КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 02.07.2006
10:22  "Маяк" > Ждут ли россияне приглашенных вернуться соотечественников?
04:02  Г.Агагельдыев: Страна в наследство. Власть в Туркмении перейдет от Сапар-Мурата I к Мурат-Володе II
04:01  Реформы в МВД Киргизии: как избежать тупика
03:58  Все берем! Российские компании запутали рынок киргизской сотовой связи
02:55  Ч.Айтматов: Россия - центр Евразийской интеграционной концепции
01:48  Зороастризм до Заратустры. Послания древнего Жаркутана ждут расшифровки
01:23  Валентин Распутин: Китайская ловушка. Почему в Пекине переводят российскую прозу

00:47  Le Monde: Центральная Азия, газ и диктаторы
00:43  А.Саидов: Андижанское домашнее видео не убедило американских экспертов
00:02  И.Аманжол: Эффект бумеранга. Турция - между молотом и наковальней
Суббота, 01.07.2006
22:07  Полумрак сгущается. Узбекистан сидит без света
12:16  Забирай свои игрушки... В Казахстане никто не хочет объединяться с партией Дариги Назарбаевой
12:01  "В идеальном плове каждый ингредиент должен жить своей жизнью", - секреты от С.Ханкишиева
11:20  "СК" > Как растерзать ГТРК Кыргызстана, или Иллюзионисты на промысле
09:56  Китайский джинн в коммунистической бутылке. Компартии Китая исполняется 85 лет
09:47  Четверо на одного. Дружки Саакашвили (они же - высокие чины МВД) оказались банальными убийцами
09:40  Равняйсь, смирно! Кабинет Министров Узбекистан протрубил сбор для улемов
09:14  А.Князев: Программа возвращения русских соотечественников... угрожает ряду стран ЦентрАзии
09:08  Генпрокуратура Киргизии: Против семейства Акаевых возбуждено 31 уголовное дело и 29 - против фонда "Мээрим"
08:51  А.Гударзи: Пророки хизбутского Зазеркалья: "светлые умы" мракобесия. Часть 2-я
06:18  Бурхануддин Раббани (экс-президент Афганистана): "Рахмонов - достойный парень…" (интервью)
06:16  В Узбекистане отныне "заговор, с целью разжигания национально розни" будет караться 10 годами заключения
05:26  Кадамжай. Узбекские пастухи опять пытались отнять автоматы у киргизских пограничников
05:08  Х.Оразов: Ниязов никогда ничьи газовые интересы, кроме собственных, защищать не будет
04:46  С.Максимов: Таджикистан: Большая политика руками подростков и наемников
03:35  Алматинский акимат будут судить в Лондоне за невозврат кредита ($15 млн.) "Depfa-bank"
02:42  "Газпром" готовит СРП по узбекскому Устюрту куда хочет инвестировать $450 млн.
02:41  М.Калантаров: Таджикистан рискует всерьез разорвать отношения с Кремлем
02:15  Украина согласилась вернуть долг Туркмении ($64 млн), но отказалась платить $100 за тысячу кубов газа
02:06  В.Якубян: США - Азербайджан - Карабах. Шах Тегерану и Армения на прикупе
02:03  "Украинский сценарий". Исламисты и коммунисты Азербайджана против НАТО и США
02:01  "Эхо" > У Туркменбаши диагноз: покушение из Баку
01:55  Стартует "Национальный конкурс талантливой молодежи Узбекистана "Келажак овози" (анонс)
01:51  Cкоро каждым третьим работником в России будет гастарбайтер-мигрант
01:36  Украина опровергает главу минобороны России. Крыталые ракеты Х-55 в Иран и Китай не продавались
01:10  В компании ИТЕРА новый Генеральный директор. Отчерцова сменил Макеев
01:06  KazSat улетел в небо. Зачем Казахстану спутник?
01:00  Вышли в свет книга и фильм "Эффект домино. Возможные последствия алма-атинского землетрясения"
00:08  Илим и Саодат Акаевы прячут в западных банках $80 млн, - сенсация от Кенеша
00:02  Б.Сейдахметова: Чеченская карта в иракской игре
Пятница, 30.06.2006
10:28  Туркменторгконтракт. Украина готова заплатить Баши больше "Газпрома"
10:14  Посягал, клеветал, оскоблял, изготовлял... Арестованному в Карши 70-лтенему правозащитнику Турлибекову инкриминируют...
09:44  Народный промысел. 2 тысячи кыргызстанцев ищут кремний... на урановой свалке в Орловке
09:21  Даже царизм понимал... Буддисты просят Путина впустить Далай-ламу в Россию
09:20  В.Панфилова: Киргизские исламисты готовят свою революцию
08:46  ВПК > Полку ОДКБ прибыло. Узбекистан поможет новым-старым союзникам, чем может
08:40  А.Гударзи: Пророки хизбутского Зазеркалья: "светлые умы" мракобесия. Часть 1-я
08:31  La Repubblica: Китай нацелился на Луну. Технологий и экономической мощи - достаточно
08:17  Глаза дракона. Божественный голос Витаса покоряет Китай
08:16  Uzdunrobita стала "МТС-Узбекистан". Россияне сменили бренд узбекской сотовой "дочке"
08:08  Россия и Казахстан без особого шума заключили урановый контракт до 2022 г. на... $1 млрд!
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
Ч.Айтматов: Россия - центр Евразийской интеграционной концепции
02:55 02.07.2006

Чингиз АЙТМАТОВ: "Россия и исламский мир в контексте исторического опыта и перспектив совместного сосуществования народов"

"Диалог цивилизаций и сосуществование народов" - таков был девиз Международного форума интеллектуалов Евразии, прошедшего 21-24 июня в Бишкеке. Его главный итог - весомая лепта участников в установление конструктивного диалога между народами Евразии, содействие их взаимопониманию, духовному взаимообогащению и мирному сосуществованию. Это особенно важно перед новыми глобальными вызовами современного мира. С особым вниманием делегаты форума выслушали выступление одного из его отцов-основателей, члена платформы "Диалог-Евразия", выдающегося писателя и дипломата Чингиза Айтматова. По многочисленным просьбам читателей мы публикуем это выступление полностью.

Прежде всего хотелось бы отметить весьма позитивный момент данной нашей международной встречи гуманитариев, придающий ей вдохновляющее значение. Ведь столь солидарная встреча проходит у нас в Бишкеке, и это свидетельствует о том, что после революционных событий прошлого года мы находимся в оптимистическом настроении - стабильность в стране возрастает, открывая новые перспективы общественно-интеллектуальной деятельности международного характера.

Именно с тем и собрались мы для проведения очередного форума организации Международной платформы "ДА", что означает "Диалог Авроазии", то есть Евроазии, и данный факт говорит сам за себя - мы можем сказать себе, что находимся на гуманистическом пути осмысления современной мировой действительности и занимаем достойное место в глобальном постижении современной нам эпохи.

Позвольте мне высказать свои, подчеркиваю, евроазийские соображения на этот счет. А именно что побудило акцентировать эту тему, упомянутую в начале, таким образом: "Россия - исламский мир"? Какое соотношение, историческое в этом смысле, имеется в виду? Должен сказать, формулировка совсем не случайна, ибо такова суть положения вещей в нынешней ситуации, причем издавна сложившаяся во взаимодействии цивилизаций в лоне России, во взаимоотношениях, стало быть, культур и религиозных вероучений в лоне многонациональной и многоконфессиональной России, что имело и имеет судьбоносное значение, что в совокупности очень волнует всех нас в современном понимании и восприятии мирового развития комплекса государственных, национальных, культурных, религиозных, социальных ценностей, имеющих прямое влияние на современную геополитическую участь эпохи XXI века.

Исходя из этого, хотелось бы обратить внимание участников форума на то, что существуют, что есть тому перманентные по значимости доводы, выражающиеся в терминах всегда искомых совместимостей, начиная от конструкций мировоззрений, терпимости, взаимопонимания, взаимоценностей, взаимоотношений, благотворительностей, - и все это необходимо иметь в виду при осмыслении и нацеленной реализации выдвинутой исторической задачи совмещения интересов и истин духовных, национальных и государственных ценностей в глобальной среде современной мировой общественности. Именно в этом ракурсе необходимо рассматривать значимость России и исламского мира как символ сосуществования намерений и мировоззрений народов. И это никакое не преувеличение, ибо ведущая, я бы сказал, мессианская роль России общеизвестна, поскольку Россия всегда была и пребывает стратегообразующим, основополагающим фактором истории как в мировом масштабе, так и особенно в пределах Евразийского субконтинента, ибо без России не может быть самого понятия Евроазии, на просторах которой совмещаются культуры Востока и Запада, христианства и мусульманства. В эту зону не только совместимости цивилизаций, но и конструктивности их существования особенно наглядно можно отнести регионы Поволжья, Сибири, Центральной Азии. Такой же миссией международной совместимости обладает и исламская мировая религия, что наиболее наглядно находит обоюдостороннюю реализацию именно в конструктивном соотношении российского государства и исламского мира.

Я полагаю, что на нашем форуме, на заседании совета платформы "ДА", следует выделить и акцентировать именно и этот тематический аспект наших интеллектуальных задач - Россия в содействиях исламскому миру, ислам в содействии российской многокультурности как символ разумного сосуществования цивилизаций. Подчеркивая и демонстрируя таким образом достижения того, к чему стремится прогрессивное человечество, преодолевая сложности и конфликты, вплоть до кровопролитий и пагубного терроризма. В этот раз я посвящаю этой российско-исламской теме свое выступление. Тем более при непосредственном участии на нашем форуме высокопочитаемого и у нас в Бишкеке носителя философских ценностей исламского мира, великого представителя исламской духовной культуры, председателя Совета муфтиев России, Его Высочество муфтия Хазрата Равиля Гайнуддина, а также муфтия Мураталы ажы.

При участии таких личностей на Бишкекском форуме мне хотелось бы огласить свое выступление на тему "Идеи мировых религий должны сливаться подобно рекам, впадающим в единое море".

Каждая страна в этом смысле находится в своем историческом процессе. Процесс этот вечный и глобальный. В данном случае речь идет о стратегическом взаимодействии России и исламского мира.

Итак, чрезычайно знаменательно, что именно Россия стала инициатором встречи Международной группы стратегического видения в отношениях с исламским миром (отмечу, участниками этой стратегической группы являлся в данном случае присутствующий здесь муфтий Хазрат Гайнуддин, в том числе и я сам), с которым у России еще в период СССР сложились глубокие и взаимовыгодные отношения. Однако сама проблема подобного взаимопонимания в эпоху глобализации требует именно стратегически сопряженного, а не архаичного видения проблем. Сегодня в эпоху глобализации ситуация в мире чрезвычайно осложнилась и существуют могущественные силы, которые хотели бы представить эту сложность как результат неминуемого конфликта между цивилизациями, между миром ислама и странами западно-европейской культуры, к которым исторически принадлежит и Россия, будучи в то же время центром Евразийской интеграционной концепции.

Ибо судьба поставила Россию в чрезвычайно ответственные исторические и географические обстоятельства. Россия ведь одновременно является и страной, в которой первые мусульмане появились еще на заре ислама, в VII веке, - это Дагестан. В Татарстан и Центральную Азию ислам пришел немного позднее. Словом, Россия с полным правом может быть названа не только страной титульного христианства, но и страной с очень давней исламской традицией.

Это положение накладывает на нее особые обязательства. С одной стороны, Россия как многонациональная и многоконфессиональная страна должна поддерживать и углублять исторически сложившиеся, испытанные и постигнутые на собственном опыте взаимоотношения всех населяющих ее народов. С другой стороны, Россия должна передавать опыт этого взаимопонимания и добрососедства всему остальному миру. Сама история поставила Россию в условия, в которых она может и должна играть роль балансирующей силы в отношениях Запада и мира ислама. К этому она подготовлена как самой своей историей и своим геополитическим расположением, так и совершенствующимся новым опытом, который сложился уже в новый постсоветский период полной свободы вероисповедания.

Это не значит, что Россия, несмотря на все свои внешнеполитические традиции, не должна заново приумножать опыт совершенствования современных отношений со странами ислама, не должна глубже вникать в их проблемы и озабоченности. Как уже сказано, Россия готова к этому на собственном опыте и на собственном опыте понимает, что те проблемы радикального ислама, которые оборачиваются вызовом миролюбивому исламскому миру, являются проблемами не столько религиозно-догматическими, сколько в подоплеке экономическими, а следовательно, и политическими (Чечня). Тогда как в нормальных условиях развитие экономики, построение долгосрочных экономических и культурных связей с миром ислама - это один из приоритетов России на международной арене, о чем красноречиво свидетельствует нарастающее сотрудничество с Ираном, Индонезией, Малайзией, Сирией и Алжиром, где недавно побывал президент России Владимир Путин. Попытка России внести свою лепту в разрядку ситуации с ХАМАС и визит делегации ХАМАС в Россию - еще одно подтверждение, что Россия может и должна решать международные проблемы, основываясь на своем, а не заимствованном опыте, на своих принципиальных убеждениях.

И потому геополитические и межрелигиозные отношения должны максимально строиться на взаимоубеждениях, на доверии, и этот вопрос - самый актуальный в сегодняшнем мире. Непонимание Западом многих сторон жизни в мире ислама - это и результат недоверия к исламу, который к тому же и, к сожалению, никак не вступает в инициативный со своей стороны диалог с Западом, что порождает обострение до критических осложнений ситуации и появления теократического радикализма на мировой арене. Здесь нужно отметить, что и в самом исламском мире, внутри ислама присутствует этот негативный фактор несогласия и недоверия, который уже столько веков мешает здоровым силам ислама выступить единым фронтом по многим проблемам современности - экономическим, образовательным, культурным. Это недоверие исторически оправдывается разным подходом к некоторым аспектам исламского вероучения, однако наша сегодняшняя встреча должна сконцентрироваться не на различиях, а на сходстве. Самым чудовищным проявлением такого недоверия и несогласия внутри ислама является братоубийственная междоусобица в Ираке, где люди, присвоившие себе право решать, кто является истинными мусульманами, а кто не является, делают все, чтобы опорочить великую религию ислама перед лицом остального человечества.

Однако именно истинный ислам может преподать важные уроки человечеству, если он будет основывать свой подход к мировым проблемам в духе главной аксиомы ислама, его духовной сути - принципа единства всего живого. Это известный каждому мусульманину принцип Единства (Таухид), в свете которого в исламе рассматривается все многообразие жизни на Земле, может стать одним из самых созидательных принципов сегодняшнего мира, позволяя разным культурам и цивилизациям не только сосуществовать, но и взаимодействовать, как взаимодействует в мире все живое - как в единстве мира чувствуют друг друга и зависят друг от друга аравийские пальмы и тропические леса Амазонки. Само их существование зависит друг от друга в экологическом равновесии Земли. Такой же должна быть экология земного духа, и, пожалуй, именно ислам должен был бы показать уроки терпимости и взаимоуважения, на которых могла бы держаться эта экология духа.

Для этого нужно еще раз подчеркнуть, что необходима терпимость не только в отношениях мира ислама и остального мира, но и терпимость во взаимоотношениях самих исламских стран и внутри исламских стран. При всех различиях в вероучениях между различными школами ислама есть два краеугольных камня, на которых может быть выстроена эта великая мечеть всемирной толерантности.

Во-первых, это единство мира как отражение единства Всевышнего, и во-вторых, этот животворный пример самого святого Пророка ислама был точнейшей иллюстрацией применения коранических учений на практике.

Пример Пророка в области межконфессиональных отношений является в человеческой истории вездесущим примером. Этот великий человек, который предоставлял свою мечеть для молитв христианской делегации из Сирии, оставил потомкам в наследство, помимо самой священной книги - Корана, два исторических документа, совершенно уместных и в сегодняшнем мире. Это Мединская конституция, в которой он изложил образец плодотворного сосуществования различных религиозных общин в одном государстве, и его Прощальная проповедь, в которой он изложил для потомков принцип равенства всех людей, а значит, и культур на земле.

Именно ислам ввел в культурную традицию человечества уважение ко всем пророкам всех религий без подчеркивания разницы между ними. Сегодня мир ислама, встречающийся лицом к лицу с нарушениями традиций миролюбия и терпимости в самом исламе, должен являть пример святого пророка не только остальному миру, но и более широко и ответственно применять этот пример в своих собственных отношениях, а также в отношениях внутри своих стран.

Россия в данном случае не судья, но и не сторонний советчик, она осознает наличие собственных проблем и прикладывает немало усилий для укрепления традиций взаимоуважения различных общин и культур в своей собственной стране, так что все сказанное может относиться к ней, ибо жизнь - это вечная эволюция, причем не только экономики, но и духовности людей.

Главная беда, когда религия превращается в некую идеологию, когда ее великие принципы не изучаются и не применяются на практике, а становятся политическими лозунгами авторитарной власти.

Думается, что наша группа стратегического видения, включая сюда и Платформу "ДА", могла бы взять своим лозунгом приоритет гуманитарной прерогативы религий, чтобы работать для взаимопонимания и экономической взаимопомощи в духе единства и равенства людей, культур, цивилизаций - в духе равной ответственности за продолжение и развитие жизни на Земле.

И в итоге хотелось бы высказать в этой связи свою личную точку зрения на кардинальную, на мой взгляд, в современных условиях роль и миссию пребывающих в своих традиционных деяниях всех вероучений в мире, великих мировых и пусть не совсем великих, да пребудут они всегда нашими исконными откровениями, такими, какие они есть по своей извечной сути. Уважая и почитая, исходя из их духовных ценностей гуманизма, вечно проповедуемых религиями, надо вместе с тем иметь в виду попутно то, что в современную эпоху глобализации суть религиозных философий и насущных деяний должна сводиться к главному универсальному предназначению, да простят меня богословы, то есть необходимо иметь в виду, насколько в современную эпоху религии способны, насколько устремлены сопутствовать прогрессу и стабильности нынешней мировой истории, вносить свою лепту созидательного духонастроения и мировоззрения, способствующих людям новых поколений в их достижениях и открытиях в строительстве современной общечеловеческой цивилизации, где богослов и человек будут партнерами под опекой и эгидой Божественного дозора.

Да простят меня богословы, для этого необходимо в первую очередь в нынешнем веке целенаправленно иметь в виду именно эту цель - способствовать созиданию универсальной цивилизации мира во благо каждого человека на Земле и всего человеческого рода. Для этого, в частности, надо иметь в виду, что существующая цивилизация уже располагает всеобъемлющим способом взаимосвязи и взаимопонимания на планете всех и каждого - информационную технологию, то, что в обыденности называют Интернетом, то, что формирует информационное пространство неограниченных возможностей для реализации человеческого потенциала. Это то, что сегодня человек с помощью Интернета может подключить к себе возможности миллионов и сотен тысяч современников в тех или иных интеллектуальных областях, в том числе и религиозные потоки идей, как духовное назидание и подспорье в необходимости вечного божественного слова, питающего гуманизм. Да, такую миссию, на мой взгляд, предстоит осваивать и исламским вероучениям, не оставаясь только в бесконечных упоениях доказательства истинности, божественности ислама, что зачастую приводит к абстрактным, схоластическим догмам.

Народы Земли должны признать собственную территорию частью единого правового человеческого пространства.

Информационное пространство имеет неограниченный потенциал для построения многоуровневой системы мира и согласия, именно здесь создаются условия для равноправного выяснения отношений с помощью слова, и прежде всего внушаясь и убеждаясь в универсальной сути религии на свете.

Интернет является средством для создания человеком, городом, страной своего присутствия в информационном пространстве. Он обладает глобальными возможностями для продвижения в мировое пространство стран и наций с их природными, культурными, научными, теологическими, инвестиционными и другими ресурсами вкупе с вероучениями мировых религий.

Иначе говоря, опять же пусть меня простят богословы, при нынешнем всевозрастающем объеме человеческих познаний - от микроклетки до космоса - религии должны соответственно адаптироваться к этим достижениям и прогнозам цивилизаций, а не замыкаться в своих издавних парадигмах. Искать пути общения между собой в общих интересах всех конфессий. Об этом много говорится, но мало что делается...

При этом необходимо иметь в виду новый геополитический момент современной эпохи - информационная революция, связанная с развитием компьютерных и телекоммуникационных технологий, ведет к перестройке мировой системы жизни: сжимаются время и пространство, исчезают привычные границы, создаются условия для взаимодействия любых точек земного шара - человек становится гражданином мира. Тенденция современности - мир и согласие. Мир и согласие - самые главные достижения человечества... К тому и должны стекаться идеи мировых религий, подобно рекам, впадающим в единое море...

Источник - Слово Кыргызстана
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1151794500
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 18 сентября 2021 года №661
- Указ Президента Республики Казахстан от 25 сентября 2021 года №663
- Президентом Казахстана - Верховным главнокомандующим утверждена новая Концепция строительства и развития Вооруженных сил, других войск и воинских формирований
- В столице открыли памятник поэту Абу Абдаллах Рудаки
- Президентство Токаева: декларативность или поиск смысла?
- Н.Нигматулин: в работе Мажилиса – проект закона о борьбе с отмыванием преступных доходов
- Н.Нигматулин провел встречу со спикером Маджлиси милли Парламента Таджикистана Р.Эмомали
- А. Мамин провел совещание по вопросам цен на социально значимые продукты питания
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 2021 года №642
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх