Б.Сейдахметова: Мысли после саммита. Великоросский шовинизм - мифы и реальность 11:55 31.07.2006
Саммит "Большой восьмерки" позади. Позади и горячие споры европейских политиков о месте России в этом элитном клубе. По мнению некоторых российских политиков, саммит еще раз доказал, что с Россией можно и нужно считаться. Просто, мол, вот такие мы непростые, загадочные русские, со своим взглядом на демократию, со своей особой ментальностью. Одним словом, вечный духовный поединок католического Запада и православной России
Подобные речи ведутся как русскими национал-патриотами, так и махровой русской интеллигенцией с почти дворянским бэкграундом, с приснопамятных советских времен. Может, сегодня благодаря имперской политике Кремля (да простит за резкость Владимир Владимирович!) русский вопрос обрел особую остроту.
Лично я никогда не сомневалась в высокой степени политического, экономического, культурного и прочего-прочего влияния России не только на соседние с ней государства. Просто в самой России существуют два лагеря в среде русской интеллигенции - это те, кого можно коротко назвать "западниками", и те, кто не склонен смешивать великую русскую православную культуру с чуждой культурой перманентно "загнивающего" Запада. Вечный процесс самоидентификации: кто мы - Европа или Азия? И дальше - с кем мы должны идти? Вот и получается интеграция на два фронта - и в западные структуры, такие как НАТО и ВТО, и в региональные, такие как ШОС и ОДКБ.
В решении большинства международных проблем сегодня невозможно обойтись без мнения России. Россия входит в "ближневосточный квартет" наряду с США, ООН и Европейским союзом и в "шестерку" по урегулированию северокорейского ядерного кризиса, позиция России повлияла на ход подготовки военной операции в Ираке, в этом же ряду и решение проблемы иранского "ядерного досье".
Между тем на всем этом фоне >в сегодняшней России обострился национальный вопрос. Избиение и даже убийства иностранцев стали почти обыденностью как в Москве, так и в российской глубинке. Не стану проводить аналогий с Германией 30-х годов, но, однозначно, такая ситуация не может не настораживать международное сообщество. Вот и я не удержалась, чтобы за чашкой кофе среди прочих мировых проблем не поднять почти вечную тему великоросского шовинизма в беседе с гражданином России, профессором Киргизско-Российского Славянского университета, доктором исторических наук, политологом Александром Князевым. - Александр, в последнее время в России обострились ксенофобские настроения. В Москве стало небезопасно находиться, если у тебя неславянское лицо. Участились случаи избиения представителей нерусских национальностей скинхедами. - Только ли в России националистические и ксенофобские настроения и проявления имеют место? Увы, могу вас заверить в том, что рост национализма и самых разных фобий - этнических, религиозных, межрегиональных, расовых и так далее и тому подобное - глобальное явление нашего времени. Национализм, увы, на подъеме и не только в России, тем более что другие мобилизующие идеологии - социализм, демократия и т.д. - уже "отыграли" свое, они неактуальны. Носителями национализма являются молодые люди - они более остро ощущают отсутствие общенациональных целей, попытку подменить жизненные смыслы утилитарными практическими задачами и протестуют против этого в подобной извращенной форме. Молодежь восприимчива к идеям национализма и подвержена ксенофобии, потому что другие идеи для нее еще менее понятны и близки, да и в силу возрастного максимализма молодые люди всегда гораздо радикальнее смотрят на мир. Всплеск ксенофобии именно в молодежной среде - вспомните арабские погромы во Франции - обусловлен возросшим инфантилизмом и завышенными требованиями. Молодой человек хочет быть по уровню ответственности школьником, а по уровню трат - успешным и состоявшимся взрослым. Естественно, такой образ жизни доступен очень немногим. Поэтому идет поиск виноватого - на сегодняшний день это люди другой национальности. Так было в Киргизии в 1980-1990-х годах. Так в Киргизии происходит сейчас в отношении дунган, узбеков, других национальных диаспор. - Выходит, все дело в отсутствии национальной идеи? - Идеологические причины происходящего непосредственно для России я вижу и в глобальном унижении русской нации и России в целом, которая, будучи Российской империей и затем Советским Союзом, всегда была одной из ведущих мировых держав. Развал страны поставил именно русскую нацию в двусмысленное положение. Она привыкла к своей "ведущей" роли, сегодня имеет место определенный "кризис идентичности". Он подразумевает яростную защиту своей идентичности параллельно с поиском ее оптимальных характеристик. В поисках причин своего унижения человек редко обращает взор на себя, чаще всего он ищет и успешно находит внешнего "врага", который и представляется ему виноватым во всем. - Но Россия - это не только русские, это еще и татары, башкиры, якуты... - Национальная нетерпимость в сегодняшней России проявляется в форме оскорбительных высказываний в адрес представителей инокультурных групп, конфликтах на рынках за сферы влияния, экстремистских призывах и т.д. Причем между народами, традиционно проживающими на территории России, таких конфликтов немного. Их нет в отношениях между русскими и татарами, русскими и башкирами и т.д. Напряженность возникает преимущественно вокруг мигрантов, и в основе ее лежат и культурные, и психологические мотивы. Согласитесь, что далеко не все приезжающие в Россию граждане стран бывшего СССР законопослушны и способны качественно интегрироваться в российскую действительность. Эти группы людей очень часто и не стремятся к адаптации и, возможно, не способны в силу причин культурологического характера. А процессы формирования общественного мнения носят зачастую обобщающий характер: в Екатеринбурге, например, негативное отношение к наркоторговцам-таджикам затрагивает всю таджикскую диаспору, хотя большинство таджиков заняты мирным, так сказать, трудом. - И в результате имидж России как на региональном, так и на международном уровне заметно ухудшился. - Я сразу отметаю это ваше утверждение. Россия сегодня является чрезвычайно привлекательной страной, в которую стремятся приехать, в которой стремятся жить и работать миллионы и миллионы людей из самых разных стран мира. Вот в 1990-х годах, при том псевдолиберальном беспорядке, который царил в стране, никто особо в Россию не рвался... Туда, где плохо, не едут. Сегодня только по самым скромным данным в России работают 100 тысяч граждан Казахстана - при всем относительном благополучии вашей страны, 180 тысяч граждан Киргизии, 390 тысяч из Узбекистана, 500 с лишним тысяч граждан Таджикистана. А по нескромным - только из одной Киргизии не менее 300 тысяч! И это уже не говоря о миллионах (!) граждан Украины, Азербайджана, о молдаванах, вьетнамцах или китайцах. Впрочем, о последних разговор отдельный. - В таком случае, Александр, в чем вы видите истоки ксенофобии (вы же не станете утверждать, что ее нет в России)? - Для развития национализма и ксенофобии, конечно, есть свои причины: и экономические (область фактически депрессивная); и социальные (массовая безработица, в особенности скрытая); и исторические - глубинная Россия всегда достаточно остро реагировала на угрозу распада страны, потерю ее идентичности и поддерживала политические силы, артикулировавшие эту угрозу, например, "Родину" Дмитрия Рогозина.
Ум, честь и совесть "Русского порядка"
В любом случае, говорить нужно сегодня, скорее, не о национальных конфликтах, а о наличии этнической напряженности на некритическом уровне. И здесь очень любопытно выглядит вопрос об адекватности внимания к этой проблематике со стороны СМИ. - ??? - Я уверен, что тот повышенный ажиотаж, который проявляют СМИ в каждом случае ксенофобии и национализма в России, является, помимо иного, и выполнением определенного политического заказа: подпортить тот самый имидж, о котором мы говорили, который в большей части исключительно положителен. Заметьте, ведь "антиксенофобская" кампания в СМИ самой России, центральноазиатских республик возникла не в 1990-х годах, когда все происходило еще хуже, а именно тогда, когда ситуация в России начинает стремительно улучшаться, когда страна возвращается к своему привычному статусу великой державы. Кстати, не знаю как уж где, а в Киргизии первые программы для СМИ по тематике миграции организовывались Фондом Сороса, "Интерньюсом" и другими западными НПО. Было бы логично, если бы эти же организации обратили внимание, например, на динамику роста преступности в России, исполнителями которой являются мигранты. Или на нарушения прав этнических групп в этнократических "демократиях" типа Грузии, Латвии, Эстонии... Само же наличие этой проблемы - заметьте, я ее, в принципе, не отрицаю - является поводом к размышлениям (и последующим действиям) о совершенствовании существующего в России мультикультурного общества и мультикультурного государства. Исторически это абсолютно оправданно - Россия всегда была полиэтнична. К слову, Россия сегодня - единственное, наверное, из государств постсоветского пространства, которое не избрало для себя путь этнократии. Министр по чрезвычайным ситуациям - тувинец, министр внутренних дел и губернатор одной из крупнейших областей - казахи, министр экономического развития - немец... Могут ли подобным похвастаться те, кто считает себя предельно демократическим государством - Грузия, Украина, Киргизия, наконец? Увы...
Ботагоз Сейдахметова 28 июля 2006 № 30 (426
|