КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 03.07.2006
23:03  ИГНПУ > В Ташкенте арестован очередной матерый "террорист-экстремист" бухгалтер Ш.Носиров
20:13  Суд в Татарии: "Исламский джамаат" готовил захват власти от Кавказа до Средней Азии
13:46  Британский г/комик Коэн снял новый антиказахский шоу-фильм "Борат"
12:49  Говно-вопрос. Казахстанец Гапонов изобрел агрегат по перегонке навоза в природный газ
11:45  Гималаи покорены. В Тибет прибыл первый супер-поезд из Китая
11:04  Н.Байрамова: Средства массовой дезинформации. "Свобода слова" в Туркмении
10:16  Гульжан Молдажанова (гендиректор "Базэла"): "Я пошла работать секретарем, чтобы содержать себя"

09:53  Вышла в свет книга "Правда о Государственной границе Республики Казахстан"
09:11  Методы изоляции "неправильного" Интернета в Узбекистане станут изощреннее
09:08  Х.Нуритдинов: Год спустя, или Андижанские заметки любопытствующего визитера
08:57  З.Балиева (министр юстиции Казахстана): "Никого я не увольняла! Я знала, что не все ладно..." (интервью)
08:41  Политика Буша стала националистической, - это понял уже и Дж.Сорос
08:36  Германия хочет дать ЦентрАзии статус "приоритетного региона для политики Европейского союза"
07:50  Туркменбашенок. Мурад Ниязов впервые провел переговоры от имени правительства
07:46  А.Дубнов: Не день Тукменбаши. Никто не хочет покупать туркменский газ по 100 долларов
07:26  "Къ" > России удалось сформировать газовый альянс с Украиной против Туркмении
07:23  Таджикистан переименует пик Ленина в пик Независимости, а пик Революции в пик Авиценны
05:10  В Италии с 19 кг героина арестован сотрудник ОБСЕ-гражданин Грузии. К вопросу о финансировании "оранжевых демократий"
03:22  Т.Становая: Россия оказалась на месте Украины... Благодаря Туркменбаши
03:12  Э.Тойчубеков: Киргизия. Экологический рэкет, как средство экономического выживания
03:09  Ю.Сигов: "Испорченное кино" из Узбекистана. Что и кому показали в Америке о событиях в Андижане
02:19  "Самоучитель игры на мировой шахматной доске", - вышел в свет геополитический трактат "питерца" С.Переслегина
02:06  В.Бондаренко: Твердыня Поднебесной. Путевые заметки о современной жизни и культуре КНР
01:52  В Москве избиты гражданин Казахстана и двое граждан Узбекистана
01:29  Россияне-соотечественники за рубежом: стоит ли помогать и кому? (семинар балаболов на "Полит.Ру" )
01:23  А.Елисеев: Постиндустриальная монархия. Авторитет "Отцов нации" только возрастает
01:05  К.Пчельников: Европа живет по инерции. Они обречены...
01:03  Иран опроверг российские данные о покупке "крылатых ракет" у Украины
00:53  А.Гударзи: Пророки хизбутского Зазеркалья: "светлые умы" мракобесия. Часть 3-я
00:52  А.Монин: Не корысти ради, а пользы дела для. Ташкентские зарисовки
00:08  "Лад" > Русские из Казахстана уезжали и будут уезжать
00:03  Я.Норбутаев: Зачем Каримову ОДКБ?
Воскресенье, 02.07.2006
10:22  "Маяк" > Ждут ли россияне приглашенных вернуться соотечественников?
04:02  Г.Агагельдыев: Страна в наследство. Власть в Туркмении перейдет от Сапар-Мурата I к Мурат-Володе II
04:01  Реформы в МВД Киргизии: как избежать тупика
03:58  Все берем! Российские компании запутали рынок киргизской сотовой связи
02:55  Ч.Айтматов: Россия - центр Евразийской интеграционной концепции
01:48  Зороастризм до Заратустры. Послания древнего Жаркутана ждут расшифровки
01:23  Валентин Распутин: Китайская ловушка. Почему в Пекине переводят российскую прозу
00:47  Le Monde: Центральная Азия, газ и диктаторы
00:43  А.Саидов: Андижанское домашнее видео не убедило американских экспертов
00:02  И.Аманжол: Эффект бумеранга. Турция - между молотом и наковальней
Суббота, 01.07.2006
22:07  Полумрак сгущается. Узбекистан сидит без света
12:16  Забирай свои игрушки... В Казахстане никто не хочет объединяться с партией Дариги Назарбаевой
12:01  "В идеальном плове каждый ингредиент должен жить своей жизнью", - секреты от С.Ханкишиева
11:20  "СК" > Как растерзать ГТРК Кыргызстана, или Иллюзионисты на промысле
09:56  Китайский джинн в коммунистической бутылке. Компартии Китая исполняется 85 лет
09:47  Четверо на одного. Дружки Саакашвили (они же - высокие чины МВД) оказались банальными убийцами
09:40  Равняйсь, смирно! Кабинет Министров Узбекистан протрубил сбор для улемов
09:14  А.Князев: Программа возвращения русских соотечественников... угрожает ряду стран ЦентрАзии
09:08  Генпрокуратура Киргизии: Против семейства Акаевых возбуждено 31 уголовное дело и 29 - против фонда "Мээрим"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Россияне-соотечественники за рубежом: стоит ли помогать и кому? (семинар балаболов на "Полит.Ру" )
01:29 03.07.2006

Открытый семинар "Полит.ру"
"Соотечественники" за рубежом: есть ли Отечество?
Резюме обсуждения
Мы публикуем резюме регулярного вторничного "Открытого семинара "Полит.ру", созданного для обсуждения позиции и содержания нашего экспертного круга и сообщества. Открытый семинар 20 июня был посвящен проблеме наших "соотечественников" за рубежом и связанной с этим внутри- и внешнеполитической определенности России. Участники обсуждения (кроме собственно "Полит.ру") – Михаил Арсенин, Александр Аузан, Искандер Валитов, Александр Даниэль, Александр Долгин, Ирина Евсеева, Дмитрий Куликов, Виталий Найшуль, Дмитрий Пригов, Арсений Рогинский, Тимофей Сергейцев, Александр Черкасов, Вячеслав Широнин.

"Соотечественники"
С вопросом о "наших соотечественниках за рубежом" связано множество всего: споры с Балтийскими республиками, политика в отношении непризнанных государств, политика в СНГ вообще, внутренняя миграционная политика. В большинстве этих случаев подразумевается, что есть некоторые общины "соотечественников" за границами России, которым нужно "помочь". Тогда как даже ответы на вопросы "существует ли Отечество?" и "Стоит ли помогать?" – неоднозначны.

Неопределенность и лукавство с понятием "соотечественники" приводит к специфическому результату – эти люди чаще всего используются как заложники некоторых действий, осмысленность которых неочевидна. Более того, Россия сама может стать заложником политики по вовлечению ее в локальные конфликты.

Между тем эта ситуация может дать как возможности для политического самоопределения России, так и вполне прагматические ресурсы развития.

Заложники
В экономическом смысле то, что предлагает Москва как строящийся мегаполис для гастарбайтеров, – это политика. Она не провозглашена, но работает.

Когда чуть больше десяти лет назад Россия организовывала "помощь соотечественникам" в Абхазии руками Шамиля Басаева и казаков – местным жителям было все равно, кто именно мародерствовал. То же было в процессе помощи этническим русским в Грозном, когда погибли десятки тысяч из них. Насилие по отношению к этническим русским, казакам в станице Асиновская в 1994 году тоже никого из властей не интересовало. Ковалев туда ездил, но добиться никакого интереса к этому в Москве не смог.

"Соотечественники" становятся заложниками, когда они "там", и нелегальными мигрантами, когда они "здесь".

Империя?
Можно пытаться описывать ситуацию в терминах распада империи и обнаруживать общие черты с другими распадавшимися империями, в том числе с Британской.

Когда империя распадается, ей приходится решать вопрос, что делать со "своими" на той территории, с которой она уходит: их либо надо забирать с собой, либо оставить и тем самым позволить их вырезать.

Самоопределение абхазов или осетин в этой логике объясняется просто: веками народы на Кавказе были вынуждены выбирать между империями, которые их завоевывали. Выбирали по принципу – кто даст большую автономию.

Но следует осознавать, что Россия – все еще империя, и невозможно представить себе, как бы она могла существовать в качестве мононационального государства. Такой проект можно было бы обсуждать, но к России это не имеет никакого отношения. И проблемы, соответственно, еще глубже.

Проблема не только в том, кто является "соотечественниками" за рубежом, но и кто такие "соотечественники" внутри России. Возможность распада страны никуда не делась. Есть проблема общности языка, происхождения, культуры, истории, но эти факторы сейчас могут не достаточно работать на удержание общности.

Вопрос в том, что является фактором удержания общности людей, ведь фактор границ уже не работает. Что задает контур общей судьбы?

"Этнические россияне" и соотечественники
В 90-е в России существовали государственные структуры, называвшиеся "Отделы по связям с этническими россиянами в…" (далее указывался регион: страны Балтии, Закавказье и т.д.) Сами заведующие этими структурами не понимали, что значит понятие "этнические россияне". Кроме того, многие эксперты были обеспокоены "этническим креном" в данном определении и были счастливы, что в определенный момент в президентской программе термин "этнические россияне" заменили на "соотечественники". Сейчас есть соответствующий комитет Думы, управление в Администрации Президента. Но о чем речь, все еще непонятно.

История с "этническими россиянами" напоминает ситуацию, когда в МГУ на историческом факультете в свое время кафедры назывались "История СССР периода феодализма", "История СССР периода капитализма" и т.д. При всей абсурдности этих названий, они отражают важную вещь: государство определенно указывало на существование Отечества и на то, что является нашей историей.

Существует ли Отечество?
Понятие "соотечественники" подразумевает, что нас объединяет общее Отечество. Но что под этим понимать? То, что было до 1917 года, до 1945, до 1991 года? Патриотическая традиция несколько раз прерывалась.

Показательной является ситуация с возвращением гражданства дочери Деникина, которое произошло торжественно, было преподнесено как идеологически важное событие. Тем не менее это было сделало прямым указом президента, то есть вне всяких процедур, которые было бы можно распространить, скажем, и на других потомков граждан царской России, вынужденных в свое время покинуть Родину.

Если мы хотим сохранить историческую и правовую логику действий – надо говорить о правопреемственности России и о том, что из этого следует. Необходимо в таком случае предоставить право автоматического принятия гражданства всем наследникам тех, кто жил в Российской империи, а также всем, кто жил в Советском Союзе. Без правовой преемственности нельзя определенно ответить на вопрос о существовании Отечества.

>"Соотечественникам" надо что-то предложить – некую политику, соотносимую с той, которую мы предлагаем нашим гражданам. Следовательно, чтобы что-то предлагать, нужно, чтобы был проект внутри страны, соответствующая внутренняя политика, а не просто "помощь соотечественникам за рубежом".

Решения в этой области можно сколько угодно прорабатывать, но без такой определенности невозможно ничего сделать.

Стоит ли помогать "соотечественникам"?
Существует сопереживание, основанное на ощущении несправедливости: есть некие "передовые отряды", которые попали в беду. Вторая логика – это "логика жертвы": если мы им не помогаем, то насколько же слабая у нас страна! И то, и другое – абсурдная логика.

Хотелось бы понять, а нужна ли этим людям помощь России? Так, например, в Латвии все мечтали уехать на Запад, и им было абсолютно не нужно российское гражданство. Те, кто хотел, могли его получить за неделю в 1994 году абсолютно во всех консульствах в бывших республиках СССР. Непонятно, стоит ли помогать людям, которые уже самоопределились, когда отказались принимать гражданство России.

И в Торонто есть русская община. Люди там прекрасно говорят по-русски и являются одной культурной общностью с нами – во многом это представители московской интеллигенции. Но являются ли они нашими соотечественниками? С ними можно поддерживать контакты и культурные связи, но непонятно, причем здесь "помощь".

Есть несколько общин, 90% представителей которых имеют русские паспорта, но даже не всегда знают русский язык. Например, часть осетин, которые в результате кавказских войн были вытеснены соседями-мусульманами на территории князя Мочабели. Эта местность называлась Самочабло, и там крест-накрест стояли грузинские и осетинские деревеньки. Жители этих деревень – наши соотечественники?

Выяснение большей или меньшей "русскости" будет означать конец любого здравого обсуждения.

На Украине бывший советский офицер говорил: "Я присягу принимал в СССР и обещал защищать его до последней капли крови. Присягу эту с меня никто не снимал и новую принять не просил". Здесь видна глубина сложившейся правовой коллизии.

Единственно возможный критерий для определения соотечественника – это его самоопределение. А российское государство должно обеспечить возможность реализации такого самоопределения, обеспечить реализацию права на такой выбор – быть соотечественником.

Необходимое условие начала политики
Никакое логичное решение вопроса о "соотечественниках" и преемственности Отечеству невозможно без того, чтобы не объявить о заявительном, автоматическом праве стать гражданином Российской Федерации всех бывших граждан Российской империи и СССР. В этой точке возникнет кроме очевидных вопросов и проблем – пространство политики, ее возможность.

Безусловная процедура репатриации есть, как известно, в Израиле, на такой шаг пошла постимперская Британия в отношении колоний. Впоследствии Великобритании пришлось вводить ограничения, но которые были уже дополнением к определенности политики и самоопределения страны. Британия объявила о таком праве, несмотря даже на то, что структура ее империи была совсем не такая, как у России, – колонии с культурно совсем иным населением, большим, чем население метрополии.

В нашем случае мы имеем дело с гораздо меньшим количеством населения, к тому же достаточно общим по культуре – прошедшим советскую школу, в большинстве своем знающим русский язык.

Проблема "культурного кода"
Понятно, что необходима будет, как минимум, миграционная политика. Есть живущее в сознании многих обывателей представление: "понаехали тут". Однако, понимая, что организация здравой внутренней политики (региональной, миграционной, федеративной) нужна, не следует преувеличивать потенциал межкультурных конфликтов.

Вместо культурных противоречий часто обнаруживаются лишь массовые представления о них. Так, трусы на улице вывешивают сушиться не только выходцы из некоторых национальных республик бывшего СССР, это нормальное явление для русской провинции. Но есть в массовом сознании представление о том, что это делают именно мигранты.

Кроме того, разница культурных кодов не всегда является отрицательным фактором. В Марьино вся инфраструктура держится на выходцах с Кавказа, и она устроена лучше, чем во многих других районах Москвы. Может быть, нужно стимулировать торговый сектор, если это дает такие прекрасные результаты. На восточном побережье США все бензоколонки держат индусы, а выходцы из Юго-Восточной Азии быстро становятся интеллигентской прослойкой. Культурные коды взаимодействуют, но для этого нужно проводить определенную политику, чтобы это взаимодействие организовывать. И такая политика возможна.

Кроме того, следует понимать, что проблема не столько в том, как устроены культуры тех или иных общин, но в том, в какую ячейку общества их встраивают государства. Так, часть мигрантов в США – необходимые стране специалисты – встраиваются в общество на общих основаниях, становятся гражданами со всеми правами и обязанностями, американцами. Часть мигрантов нужны как дешевая рабочая сила, поэтому они – нелегалы, без прав, здесь и возникают напряжения. Это не политика, зависимая от культуры, это политика по организации разных социальных ячеек, "сословий". Просто иногда экономическую выгоду в некоторых секторах разменивают на конфликты между общинами.

Большая часть проблем, которые связывают с "культурным кодом", есть следствие как раз отсутствия общих гражданских прав, способа войти в общество на общих основаниях. То есть той самой политики, о которой мы говорим.

Конкуренция за человеческий ресурс
Решение вопроса о соотечественниках нужно, прежде всего, нам самим, чтобы осознать свой статус правопреемника, обрести Отечество, а не просто некое неизвестно какое государство с некими новыми границами.

Но, кроме того, мы заинтересованы в том, чтобы забрать к себе человеческий капитал, который ценится сейчас на Западе. Есть иллюзия, что правовое решение проблемы "соотечественников" вызовет бум миграции. Это не так. Многие наши бывшие соотечественники стремятся совсем не в Россию.

Проблему трудовых ресурсов все равно придется решать, и лучше бороться за людей, которые выросли в той же стране, что и мы, говорят на русском языке, иначе будет необходимо соглашаться на миграцию из совсем иных регионов с уже вполне настоящими проблемами.

Поле возможностей
Настроение "помощи соотечественникам" поддерживается населением России, проблемы "наших" за границей всерьез переживаются. И этот факт создает некоторый спектр возможностей политики.

Когда мы перестаем переживать – это значит, что мы теряем потенциальное проектное поле. Ключевой вопрос – что произойдет быстрее: мы придумаем проект для Отечества и соотечественников или другие страны изобретут свои проекты по ассимиляции (или, наоборот, выдавливанию) бывших советских людей.

29.06.2006

Источник - Полит.Ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1151875740


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх