По заказу мецената Искакова британский композитор Дженкинс написал казахскую сюиту "Тлеп" 06:42 08.07.2006
Британец написал казахскую сюиту В столичном Конгресс-холле прозвучала сюита Карла Дженкинса "Тлеп", которую английский композитор написал по заказу известного казахстанского мецената Сапара Искакова. Концерт-презентация вызвал огромный интерес общественности: в зале присутствовали видные деятели политики и культуры, истинные любители классической и народной музыки.
Карл Дженкинс писал сюиту как самостоятельное произведение, но основой ее стало народное творчество казахов, и даже отдельные части этой сложной композиции сохранили названия песен-прототипов: "Заман-ай", "Карлыгаш", "Дударай" и другие.
Премьера сюиты состоялась 22 мая в лондонском "Ройял Альберт-холле", где присутствовал герцог Йоркский - принц Эндрю, который высоко оценил как творчество Дженкинса, так и богатую кочевническую культуру, такую необычную и непривычную для европейцев.
>Эта новаторская музыка посвящена памяти выдающегося баксы, кобызши Тлепа Аспантайулы (1757-1820). Этот истинно народный музыкант был прямым продолжателем святого Коркыта-Ата, изобретшего в IX веке колдовской, почти гипнотизирующий инструмент - кыл-кобыз. Традиции баксы передавались веками из поколения в поколение, от учителя к ученику. Таким образом, Тлеп Аспантайулы и стал обучаться у замечательного мастера Койлыбая-баксы.
Именно такая традиция и позволила сохранить кобыз для потомков, ведь было время, когда этот инструмент был занесен в разряд идеологически вредных, и игре на кобызе стали обучаться тайком, да и то от случая к случаю. Так получилось, что усилиями отдельных смельчаков-энтузиастов он сохранился до наших дней. Сохранились и многие произведения композиторов-кобызши, в том числе и Тлепа Аспантайулы.
Карл Дженкинс - один из самых востребованных в мире композиторов, он - обладатель высших музыкальных наград, член Королевской академии музыки, Уэльского Королевского колледжа музыки и драмы, Тринити Колледжа Кармарфон, обладатель награды королевы Англии.
После успешной премьеры в Лондоне сюита "Тлеп" не менее успешно прозвучала и в Астане. Она состоит из семи частей: "Дударай", "Танец", "Козiмнiн карасы", "Карлыгаш", "Тулпар", "Заман-ай", "Жайляу". В основе каждой из них лежит известная казахская песня, и только "Танец" - оригинальное сочинение Дженкинса "в духе" казахских мотивов и ритмов.
В целом "Тлеп" - произведение синтетическое, в котором соединились классическое, фольклорное, джазовое и эстрадное направления. Особенно интересны "Козiмнiн карасы", в которой сохранились кантилена и интонации Абая; "Тулпар" с его скаковыми ритмами; "Заман-ай", "Времена", где ритм образует тиканье часов, и дух захватывающий финальный "Жайляу".
Вместе с солистами - исполнителями на народных инструментах - домбристом Тураром Алипбаевым, кобызистом Алькуатом Казакбаевым, Едилем Хусаиновым (горловое пение, шан-кобыз), Анар Касымовой (саз-сырнай) в концерте участвовали замечательный скрипач Марат Бисенгалиев, его дочь Арухан, оркестр Западно-Казахстанской филармонии, а также музыканты из Англии: Найджел Хичкок (саксофон), дирижер Крис Крейкер и вокальная группа из Opera North.
Крис Крейкер наряду с концертной деятельностью возглавляет звукозаписывающую компанию "Sony-BMG Music Intertainment". От имени компании он вручил Золотые диски в подарочном исполнении Президенту РК Нурсултану Назарбаеву, меценату Сапару Искакову и скрипачу Марату Бисенгалиеву.
По окончании премьеры свое мнение высказали выдающиеся казахстанские музыканты.
Алан Бурибаев, главный дирижер симфонического оркестра филармонии Астаны:
- Мне нравится сам факт: казахская музыка - и британский композитор, который взял песни Абая, Жубанова, Рекиной и других наших классиков для своего произведения. Какой молодец Марат Бисенгалиев, инспирировавший этот проект. Это синтез сразу всего - этно-, симфо- и другой музыки. Скрипка, саксофон, народные инструменты, хороший хор… Замечательное явление.
Ренат Салаватов, народный артист Татарстана:
- Прекрасные современные ритмы, абсолютно новый, свежий взгляд на музыку. Трудно определить жанр, во всяком случае суть его такова: современная аранжировка народных песен в ее западном прочтении, в которой звучит чистый родник казахской музыки.
Жания Аубакирова, народная артистка РК, ректор Казахской национальной консерватории:
- Для меня очень важна пропаганда отечественной культуры. Современные технологии позволяют монтировать британский стиль и казахские инструменты - саз-сырнай, кыл-кобыз, сыбызгы. Это очень приятно. Надо особо отметить организационные усилия Марата Бисенгалиева, ведь современные реалии требуют умения продвигать продукцию на музыкальный рынок - также обстоит дело в литературе, в кино и так далее.
Двумя часами позже на Круглой площади состоялся и другой концерт, на этот раз под открытым небом - "Сон в летнюю ночь". Вновь, как и в прошлом году, его участниками стали отечественные и зарубежные мастера искусств - вокалисты Джамиля Баспакова (Алматы), Андреа Бейкер (США), Хоэль Монтеро (Мексика), Эрдем Байдар (Турция), артисты балета Гульфайрус Курмангожаева и Жандос Аубакиров (Астана), симфонический оркестр, хор и балет Национального театра оперы и балета. В программе ночного концерта прозвучали произведения Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, Бизе, Штрауса, Бородина, Мендельсона-Бартольди. В финале мексиканский гость спел на казахском языке бессмертную песню Абая "Айттым салем, Каламкас".
Праздничный фейерверк гармонично дополнил концертную программу.
Бектур КАДЫРОВ
8.07.2006
|