугубо мирными. И что важно без какой-либо его попытки пролития крови, тех, кто не был согласен с содержанием его проповедей и увещаний, не говоря уже о том, что он не декларировал, к примеру, попыток проведения государственных переворотов или актов самоуничтожения.
В исламе уважительное упоминание имени Пророка естественно, оттого, что после Аллаха, авторитет слов Мухаммада и его жизненный путь одни из самых почитаемых примеров. Более того, наступление зрелого возраста у мусульманина прямо и без аллегорий очерчены словами 15 аята 46 суры Корана: "Когда же он (человек – прим.авт.) вырастает до полной зрелости и достигает сорока лет…".
Вопрос насколько современные сорокалетние мужи соответствуют праву видеть себя в обличие того, кто в течение тринадцати лет нес людям слова Бога, опираясь не на оружие, а устные призывы и увещевания.
Здесь мне не обойтись без упоминания еще одной параллели. Речь идет об Акраме Юлдашеве, главном идеологе созданного им же в 1992 году движения АКРОМИЯ. Мне трудно исключить, что и он не испытывал зуд удовлетворения параноидальных амбиций, но ориентировался не только на пример Пророка, но и на своего духовного идола Набхани. Напоминаю об этом оттого, что первые азы "теоретика-устроителя нового халифата" А.Юлдашев познал в качестве рядового члена регионального движения ХТ.
Не задолго до 1992 года, после полного разрыва с хизбами, он принял решение создать собственное религиозное движение, впоследствии именуемое АКРОМИЯ. Первым, кто узнал о его "озарении" были члены его семьи. По словам А.Юлдашева (мат.следствия) происходило это "ранней осенью 1992 года".
Не берусь судить были ли похожи те осенние дни, на дни сентября 622 г.н.э, - просто предлагаю читателям, самостоятельно провести арифметическое действие, сложив дату 1992 г с тринадцатью годами. В итоге получается тот самый 2005 год, ознаменованный майскими событиями в городе Андижане, которые вдохновлял из ташкентской тюрьмы сам Акрам Юлдашев.
И пусть уже никого не смущает, еще одна параллель - А.Юлдашеву (1963 г.р.) только 25 июня 2005 года исполнилось сорок два года. Смущать должно, то, что незадолго до 13 мая он, не имея на то права, написал фетву-обращение назвав ее "Сура Саф".
Почему это должно смущать? Название фетвы идентично названию 61 коранической суры Саф (Ряды). Фетва адресована акрамистам - духовным братьям и приверженцам, - исполнителям андижанской вооруженной акции 13 мая 2005 года, которые были ориентированны А.Юлдашевым на свержение конституционного строя в Узбекистане и последующее провозглашение новой формы государственности. Как бы именовалась это государство? Если исходить из идеологической направленности и не удовлетворенных амбиции А. Юлдашева, то Халифат. И любые утверждения о том, что акция совершенная акрамистами 13 мая основывалась на демократических идеалах не более чем "детский лепет". О демократическом устройстве Узбекистана А.Юлдашев не думал никогда. Говорить о демократии он не мог и оттого, что еще в 1992 году вписал в свою брошюру строку: "Религия существует с начала человечества и на сегодняшний день религией истины является Ислам".
Даже если бы и "заикнулся" он о демократии, то чего стоили бы его мечты стать в 2005 году в мечтаемом им государственном образовании одним из амиров Халифата. Именно так и не иначе. И только провозглашение халифата давало ему этот шанс. Вопрос - кто был бы халифом? – оставим до поры без ответа.
Решение дать рукотворной фетве название "Сура Саф", достаточно рискованно. Даже при оговорке что фетва самостоятельный документ, в котором ссылки на все 14 аятов 61 суры, и некоторые аяты других сур Корана, использованы автором для напутствия своих приверженцев.
Конечно же, ссылки на яаты Корана, сунну Пророка и хадисы не осуждаемы исламской традицией составления текстов любой тематики. Но и эта оговорка уместна до поры пока документ (в нашем случае фетва) не именован названием какой-либо из сур Корана. Здесь уж извините амбиции автора, решившегося на это, квалифицируются несколько иначе. В исламских странах подобная вольность заканчивается ощутимым наказанием по решению шариатского суда.
Но в случае с А.Юлдашевым все внешние комментаторы андижанских событий были настолько увлечены самолюбованием в тиражировании через СМИ собственных тенденциозных оценок законного пресечения государством действий вооруженных преступников, что на фетву составившую основу психологического поощрения акрамистов к действию, никто внимания не обратил.
Амбициозное решение написать фетву, и назвать ее именно так как она названа, результат безграмотности А.Юлдашева, тесно переплетенный с его внутренним стремлением реализовать собственное амбициодное желание стать одним из "сильных мира сего". В годы отрочества и юношества это стремление фокусировалось на вожде пролетариата "товарище В.И.Ленине". По утверждению старшего брата Акрама Юлдашева - "бюст вождя долгие годы стоял на письменном столе в их доме, вплоть до периода, когда братишка принял решение посвятить себя исламской религии".
Потом появился новый идол – Набхани, которого А.Юлдашев чтил так высоко, что решил по его же примеру взять за основу идеологии своего движения все ту же ориентацию на тринадцать лет религиозно-политической практики Пророка Мухаммада. Удобно, не правда ли? И ничего не надо выдумывать.
Но даже при этих условиях А.Юлдашеву нужно было что-то свое – написанное и изданное. Иначе, какое же это религиозно-политическое движение, без растиражированного в подполье, даже не призыва (давах) а поучения, из которого среднестатистический житель Ферганской долины Узбекистана, должен был узнать - как организовать свой индивидуальный исламский образ жизни.
Общее "литературное наследие" андижанского лжепосланника, очерчено текстом брошюры ИЙМОНГА ЙУЛ / ПУТЬ К ВЕРЕ (1992 - 1993 гг.) и фетвой, появившаяся через тринадцать лет в 2005 году.
В самом факте появления брошюры есть одна особенность. Период ее написания совпал с периодом перевода с арабского на узбекский язык текста книги СИСТЕМА ИСЛАМА исполняемого тогда уже бывшим наставником А.Юлдашева, А.Касымовым - первым региональным руководителем ячеек Хизб ут-Тахрир в Узбекистане (Мыътамад-масъули-ом).
Напомню, что причиной своего ухода из движения Хизб ут-Тахрир А.Юлдашев назвал (материалы следствия весны 2005 г.) "неверие в возможность воплощения в Узбекистане хизбуттахрировской тактики и методики разработанной Набхани для мусульман арабского мира".
Но при всех этих условиях желая создать самостоятельное движение, ориентированное на новую тактику ее распространения в Узбекистане, А.Юлдашев должен был сохранить основные условия концепции хизбуттахрировской идеологии. Сохранил. Изменил только этапы осуществления, в суме лет составляющие тринадцать лет, так не похожие на тринадцатилетний период практики Пророка (мекканский период) хотя бы тем, что они не были озарены светом Аллаха.
Продолжение следует
Айдын Гударзи,
30 июня 2006
|