Про невесту. Узбекский фильм "Чашма" удостоен приза "Перспективы" ММКФ 00:21 04.07.2006
В последний день конкурсного показа экспериментальных фильмов "Перспективы" Московского кинофестиваля были показаны корейский фильм "Геолоботомия" и австралийская лента "Современная любовь".
Два фильма об отцах и детях и две женские истории - так можно охарактеризовать эти картины "Перспективы". В корейском фильме "Геолоботомия" действие начинается с того, что герою следует похоронить отца. В австралийской ленте "Современная любовь" герой пытается жить после смерти отца. На этом сходство фильмов заканчивается. О "Геолоботомии" говорит отборщик фестиваля Алексей Медведев: "Фильм, снятый братьями-близнецами, корейскими режиссерами по фамилии Ким, - ультранезависимая, ультрарадикальная картина, снятая на цифровом носителе, даже не на пленке, в которой есть и приемы жанрового кино, и остро социальная критика корейского капитализма. Мне очень обидно было, что эта картина, насколько я знаю, жутко не понравилась нашему жюри конкурса "Перспективы". Я думал, что мои приятели Петр Зеленко и Лабина Митевска более открыты к новым веяниям в кино и, как минимум, они должны понять, что фильм про то, как у людей в заброшенном шахтерском городке начинают расти сами собой золотые зубы, которые они продают для того, чтобы прожить следующий день, такой фильм просто не может быть плохим как минимум".
Соглашусь скорее с жюри конкурса "Перспективы", чем с кинокритиком Алексеем Медведевым: радикальные идеи братьев Ким декларируются, но подкрепляются довольно-таки необязательным видеорядом из серии "молодежного параллельного кино". Напротив, австралийская лента "Современная любовь" режиссера Алекса Фрейна, при всей мрачности содержания, абсолютно изысканна. Говорит кинокритик Евгения Тирдатова: "Некая странность, тайна, мистика, загадка. Очень сильная связь человека с природой. Кино очень сильно связано с музыкой, и это не просто включение музыкальных каких-то эпизодов, а система мышления и образная система, которая связана с поэзией, музыкой. И вот этот сплав, он какой-то чарующий, странный, немножечко медитативный. И я предполагала, что, может быть, он связан каким-то образом с музыкой - режиссер, и он действительно музыкант".
Женщина-режиссер, полька Анна Ядовска, отправляет свою молодую героиню из насиженного семейного гнезда в довольно опасное путешествие автостопом. Ее героиня просто сбежала, без особых мотиваций: "Я начала заниматься этой темой потому, что мы находимся в сети четких, ощутимых рамок и контактов с реальностью, и в глубине души у каждого из нас есть желание оборвать эти связи, сделать что-то невозможное, практически глупое. Жаль, что на фестиваль не могла приехать актриса Агнешка Вархульска, она в полной мере поняла эту идею и ощутила всю серьезность положения своей героини. Во время работы над фильмом я пыталась контактировать с организациями, которые занимаются пропавшими без вести. В Польше чаще всего из семей пропадают мужчины. Но когда фильм уже был завершен, я узнала, что был случай, когда молодая женщина, отдыхая с мужем на пляже, сказала ему, что сходит за сигаретами, - она была обнаружена пять лет спустя, в Марокко. Такие истории все еще происходят. В каждом из нас где-то глубоко дремлет такая потребность".
Женское кино на конкурсе "Перспективы" представлено, как ни странно, мужчиной-режиссером. >Узбекский фильм "Чашма" ("Источник") - это один день из жизни невесты, которая должна увидеть на примере родных и односельчан, что семейная жизнь не гарантирует счастья, но успокаивается после звонка жениха, который строгим голосом спрашивает: "Ну, ты хорошая девочка, или плохая?" Говорит режиссер фильма Елкин Туйчиев: "Я видел то, что видел, как бы глазами женщины. Я считаю, что они намного интереснее в данный момент, чем мужчины". Видимо, традиции в данном случае означают то, что "мужской взгляд" режиссера замыкает героиню исключительно в семейных рамках, ее проблемы - это проблемы девушки из патриархального общества.
Фильм "Чашма" и получил приз "Перспективы" Московского кинофестиваля.
Елена Фанайлова
3.07.2006
|