С.Абдылдаев: Ферганская долина: начало исламской осени 06:21 29.07.2006
"Всякая душа - заложница, того, что она приобрела". Коран, 74-я сура, 38-й аят
Вызов брошен. Правоохранительные органы Кыргызстана объявили тотальную войну на уничтожение экстремистским партиям. Процент тотальности уничтоженных радикалов покажет время. Пока приходится констатировать очевидный факт, что в последние годы в рядах пехоты радикалов заметно прибавилось новобранцев, готовых с оружием отстаивать идеи своих духовных наставников. По оценкам специалистов, за последние пять лет число сторонников "Хизб ут-Тахрира аль Ислами" (далее ХТИ) только в южном Кыргызстане выросло в три раза и составляет по различным данным от 5,5 тыс. до 6 тыс. человек (для сравнения: в 2004 году численность сторонников ХТИ составляла не более 4 тыс. человек). Эта тенденция роста адептов радикального ислама наблюдается и в соседнем Казахстане. Статистика роста такова, что если, например, в приграничной с Кыргызстаном Южно-казахстанской области численность сторонников ХТИ в 2002 году составляла примерно около 200–250 человек, то к началу 2006 года достигла более 2000 членов.
Как отмечают аналитики, социальная база религиозно-радикальных организаций в последние несколько лет значительно расширилась. Этот процесс роста влияния радикальных идей в центральноазиатском регионе определен низким уровнем жизни большинства населения, что в свою очередь создало хорошую почву для распространения политического ислама при активной и крупномасштабной финансовой поддержке стран, в которых официальной религией является ваххабизм или доминируют сильные радикальные традиции. Естественно, что наличие двух основных составляющих компонентов сегодня резко влияет на усиление в регионе позиций радикальных идей в процессе продвижения на постсоветском пространстве политического ислама. Поэтому нынешняя активизация сторонников религиозно-экстремистских организаций вполне закономерное явление.
Но последние события на фронте борьбы с религиозным экстремизмом вызывают довольно длинные размышления о возможных дальнейших перспективах развития политической ситуации на юге Кыргызстана. Очевидно, что последние перестрелки на юге убеждают - на смену проповедникам радикального ислама приходят вооруженные боевики. Вооруженные вылазки экстремистов определенно свидетельствуют о том, что боевые группы радикальных организаций активизируют свою деятельность. Как считают аналитики, наибольшую опасность сегодня представляют три подпольные организации: ХТИ, движение "Акромийя" и Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Именно боевое крыло этих организаций сегодня проявляет наибольшую активность, оказывая тем самым ощутимое дестабилизирующее влияние на политическую обстановку в Ферганской долине.
Как известно из СМИ, к Андижанским событиям имеют прямую причастность сторонники движения "Акромийя", которые, по утверждениям официальных властей Узбекистана, и спровоцировали беспорядки в этом областном центре.
Справка "ОР":
Движение "Акромийя" было организационно оформлено в 1992 г. Основатель и идеолог религиозно-политического движения ХТИ Акром Юлдашев, 1962 года рождения, уроженец г. Андижана. Образование высшее. Окончил Андижанский институт хлопководства и механизации. Во второй половине 80-х годов основал новое исламское религиозное течение - "Акромийа", - имеющее в настоящее время в Ферганской долине и Ташкенте несколько тысяч сторонников. С 1986 по 1992 гг. активный член движения ХТИ. Автор неофициально распространявшейся книги "Иймонга Йул" ("Путь к вере"), в которой излагаются основные цели и задачи движения "Акромийя".
Принципиальные расхождения между движениями "Акромийя" и ХТИ заключаются в том, что абсолютно ненасильственные методы, проповедуемые духовными лидерами "Хизб ут-Тахрира", приемлемы для арабских стран и совершенно неприемлемы в условиях Узбекистана. В идеологической доктрине движения "Акромийя" главной целью является переустройство общества на началах ислама. Эту перспективу лидер движения А. Юлдашев излагает в трактате "Путь к вере". Она предполагает реализацию программных целей по следующей схеме:
I этап (сирли, скрытый) - подбор и воспитание будущих членов группы возможных последователей в особых группах, где они обучаются особым ритуалам. Успешно завершившие этот этап, становятся мушрифами и клянутся на Коране в верности остальным бурадарам (братьям). Несмотря на слово "тайный" в этой практике нет ничего разнящегося с суфийской традицией в исламе в целом.
II этап (моддий, деловой) - последователи начинают создавать свой материальный фундамент общими усилиями, устраиваясь на работу в различные организации, либо создавая собственные производственные или сельские кооперативы. Пятая часть доходов идет на нужды общины в общую казну. Значительная часть членов организации – это представители бизнеса и жизненно активные люди, в то время как, например, ХТИ делает основную ставку на более маргинализованного и лично пассивного мусульманского обывателя.
III этап (манавий, духовный) - духовный рост и духовное общение с единомышленниками по общине.
IV этап (узвий майдон, вливание-соединение) предполагает легализацию общины путем внедрения своих людей, а также привлечение на свою сторону чиновников и других социально значимых людей.
V этап (охира, завершающий, конечный), на котором в результате усилий, предпринятых на предыдущих этапах, произойдет истинная исламизация общества.
В отличие от ХТИ идеологические последователи движения "Акромийя" открыто признают возможность насильственного свержения государственного строя и не исключают тактики террора против официальных властей.
Однако сегодня ситуация внутри радикальных исламских движений сложилась весьма сложная. После Андижанских событий наметилась тенденция к снижению интереса к радикальным идеям политического ислама, что логично привело к острой дискуссии в самих организациях по стратегическим и тактическим вопросам. Например, некоторые члены ХТИ заявили, что для возрождения интереса к движению необходимо перестать проповедовать глобальную исламскую революцию и перейти от теории к практике возможности совершения революции в одной отдельно взятой стране. Именно по этой причине в Ферганской долине в начале 90-х годов от ХТИ откололись две группы - "Хизб ан-Нусра" и "Акромийя". Кроме того, некоторые влиятельные члены ХТИ продолжают настаивать, что их группировка должна отказаться от нынешней стратегии ненасильственных действий и использовать силовые методы достижения политических и социальных целей.
Сегодня становится очевидным, что >усиление активности боевых террористических групп в Ферганской долине связанно с тем, что радикальные исламские группировки переживают период идеологического кризиса. Политическая элита радикальных движений в странах ЦА сегодня оказалась неспособной изменить ситуацию в своих государствах и создать условия для строительства исламского Халифата. Предложенная ими утопическая идея создания на территории Ферганской долины единого государства - Халифат, оказалась на практике несостоятельной. Поэтому сегодня на смену мифическим теориям пришла отработанная и безотказная афганская практика исламского террора, которая основана на примитивных принципах так называемого "чистого Ислама". Фактически Кыргызстан имеет реальный шанс в ближайшем будущем получить еще одну мощную политическую силу, которая потребует со временем свою долю власти.
А пока, как следует из некоторых данных, наряду с "Хизб ут-Тахрир аль Ислами" в Ферганской долине функционируют около десяти мелких, но мобильных террористических групп: "Таблих", "Узун сакал" ("Длинная борода"), "Адолат уюшмаси" ("Общество справедливости"), "Ислам лашкорлари" ("Воины ислама"), "Товба" и "Нур" ("Луч"). Как отмечают специалисты, эти подпольные терргруппировки отличаются высокой организованностью и глубокой законспирированностью. И достать и разгромить их - по мнению профессионалов, для наших спецслужб в нынешнем состоянии такая же задача, как полет на Марс.
Сыргак АБДЫЛДАЕВ, политический обозреватель "ОР"
27.07.2006
|