КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 06.08.2006
13:11  Хакасская каменная "баба" Улуг Хуртуях Тас вернулась из музея в родную степь и снова лечит народ
11:57  А.Алексиев: "Таблиги Джамаат": невидимый легион джихада. Ч. 1-я
11:24  Asia-Plus > Болезнь денег. Эксперты критикуют монетаристскую политику Нацбанка Таджикистана
11:19  В.Михаилов (глава Еврейского НКЦ Узбекистана): "У нас в стране нет никакого антисемитизма, синагоги не охраняются"
10:59  Иран требует международного расследования "преступлений сионистского режима Израиля в Ливане"
10:43  От Бакиева до Айтматова. В Бишкеке идет 5-й "курултай народа Кыргызстана"
10:42  Махнул крылом. Кыргызстан продает в Африку последние гражданские самолеты

10:36  Каракумский Крез. Туркменбаши одарит всех своих министров "Мерседесами", а хякимов - "джипами"
10:34  Монголия повышает зарплату своим дипработникам в зарубежных странах
08:33  Смерть "партизана". В бою за ливанскую деревню Аита аль-Шааб погиб первый израильский резервист
07:01  Иранские генетики клонировали овцу, откинувшую копыта спустя "несколько минут"
Суббота, 05.08.2006
21:39  CША ввели санкции против российских фирм "Сухой" и "Росборонэкспорт" за оружие Ирану
19:37  В Индийских вариантах "Пепси" и "Кока-колы" концентрация пестицидов в 24 раза выше нормы
18:35  "Хезболлах" и "Аль-Гаэда" объединяют усилия. В Ливан из Ирана отправляется сын бен Ладена
17:29  Украина пытается ввезти в Казахстан 420 тонн фосфорных отходов
16:25  Gazeta.kz > Особенности национального туризма Казахстана
15:20  Казахстанские ученые утверждают, что нефтяные месторождения возникают не за тысячи.., а всего за десяток лет
15:12  Ливанцы успешно отразили десант израильского спецназа под Тиром
15:06  "РГ" > ...А лес растет. Китайский... Грозит ли России нашествие иностранных граждан и капиталов
14:46  Объединенная Таджикская Оппозиция: 7 лет после войны
13:53  "Къ" > Ивановские страдальцы. Иностранцев выдадут Узбекистану за участие в андижанском восстании
12:41  Asia-Plus > Золото партий. Сколько стоит кресло президента Таджикистана?
11:59  Уго Чавес: Израиль - фашистская страна. США - мировые вампиры...
11:19  К.Тюлегенов: "Хезболла" продолжает сопротивление. Чего боится арабский мир
10:13  Л.Григорьев: Энергетическая безопасность России и СНГ
08:26  А.Турсунбаев: Круглостолие. Ашхабад... на пути демократических перемен
07:35  Бомбежки Бейрута... Бишкек, Киев, Таллин... далее везде
00:40  "Черные дипломы". Как поклонник Туркменбаши и И.Каримова некий Г.Иманов возглавил "левый" университет в Питере
00:34  Российско-китайская дружба не знает границ. "Газпром" и CNPC изучат возможность совместной разведки и добычи углеводородов в третьих странах
Пятница, 04.08.2006
20:29  "Оранжевая" смута на Украине закончилась. В.Янукович избран премьер-министром
19:50  Президент Ахмадинежад призвал мусульманские страны "немедленно порвать" связи с Израилем и его союзниками
15:03  Таджикистан запретил на своей территории украинский водочный бренд "Nemiroff" за скрытую рекламу
14:00  "Маньяка, собиравшегося изнасиловать Пугачеву мы взяли в...", - вспоминает экс-представитель МВД СССР в Афгане В.Панкин
12:50  Дешевый снобизм. Зачем Душанбе 5-ть 5-звездочных отелей?
11:33  Начальник Генштаба Киргизии З.Молдошев обвиняет чиновников Парламента в клевете
11:32  Власти Узбекистана арестовали активы американо-узбекского СП "Зеравшан-Ньюмонт"
11:19  Иммигрант в законе. Казахстан хочет легализовать 300 тысяч незаконных гастарбайтеров
10:42  "Э-К" > Несносная граница. Что тормозит демаркацию казахстано-узбекских рубежей?
10:41  ИГНПУ > В Ташкенте оглашен приговор 14-ти "хизбутам": от 8 до 12 строгого режима
10:38  Китайская любовница украла у японского моряка... секреты российских подлодок
10:25  Все спокойно. Передел казахстано-российской границы местные жители перенесли тихо
10:16  Лидер общества узбеков Джалалабада М.Карабаев получил 7 лет условно
10:11  А.Елисеев: Национальная Империя: время и род
09:52  "Литер" > Зачем Бакиев "сделал" Какку? США и Кыргызстан продолжают обмениваться дипломатическими ударами
09:44  Плюс канализация всей страны. Китайцы воплотят в жизнь советские прожекты поворота рек
09:33  Экс-посол Британии в Узбекистане Мюррей издал книгу мемуаров "Убийство в Самарканде"
09:30  Высокогорное интерактивное. Россияне запускают интерактивное телевидение IPTV в Алма-Ате
09:15  33 несчастья Ак-Тюза. Израильские "хозяева" окончательно угробили в Киргизии уникальную фабрику редкоземельных металлов
09:07  Война до понедельника. Ливан ждет мира, а Иран грозит Израилю
08:56  Д.Верхотуров: "Баку – Джейхан" - это серьезно! Российские эксперты и аналитики продолжают упорно держаться старых взглядов
08:49  В поисках выхода. Зачем глава МИД Ирана М.Моттаки ездил в Бейрут
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
А.Алексиев: "Таблиги Джамаат": невидимый легион джихада. Ч. 1-я
11:57 06.08.2006

ИСТОКИ И ИДЕОЛОГИЯ

>Движение "Таблиги Джамаат" (ТДж) было основано в 1927 году в местности Меват неподалеку от Дели выдающимся богословом деобандийского направления ислама Моуланой Мухаммадом Ильясом Кандехлеви (1885-1944). Тот факт, что он был одним из идеологов школы деобанди, имеет решающее значение для понимания исходной доктрины этой группировки и ее последующего развития.

С самого начала философия ТДж отличалась свойственным деобанди радикализмом, а именно нетерпимостью к любым другим формам вероисповедания, включая шиитскую ветвь ислама и его синкретические толкования, толкованием любых форм прогресса как несовместимых с исламом, исключением женщин из общественной жизни, а также фанатичным прозелитизмом, основанным на убеждении, что ислам должен вытеснить все другие религии. И действительно, многими исследователями ислама "Таблиги Джамаат" по сегодняшний день воспринимается как преимущественно проповедническое общество деобандистов.

Побуждающим мотивом к формированию "Таблиги Джамаат" было стремление Ильяса вернуть под сень ислама номинальных мусульман Мевата, которых в начале XX века активно обращали в свою веру активисты индуизма. После периода попыток противостоять этому расширением сети медресе, Ильяс пришел к методике оживления мусульманского сознания в массах путем проповедования религиозных идей не имеющими духовного сана странствующими миссионерами (таблигами). Объединяясь в группы (джамаат) численностью около десяти человек, они после простейшего обучения отправлялись с миссиями вести пропагандистскую работу продолжительностью от нескольких дней до нескольких месяцев по принципу "от двери к двери". Организуя этих довольно необразованных, но обладающих исключительным энтузиазмом мусульман, Ильяс давал им выдержки из Корана, подчеркивавшие приоритет практики (амал) и добродетели (фадаил) над глубоким пониманием основ веры (илм) и нюансов исламских законов (масаил). Этот подход показал высокую эффективность, и к моменту смерти Ильяса в 1944 году "Таблиги Джамаат" распространилось по всей Индии.

На смену Моулане Ильясу пришел его сын Моулан Мухаммад Юсуф (1917-1965), которому в роли лидера движения удалось существенно расширить деятельность и повысить влияние "Таблиги Джамаат" ([18]. Все преемники Ильяса в руководстве "Таблиги Джамаат" были связаны с ним либо родством, либо свойством, что придает объединению династические черты).

После раздела Индии это общество быстро укрепило свои позиции в новообразованной мусульманской стране Пакистан, и ее штаб-квартира постепенно переехала из Низамуддина в окрестностях Дели в Райвинд. Двумя наиболее существенными особенностями в деятельности организации под руководством Моуланы Мухаммада Юсуфа и сменившего его Инамула Хасана (1965-1995) стали превращение "Таблиги Джамаат" в международное движение, а также сосредоточение усилий на обращении в ислам немусульман. К концу 1960-х годов "Таблиги Джамаат", как сообщалось, действовало в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки, во всей Азии и даже в странах, где практически не было мусульман - например, в Японии. Быстрое распространение деятельности движения в традиционно немусульманские регионы совпало в 1970-х с установлением в высшей степени взаимодополняющих отношений с ваххабитским течением (которое сами ваххабиты именуют салафизмом) в Саудовской Аравии и представителями деобандизма в Южной Азии, двумя наиболее воинственными направлениями радикального ислама.

Практическим результатом этого сотрудничества, продолжающегося до сегодняшнего дня, является широкая финансовая поддержка деятельности деобандийских организаций и "Таблиги Джамаат" за счет саудовских средств. Начало этому было положено в 1962 году после учреждения Всемирной мусульманской лиги; процесс получил дополнительное развитие после решения саудовских ваххабитов активизировать свою экспансию за рубежом в 1970-х. Несмотря на то, что обычный образ действий "Таблиги Джамаат" требует, чтобы его миссионеры самостоятельно покрывали свои расходы во время проповеднических миссий, очевидно, что покрытие огромных транспортных расходов на обеспечение тысяч зарубежных поездок было не по карману рядовым членам ТДж, в большинстве своем бедным. Здесь интересно отметить, что ваххабиты, обычно крайне критичные и нетерпимые в отношении практически всех остальных мусульманских школ, не выражают почти никакого негативного отношения к "Таблиги Джамаат"; только иногда они сожалеют по поводу недостаточно глубокого знания ислама (в ваххабитском смысле) членами этого движения. Так, влиятельнейший ваххабитский лидер последних двух десятилетий Шейх Абд аль Азиз ибн Баз признал заслуги "Таблиги Джамаат" и рекомендовал своим "братьям" совместно участвовать в проповедническом движении с тем, чтобы "направлять и советовать". Дружественные связи "Таблиги Джамаат" с ваххабитами на самом деле были установлены давно, у истоков этого сотрудничества еще в 1930-х годах стоял один из лидеров ТДж Моулана Ихташмул Хасан, свояк Моуланы Ильяса.

Что касается идеологии, то в значительной степени представление о ней сформировано заверениями лидеров движения об аполитичности "Таблиги Джамаат". Это утверждение является в высшей степени обманчивым. Движение аполитично лишь в том смысле, что не придает большого значения и не преследует краткосрочных политических целей, как, например, мобилизация мусульманского сообщества для установления исламского правления в отдельно взятых странах (что характерно для других мусульманских организаций, таких как "Джамаат-е-Ислами" в Пакистане). На самом деле объясняется это тем, что "Таблиги Джамаат" не признает государства в качестве легитимного образования, с исламской точки зрения. Вместо этого оно имеет дело со всем сообществом мусульман - уммой, и здесь его амбиции носят весьма политизированный характер. Целью движения, по словам французского специалиста в данном вопросе Марка Габорио (Marc Gaborieau), является не что иное, как "планомерный захват мира" средствами джихада ([19]. Marc Gaborieau, Transnational Islamic Movements: Tablighi Jamaat in Politics [in www.isim.nl/newsletter/3/regional/6.html]).

На практике эта тысячелетняя мечта преследуется двуединым путем укрепления фундаменталистского рвения среди мусульман и обращения в ислам немусульман. Конечная цель идеологов ТДж - установить повсеместное господство радикальной и бескомпромиссной формы ислама - может показаться утопией, а потому выглядящей не слишком устрашающе. Однако как бы утопична она ни была, философия ТДж далеко не безобидна. Следуя за своей утопией, это движение насаждает формы религиозной практики и поведения, являющиеся по любым меркам экстремистскими.

Формально "Таблиги Джамаат" требует от своих последователей только преданности Аллаху, соблюдения подобающих форм отправления молитвы, уважения к единоверцам и налагает обязанность проповедования с целью обращения в ислам ([20]. Из всей религиозной литературы для последователей "Таблиги Джамаат" в обязательном порядке предписывается чтение только Корана и семи текстов, написанных Моуланой Ильясом в 1920-х годах. Все вместе это именуется "Таблиги низаб" ("Учебный сборник Таблиги").

По существу, постулаты ТДж восходят к экстремистскому ваххабитско-деобандийскому учению, которое явилось прототипом идеологий современного исламского экстремизма. Так, делая акцент на прозелитизме и очищении ислама от вредных влияний, движение категорически отрицает право на существование не только иных религий, но и других течений ислама (шиизма, барелви, бахаийа, ахмадийа и т. д.) и предрекает неизбежное и жестокое столкновение между этими ложными вероучениями и истинным исламом. Этот тезис находит свое воплощение в том, что "Таблиги Джамаат" настаивает, что приверженцы Аллаха в немусульманских странах должны вступать в контакт с иноверцами только и исключительно в целях проповеди ислама. Наконец, общая радикализация ислама и рост числа сторонников джихада с 1970-х годов в свою очередь повлияли на "Таблиги Джамаат", все больше усваивающего мировоззрение джихада, свойственное ваххабитско-деобандийской школе. В этой связи появилось много предположений, подкрепленных некоторыми свидетельствами о наметившемся расколе внутри ТДж между сторонниками "джихада сердца" (джихад бин навз) и более радикальным крылом, ратующим за "джихад меча" (джихад бин саиф) ([21]. По свидетельству индийского исследователя Б. Рамана (B. Raman), это, в частности, происходит в Пакистане, где именуемая "Taxila Faction" фракция "Таблиги Джамаат" открыто выступает за вооруженное насилие во имя ислама. B. Raman, Dagestan: Focus on Pakistan"s Tablighi Jamaat, South Asia Analysis Group [www.saag.org/papers/paper80.html].)

Подобные убеждения, особенно если они претворяются в жизнь в западном светском демократическом обществе, вызывают в воображении образ готовой к насилию пятой колонны - перспектива рисуется самая мрачная.

Структура "Таблиги Джамаат", так же как и все, что связано с этой организацией, закрыта для посторонних плотнат завесой секретности. И все же с достаточной долей уверенности можно сделать некоторые предположения. Хотя и утверждается, что общество ТДж существует на принципах равенства и участия широких масс, оно с момента основания строится по жесткому иерархическому принципу, свойственному не массовым движениям, а харизматическим сектам. На вершине организации находится верховный лидер - эмир, чьи указания выполняются беспрекословно. Штаб-квартира ТДж находится в Райвинде (Пакистан), хотя и прежний центр в Низамуддине (Индия) продолжает играть важную роль. Второе место в иерархии, по некоторым свидетельствам, занимает шура (совет), имеющий важное консультативное значение. Далее следуют местные подразделения в отдельных странах, соответственно возглавляемые эмирами, обычно являющимися опытными функционерами движения на местах из принадлежащих ТДж мечетей. О механизме действия на этом уровне известно очень мало, однако считается, что именно эти структуры сыграли решающую роль в реисламизации иммигрантов в Европе и Северной Америке.

Собственно проповедь ислама осуществляется небольшими группами (численностью около десяти человек в азиатских странах и трех-пяти - в других частях света) адептов ТДж, прошедших до этого соответствующее обучение. Они ведут проповедническую деятельность в мусульманских районах "от двери к двери", эту практику называют "харудж" ("в пути"). В группах-джамаатах поддерживается жесткая дисциплина и строгое подчинение лидеру. Изначально миссионеры направлялись из Южной Азии и находились в странствии по четыре-пять месяцев, пользуясь приютом в мечетях, основываясь на традиции оказания гостеприимства находящимся в пути мусульманам. В Западной Европе и США члены ТДж действуют, базируясь практически исключительно в спонсируемых саудовскими ваххабитами мечетях и исламских центрах, существующих на сегодняшний день почти во всех крупных западных городах. Заинтересованных местных мусульман и потенциальных неофитов приглашают на еженедельные семинары, обычно проводимые старшими проповедниками, а после прохождения необходимой подготовки их самих отправляют для осуществления харуджа. Будучи однажды привлеченными в "Таблиги Джамаат", новые члены по сути подчиняют свою жизнь движению и становятся профессиональными миссионерами. От активистов ТДж требуется посвятить 40 дней в году, три дня в месяц, две вторые половины дня в неделю и два часа каждый день работе на организацию; кроме того, они обязаны жестко соблюдать правила ежедневных молитв. Наиболее перспективные из новых адептов и обращенных проходят дополнительную подготовку при штаб-квартире "Таблиги Джамаат" в Райвинде. Обычно вербовка в ряды террористических групп происходит уже после прибытия в Пакистан.

Хотя в прошлом "Таблиги Джамаат" не стремилось быть формально представленным в локальных мусульманских сообществах, в последние два десятилетия положение постепенно меняется, и в настоящее время и на Западе, и в самой Южной Азии существует большое число мечетей, исламских центров и прочих религиозных заведений, находящихся на попечении "Таблиги Джамаат". При этом ни точная численность организации, ни размеры финансирования неизвестны, хотя ясно, что они должны быть весьма значительны, учитывая, что в движении участвуют миллионы людей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АМЕРИКЕ

Как и в других странах, присутствие "Таблиги Джамаат" в США и Канаде значительно, однако достоверной информации об этом мало. Миссионерская деятельность в Соединенных Штатах - сравнительно новое явление, а "Таблиги Джамаат" стала развивать ее с первой большой волной мусульманской эмиграции в конце 1960-х, последовавшей за реформой иммиграционной системы 1965 года. Этот период совпал с началом массированного финансирования саудовскими источниками исламской активности в немусульманских странах с целью способствовать распространению ваххабитского влияния ([22]. По сведениям из официальных источников, с 1975-го по 1987 год Эр-Рияд потратил на эти цели колоссальную сумму в размере 48 миллиардов долларов).

Условия, в которых "Таблиги Джамаат" и ваххабиты оказались в Америке, не только были схожи с западноевропейскими, но и имели особенности, облегчавшие проникновение радикального ислама. Во-первых, ислам, по крайней мере организованный, был для Америки существенно новой религией, он не имел здесь ни традиций, ни сколько-нибудь значительной истории. Действительно, Мусульманская студенческая ассоциация, предтеча всех местных суннитских организаций подобного рода, была создана только в 1963 году.

В отсутствие укоренившегося, традиционного мусульманского сообщества, а также в связи с тем, что практически все американские мусульмане в то время были иммигрантами, ислам в Соединенных Штатах распространялся под сильным иностранным влиянием. Другой фактор, способствовавший быстрому формированию аудитории "Таблиги Джамаат" в США, заключался в том, что большинство мусульманских иммигрантов того времени прибыли в страну из Пакистана или из Южной Азии и говорили на урду - общепринятом языке движения.

Данные условия и готовность контролируемых из Саудовской Аравии активистских и благотворительных организаций тратить значительные суммы денег на подкуп и кооптацию местного религиозного истеблишмента определили ситуацию, при которой на сегодняшний день радикальное ваххабитско-деобандийское понимание ислама доминирует среди американских мусульман.

Другим специфически американским обстоятельством, позволившим "Таблиги Джамаат" быстро достичь значительных успехов в обращении американцев в ислам, было присутствие группировки "Исламская нация". Эта организация была основана в начале 1930-х годов Элия Мохаммедом; несмотря на то, что ее члены называли себя мусульманами, она имела мало общего с традиционным исламом, а являлась, по сути, харизматической сектой, проповедующей идеи социального сепаратизма среди темнокожего населения. За годы своего существования "Исламская нация" разделилась на две соперничающие фракции, в свою очередь раздираемые внутренними конфликтами. Таким образом, сторонники этой группировки с энтузиазмом восприняли появление на американской сцене ТДж с его явной обособленнической риторикой, резкой критикой американского общества как расистского и деспотического. Осознав открывающуюся возможность, лидеры ТДж и ваххабитов сосредоточились на миссионерской деятельности среди афроамериканцев, в частности среди таких уязвимых слоев, как темнокожие заключенные. Очевидно, в этом они достигли существенного успеха.

Алекс АЛЕКСИЕВ, эксперт. Перевод с английского Валерия ВОЛКОВА.

Окончание в следующем номере.

Источник - Новости Узбекистана
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1154851020


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторами утверждена повестка заседания Палаты
- О "Старом" и "Новом" Казахстане
- Кадровые перестановки
- Единые требования к спортивному инвентарю утверждены в рамках ЕАЭС
- Конфликт Израиля и Ирана: почему никто не выиграет – мнение политолога
- Казатомпром расширяет горизонты: в поисках редких металлов на новом месторождении
- Рабочий график главы государства
- Спикер Сената встретился с Председателем Парламента Грузии
- Мажилис рассмотрит законопроект "О масс-медиа" во II чтении
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх