Б.Сейдахметова: Исламский "-изм" и европейская безопасность 06:47 20.08.2006
Масштабная операция британских правоохранительных органов по предотвращению серии терактов на британских авиалиниях на прошлой неделе - это еще один повод для дискуссий на тему войны цивилизаций, по проблеме самоидентификации европейских мусульман и по наводящей жуть идее о якобы всемирной исламской революции. Ведь все задержанные - британские мусульмане
Итак, крупную операцию Скотланд-Ярда, которую спецслужба готовила в течение нескольких месяцев, можно смело назвать успешной. Законопослушные граждане страны (кроме тех, кто оказался 10 августа в аэропорту "Хитроу") даже не заметили действий полицейских и продолжают жить обычной жизнью. Городской транспорт и офисы компаний в прошлый четверг работали в обычном режиме. По словам первого секретаря посольства Казахстана в Великобритании Орала Абубакира, "все было под контролем", при этом он отметил очень четкую работу британских правоохранительных служб. "Они делают все возможное, чтобы были спокойны как граждане Великобритании, так и гости. Вы же знаете, что здесь много туристов, Лондон - это туристический центр", - говорит дипломат. Особое внимание служба безопасности аэропорта уделяла проверке жидких веществ, провозимых на борт самолета. По мнению экспертов, даже безобидный ацетон, которым дамы снимают лак с ногтей, может служить основой для создания бомбы. Детонатором может служить сотовый телефон либо любое другое техническое устройство на батарейках.
Теперь британские власти собираются ввести новые правила проверки пассажиров для выявления потенциальных террористов. Ясно, что более тщательно проверке будут подвергаться лица с азиатской внешностью и мусульмане. Надо сказать, что такое решение было не очень просто принять, ведь для европейцев вообще характерен высокий уровень политкорректности. Но, видимо, допекло. Другой вопрос, насколько долго будут реально работать эти правила, основанные на подозрениях, слежке и концентрации внимания на очень определенных личностях. В США параноидальный суперконтроль пассажиров после терактов 11 сентября со временем обрел традиционно принятые формы. Там тоже на первых порах особо тщательной проверке подвергались мусульмане, к коим чаще всего относили всех представителей азиатских национальностей.
Сама процедура занимала много времени, отнимала массу нервов и у пассажиров, и у проверяющих (кстати, в ней были задействованы немалые штатные силы полиции аэропорта). Поначалу народ не роптал, слишком свежи были воспоминания о трагедии 11 сентября. Но со временем страсти улеглись, и теперь всеми двигает простое желание быстрее сесть в самолет и добраться до пункта назначения.
Подозреваю, что повышенные меры безопасности, принятые властями Великобритании, сменятся прежними. Службы контроля безопасности вновь позволят проносить на борт ноутбуки и другую ручную кладь в непрозрачных сумках. Возобладает "здравый" смысл, который склонен больше печься о выгоде рынка и ее потребителей, нежели потенциальных угрозах безопасности. Авиакомпании не захотят терять богатых клиентов, ведь пассажиры и бизнес-класса, и эконом-класса предпочитают иметь при себе ноутбуки, сотовые телефоны и прочие необходимые мелочи. Задаю нашему дипломату вопросы не совсем по теме: собирается ли британский парламент в связи с определенными настроениями в британском обществе как-то менять иммиграционную политику государства, вообще есть ли вспышки ксенофобии и исламофобии? "Не могу это комментировать, - говорит Орал Абубакир. - Но, надо сказать, что в Великобритании проживают большие диаспоры индусов, пакистанцев, арабов, а также не только мусульмане, но и иммигранты из стран СНГ, Китая, Японии. Явного шовинизма, разделения по национальному признаку в обществе не замечено. После прошлогодних терактов правительство пытается ввести определенные контролирующие действия в отношении подозрительных лиц, но эти меры широко обсуждаются в парламенте". Однако остаются открытыми главные вопросы века: >отчего мирная, по своей сути, религия ислама все больше приобретает грозные ярлыки терроризма и экстремизма, в чем истоки войны идеологий и существует ли она вообще? Боюсь, что существует. В этом плане весьма показательна статья "Дуга экстремизма" Уильяма Шокросса во влиятельной американской газете The Wall Street Journal. Он поддержал американского президента, который оценил раскрытие терактов на авиалиниях как еще одно напоминание о "состоянии войны с исламским фашизмом".
Лондон. 10 августа, 2006 год. Переломный день в борьбе с терроризмом
Шокросс считает, что власти Великобритании намеренно избегают слова "исламский", "мусульманский", тем паче "фашизм" в оценке событий прошлой недели. "Правда настолько ужасна, что Европа находит прибежище в отрицании. Наверное, это можно понять. Мы просто не знаем, как быть с тем фактом, что для нас представляет угрозу развернутая "пятая колонна", что существуют тысячи рожденных в Европе людей (в Великобритании, во Франции, в Голландии, в Дании - везде), которые мечтают нас уничтожить", - пишет Уильям Шокросс. Далее он говорит, что европейцы отказываются признавать существование глобального терроризма, потому как боятся обвинений в исламофобии. "Где бы ни родились люди, которые хотят взорвать самолеты, разрушить Израиль и, что взаимосвязанно, убить последнюю надежду на создание достойного общества в Ираке, они - исламофашисты, которых объединяет ненависть к нам. Чем раньше мы в Европе поймем это и то, что они должны быть повержены, тем целее будем мы все: христиане, евреи, мусульмане, атеисты".
На мой взгляд, откровенно праворадикальные высказывания автора, впрочем, достойны внимания, и со многими трудно не согласиться. Прежде всего с тем, что нельзя умалчивать существование проблемы интеграции мусульман в европейское общество. Кроме того, Европе необходимо найти золотую середину в отношении к мусульманам и, собственно, исламу. Конечно, существуют целые институты по изучению проблем ислама в Европе, выработаны стройные научные теории. Однако остается ощущение, что европейские политики и ученые в данном вопросе пока не пришли к единому мнению.
На деле существуют два полярных идеологических лагеря в стане политиков. Первые - это поклонники традиционного европейского подхода в решении многих вопросов из области национальных, культурных и религиозных отличий общества. Лагерь основан на славной европейской политкорректности, которая, увы, зачастую переходит в тривиальное ханжество. Вторые - заложники идей праворадикальных европейских партий, которые отличает воинствующий популизм вкупе с нежеланием принять исторически сложившуюся многоконфессиональную и полиэтническую ситуацию в странах Европы. А надо сказать, что в настоящее время количество европейских мусульман уже перевалило отметку в 30 миллионов.
Между тем еще в середине 1990-х годов профессор политологии Геттингенского университета Басам Тиби ввел понятие "европейский ислам". Согласно его теории, существует так называемый светский ислам, который уживается с демократическим устройством и укладом жизни государств Европейского союза. Его теория получила развитие, и, например, по мнению турецкого профессора Фарука Сена, основными характеристиками "евроислама" должны стать отказ от законов шариата, верность конституции страны проживания и признание прав человека и демократических норм. По его же мнению, в каждой стране Западной Европы есть свое толкование ислама. В Германии, где проживают около 3 миллионов турков, ислам находится под сильным турецким влиянием. Во Франции, где мусульманское сообщество составляет около 5 миллионов граждан, ислам в основном подвержен влиянию выходцев из Северной Африки, то есть арабов. В Великобритании, как известно, проживают 2 миллиона мусульман - это иммигранты из Индии и Пакистана. Отмечу, что наиболее крупные мусульманские общины находятся в самых развитых государствах Европейского союза. И этому есть простое объяснение. Мусульманская диаспора появилась в Германии, Франции, Великобритании, Испании как результат кризиса рабочих рук для выполнения неквалифицированной работы. Правительства этих стран сами приглашали в послевоенный период рабочих из третьих стран для восстановления экономики. Первыми, между прочим, на зов, в частности, немецкого правительства отозвались именно турки.
Не могу не вспомнить в связи с этим известного и популярного американского политолога Фрэнсиса Фукуяму, который убежден в наличии войны идеологий, когда "европейцам следует держаться за свои либеральные ценности, восходящие к эпохе Просвещения, а также честно заявить, что мультикультурализм, который исповедовали Нидерланды, Германия и ряд других государств, потерпел фиаско". В то же время европейские мусульмане должны помнить, что живут они в либеральном обществе и что некоторые их ценности с идеалами западно-европейской цивилизации просто несовместимы. Он считает, что радикализация ислама - это следствие модернизации и распада традиционного мусульманского уклада жизни.
Ученый приводит в качестве примера другие радикальные идеологии, такие как большевизм и нацизм, которые также являются продуктами модернизации общества. Резюме от Фукуямы на злобу дня: "Задачи демократического строительства и модернизации должны рассматриваться отдельно от задач борьбы с террором. Решение первых не предполагает решения последних, напротив, на ближайшую перспективу решение первых сделает решение последних более сложным".
Ботагоз Сейдахметова 18 августа 2006 № 33 (429)
|