К.Маликов: Мифы и реальность идеологических войн. Уроки для Киргизии 10:21 07.08.2006
Наша жизнь становится все современней, но никак не лучше. На фоне бурного технологического прогресса и модернизации мы переходим в новую стадию глобальных перемен, изменяется все: понятия, трактовка. Перспективы лучшего будущего связывались с отказом от "противостояния", конфронтации и, следовательно, с открытостью, диалогом, демократизацией, свободой и равенством.
XXI век начался на волне новой конфронтации, где главным лидером объявленной борьбы с международным терроризмом стали США, подвергшиеся атаке на своей территории. При полном освещении СМИ и установленных телевизионных камерах мир увидел в деталях теракт и последовавшее за этим обращение к нации президента США.
Объявленный Дж. Бушем крестовый поход цивилизованного мира против исламского терроризма обернулся военной агрессией против Ирака, привнесением демократических ценностей на Ближний Восток и Афганистан, размещением военных баз на территории Узбекистана и Кыргызстана, усилением тоталитарно-полицейской системы в самих США. Так, за всю современную политическую историю государство США практически объявило войну политическому исламу как религии в идеологическом аспекте.
В свою очередь мусульмане рассматривают продвижение интересов Запада как угрозу исламу и как альтернативу рассматривают усиление роли ислама в его политическом направлении. Искусственное манипулирование некоторыми ценностными понятиями и культурно-историческими различиями в трактовке таких понятий, как "свобода" и "права человека", неизбежно может привести к противостоянию традиционных обществ с исламской культурной составляющей - западным. Также это противостояние на идеологической почве ведет к глобальной информационной войне через сеть Интернет благодаря информационным технологиям и средствам связи. В том плане, что имевшая место недавняя реакция мусульман всего мира на провокацию с карикатурами, запущенными через западные СМИ, наглядно показывает существующую солидарность всех мусульман.
Информационная эра изменила способ ведения идеологических войн, обеспечив тем самым население беспрецедентным количеством информации, дав возможность воздействовать на сознание широких масс и политическую волю целых государств и их лидеров, став самым опасным и действенным оружием в достижении политических целей. Так, президент США Р. Никсон во время одного из своих выступлений сказал, что считает один доллар, вложенный в пропаганду и информацию, более ценным, чем 10 долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно. Безусловно, роль СМИ в обеспечении целенаправленной подготовки мнения населения и оценки тех или иных событий неоспорима. В этом контексте карикатурный саботаж - давно запланированный и подготовленный акт по формированию негативного образа всего исламского мира и информационной подготовки населения западных стран для нанесения удара по Ирану или Сирии. На фоне любых политических событий имеет место информационное программирование граждан нужными установками, направлениями.
Между тем исламское восприятие грядущей глобальной войны представляет собой одно из самых больших достижений радикальных исламских движений последних трех десятилетий. Этому успеху содействовала их способность появиться в среде огромного религиозного населения во всем мусульманском мире в качестве представителей истинного ислама, подчеркивая значимость социальных и политических элементов, которые, как правило, привлекают много сторонников. Идеологи исламских движений в своей пропагандистской деятельности обращаются к более низким слоям общества, находящимся в поисках мессианского решения своих проблем и выхода из безнадежной ситуации. Кроме того, они знают, что предложить интеллектуалам среднего класса, ориентирующимся на демократию, права человека и гражданское общество, разочаровавшимся в "импортированных" идеологиях и формах правления, включая социализм, либерализм, национализм, фашизм, коммунизм, а также военные диктатуры в том виде, в каком они применяются на практике в некоторых странах мусульманского мира.
При этом исторические свидетельства заставляют нас обратить внимание на то, что религиозные факторы всегда играли существенную роль в политике государств, а миссионерская деятельность находилась в русле решаемых империями внешнеполитических задач и осуществляемой ими идеологической экспансии. Пространственные направления масштабно реализуемых миссионерских программ практически всегда совпадали и в настоящее время совпадают с идеологическими интересами некоторых государств. Известно, что в процессе идеологической экспансии многих государств миссионеры сыграли важную роль тем, что способствовали распространению на обширных территориях интересов и влияния своих стран.
Достигались такие положительные результаты средствами религиозной пропаганды, превосходившими по своей эффективности все другие формы, в том числе военное давление. Активная работа западных миссионеров и протестантских церквей в Кыргызстане, деятельность которых направлена специально для мусульманского населения (в особенности для национальной элиты), наглядно показывает то, что имеется явная попытка влиять на внутреннюю политику путем "проталкивания" новообращенных во власть. Данное обстоятельство вовсе не означает, что вся масса миссионеров и религиозных лидеров сознательно ставила или ставит себе задачу участия в политических процессах переустройства мира. Большинство из них не знает о внешнеполитических программах своих правительств.
Можно отметить следующую взаимозависимость. Наиболее удачно использовали миссионеров для решения своих политических задач геополитические значимые страны. Религиозные факторы относятся к числу особенностей, определяющих или даже моделирующих облик той или иной цивилизации, а следовательно - геополитическую карту мира. Так, например, фундаментальной чертой американского общественного сознания, присущей как правящей и интеллектуальной элите, так и широким массам, является идея исключительности и избранности американской нации (nation). Эта, как говорят социологи, идеологема ведет свое начало от идеи избранного народа, привезенной в Северную Америку протестантами-англичанами и ставшей цементом американской общенациональной идеологии. Как известно, прибывшие в первой половине ХVII века в Америку английские протестанты называли себя новыми евреями, Новым Израилем, а Новый Свет - землей обетованной. Так же, как иудеи, протестанты-англичане считали себя избранным Богом народом, и так же, как иудеи, они почитают Ветхий Завет (а не Новый, как это ожидается от христиан) своей главной Книгой. И, как в иудаистской этике, стремление к богатству и стяжательству считается в протестантской этике богоугодным делом, обеспечивающим попадание в рай. В статьях и выступлениях отцов-основателей США, многие из которых были членами масонских лож (например, Бенджамин Франклин), а позже в речах президентов США Джеймса Монро, Абрахама Линкольна, Тедди Рузвельта можно обнаружить целые тирады об особой миссии США в "этом мире". Именно А. Линкольну принадлежит знаменитая фраза: "Мы, американцы, - последняя надежда всего человечества". А вот что писал классик американской литературы Г. Мелвилл: "Мы, американцы, - особые, избранные люди, мы - Израиль нашего времени; мы несем ковчег свободы миру". Готовность мусульманских народов к "свободе" Буш обсуждает вслед за Китаем. Но в отличие от Китая, которому Буш посвятил всего один абзац, мусульманским странам, особенно ближневосточным, Буш посвятил две страницы доклада, похвалив за "сдвиги" в области демократии Египет, Оман, Бахрейн и даже Саудовскую Аравию. Осенью 2003 года известный политик М. Палмер издал книгу "Сломать Ось Зла (?)... Как к 2025 году отстранить от власти последних диктаторов". В ней он подробно описывает 25 условий, выполнение которых обеспечит успешное и "малозатратное" свержение неугодных США политических режимов ("диктаторов", как называл их Палмер). Вкратце эти условия сводятся к следующему: l
формирование из местных, придерживающихся либеральных ценностей и прозападных взглядов, лиц неправительственных организаций (НПО), правозащитных, пацифистских, молодежных, студенческих;
проведение западными СМИ интенсивной и систематической пропаганды по делегитимизации и демонизации "недемократического режима" в сознании граждан этой страны и западного общественного мнения;
ведение западными и местными "демократическими" СМИ массированной пропаганды по легитимизации оппозиционных режиму групп и организаций и приданию им имиджа истинных представителей народа;
"проталкивание" в ООН, Европейском союзе, ОБСЕ, ПАСЕ и других международных организациях резолюций, осуждающих "нарушения прав человека", "наступления на свободу прессы" и т.п. в стране, где планируется "демократическая революция";
подготовка (тренинг) оппозиционных групп и организаций "гражданского общества" к проведению уличных "ненасильственных" акций - манифестаций, митингов, пикетов, блокирования официальных зданий и институтов и т.п.;
создание психологической атмосферы внутри страны, парализующей способность сторонников существующей власти к сопротивлению;
использование дипломатических и финансовых методов давления на "диктаторов", членов руководства страны с целью заставить их отказаться от власти "мирным" путем.
Не отвергая в принципе неоконсервативную концепцию мировой демократической революции, предлагается совершать ее не вооруженным путем, а абсолютно "мирными и ненасильственными" методами. То есть путем применения информационно-идеологического оружия. Все труднее становится критически оценивать получаемую информацию, многое приходится принимать на веру и пользоваться той интерпретацией, которую навязывают нам журналисты, аналитики, деятели культуры и политики.
Необходимо иметь в виду, что Кыргызстан является неотъемлемой частью региональной политики и стратегических интересов в первую очередь США, России и Китая. Присутствие же военной американской базы в Кыргызстане (единственной на сегодняшний день в Центральной Азии) в настоящий момент ставит Кыргызстан в щекотливое положение среди своих соседей ближнего и дальнего зарубежья.
В сфере идеологических и информационных войн, проводимых в регионе, как факт можно привести распространение деструктивных идеологий, центров и сект разного направления, в том числе и религиозных, на территории Кыргызстана. Данные идеологии и секты неортодоксального направления (нетрадиционного для Кыргызстана), как правило, представляют прямую угрозу межконфессиональному миру и стабильности государства. Различных таких центров, созданных в годы "холодной войны" вокруг территории СССР, было более двух с половиной тысяч. Составной частью среди них являются и те, которые специализируются только на религиозной проблематике, вопросах свободы совести.
Не секрет, что >деятельность иностранных фондов в большинстве случаев преследует отнюдь не благородные цели содействия развитию ислама. Более того, многим из них благодаря несовершенству нашего законодательства в области регистрации религиозных и общественных организаций удалось получить соответствующий юридический статус, что в еще большей степени ставит правоохранительные органы Кыргызстана в двойственное положение. Образовавшийся вакуум между государством и представителями деятельной части духовенства после распада СССР заполнялся влиянием различных нетрадиционных для нас исламских течений политического направления в основном из стран Ближнего Востока. Сегодня заметна активизация действий деструктивных группировок на территории КР, в том числе и радикальных исламских как местных, так и зарубежных. Налицо и угроза использования территории КР как одного из плацдармов своей деятельности в ЦА, в частности в Ферганской долине.
В этом плане Кыргызстан оказался не только не защищенным, но и уязвимым почти по всем параметрам. Для идеологической защиты информационного поля Кыргызстана от нежелательных идеологий необходимо выработать четкую правовую и законодательную базу, которая являлась бы инструментарием в противодействии деструктивной деятельности различных религиозных сект и течений на территории республики.
Быстрое реагирование исламской "уммы" на события в той или иной точке мира благодаря развитию все тех же информационных технологий и глобализационному процессу также наталкивает на мысль о постепенном воплощении давно обсуждаемого среди радикалов проекта о возрождении идей о всемирном халифате, часть которого будет охватывать и страны Центральной Азии, в первую очередь Ферганскую долину.
Кадыр МАЛИКОВ, к.ф.н., эксперт Института стратегического анализа и прогноза при КРСУ
4.08.2006
|