В.Шенк: Америка все больше укрепляет... Иран. Война в Ливане как предтеча двухполярного мира 08:30 24.08.2006
Война Израиля в Ливане высветила одну тенденцию, на которую пока мало кто обращает внимание: это начавшееся формирование двухполярного мира. На одном полюсе, понятно, Соединенные Штаты. На другом, как это ни покажется странным, будет главенствовать Иран. Уже сейчас ряд стран мира демонстрирует способность пойти на открытый конфликт с США, вплоть до готовности военного столкновения. А что будет впереди?
Сейчас все основные мировые проблемы "завязаны" вокруг борьбы с терроризмом. К сожалению, научное понятие терроризма не определено. Можно выделить чеченский, курдский, баскский, ирландский, палестинский, иракский "терроризм": И все эти разновидности ничего общего по своей сути могут не иметь. Порой в разряд терроризма включаются все действия протеста. Осталось добавить сюда антиглобализм и профсоюзные демонстрации, заканчивающиеся разбитыми витринами, бандитские нападения и разборки. А заодно всех военных и шпионов. Гитлеровцы, вспомним, русских партизан называли бандитами.
Например, говорят о том, что характерной чертой терроризма являются удары по населению. Но борьба с палестинским терроризмом в Израиле привела к тому, что палестинцев убивают в четыре раза больше, чем евреев. Вряд ли все убитые являются террористами. Львиная доля убитых относится к гражданскому населению. Тогда террористами надо считать израильтян, а не палестинцев.
И таких аргументов можно привести достаточно много. Вот еще пример. Евреи во времена британского мандата развернули активную борьбу против присутствия англичан (колонизаторов) в Палестине. Они взрывали, убивали, вешали, пороли в ответ на действия британцев. Но террористами и тогда они себя не называли, и сейчас не считают. Тогда почему палестинцы, сейчас находящиеся в их тогдашнем положении, стали террористами?
Что касается терроризма как проблемы в отношениях между Востоком и Западом, то он существовал всегда. В свое время крестоносцы остановили экспансию ислама. Сейчас время очередной волны. Но справедливой причины для начала активных действий у исламистов до последнего времени не было. Мало кто решится на открытые действия, не имея на это морального права пред самим собой и перед обществом. Эскалация палестинского конфликта оказалась как никогда кстати. Если бы не Израиль, то другой регион взял бы на себя функцию поджигателя. Было бы желание найти виновного. Но, учитывая историческое прошлое, именно здесь надо было проявить особую мудрость. Вместо этого все отношения свелись к банальной склоке. Избежать такого положения дел было невозможно, так как в то время не было накоплено нужного политического опыта. Амбиции с обеих сторон не позволяли найти нужного решения на основе компромисса. Одна ошибка дала цепную реакцию на последующие просчеты.
В дальнейшем проблема терроризма обострилась в результате того, что Израилю не удалось узаконить захваченные палестинские территории. Так, фактически с помощью еврейского государства проблема терроризма приобрела международное значение. Мусульмане связывают происходящее в Израиле с национальным унижением не только палестинского народа, но и всего исламского мира. Это привело к глобальному распространению терроризма. Вместо фундаментального соглашения проблему пытались решить силовым путем. И, конечно же, из этого ничего не получилось. Возникший вихрь начал вовлекать в это противостояние все новые и новые силы. И вот уже весь мир втянут в войну, не понимая, что корни ее - в Палестине.
Между тем мировое сообщество на самом примитивном уровне расценивает проблемы исламского мира. Оценка сил, действующих внутри этого мира, часто основывается на структуризации выродившихся слоев внутри исламского сообщества: наемников, фанатиков, бандитов, националистов, сепаратистов. В басни о кровожадности арабов верят лишь в цивилизованных странах. Правды никто не знает. Все пользуются лишь ее отдельными аспектами, которых превеликое множество. Простому человеку ее не понять, да и непростому тоже. Кроме того, правда всегда горькая и, познавая ее, преумножаешь уныние. Поэтому ее и знать не хотят. "Сегодня существует новый компонент: все труднее становится отделить друг от друга конфликт между израильтянами и палестинцам, проблемы Ирака и Ирана, - заявляет бывший американский советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский о войне Израиля с экстремистами. - Ни США, ни Израиль не могут навязать Ближнему Востоку одностороннего решения. Конечно, есть люди, которые притворяются, будто они могут что-то сделать. Но решение возможно только через израильско-палестинский вопрос при условии серьезного международного присутствия, которое поддержит умеренные силы с обеих сторон и одновременно будет способствовать созданию ситуации, когда ключевые стороны, задействованные в войне, окажутся заинтересованными скорее в том, чтобы пойти навстречу друг другу, чем в конфронтации".
Из этих слов также ясно, что прежде, чем давать оценки любым событиям, связанным с насилием, надо выработать научное понятие терроризма. Как понятие, терроризм имеет родовое, видовое, типовое, индивидуальное отличие. Сейчас происходит стихийная подмена понятий. Именно это и послужило причиной неудач Израиля в конфликте с Ливаном. И не исключено, что четкое понятие позволило бы глубже посмотреть на этот конфликт и найти более правильное решение. Говорили, что "Хезболла" - террористическая организация, а ее бойцы - террористы. На деле она оказалась фактически ливанской армией, а Ливану эти "террористы" ближе, чем Израиль, который хотел "бедный" Ливан освободить от этой "чумы".
В Израиле появились сообщения, что армия (ЦАХАЛ) даже начала строительство тюрьмы, в которую должны были быть помещены схваченные во время боев в Ливане бойцы "Хезболлы". Тюрьма (во всяком случае, еще несколько недель назад) строилась на скорую руку, только самое необходимое: колючая проволока, душевые кабинки, туалеты, легкие строительные конструкции. Сначала под "зону" думали приспособить старый комплекс времен британского мандата возле перекрестка Коах, но затем решили, что там слишком мало места, потребуется более просторная территория. Расчет был на содержание сотен боевиков. Строилась тюрьма и в большой спешке: ЦАХАЛ даже попросил у главного раввината разрешения не прерывать работы в субботу.
Источники в армейском командовании пояснили журналистам, что сооружение столь обширной тюрьмы доказывает намерение правительства провести в Ливане масштабную наземную операцию, которая может продлиться месяцы. Но стойкость "Хезболлы" (иначе и не скажешь), умное руководство боевиками лидером движения шейхом Хасаном Насруллой все перевернули. Несколько "случайнометких" попаданий в особые объекты, которых на территории Израиля достаточно, могут сделать евреев несчастными, как во времена Холокоста. Еврейского государства на карте не видно, а здесь находится три атомных реактора и еще много чего очень опасного. Сибирь и Дальний Восток у нас отсутствуют. И такой сыр-бор из-за двух военнопленных, ставших причиной войны? Кстати, в самом Израиле "сидят" 10 тыс. человек. Ведь не можем же мы утверждать, что в наших тюрьмах сидят уголовники, осужденные за изнасилования. Но, видимо, надеясь на порядочность шейха Хасана (что он знает, куда не надо пускать ракеты), наш министр обороны Амир Перец - "председатель профсоюза", как его называют по бывшей профессии, - подписал приказ о наступлении.
Но, оказалось, и на лидера "Хезболлы" надежды нет: его ракеты не имеют своей "умной головы на плечах", то есть они неуправляемые. Так на кого надеяться в этом неуправляемом регионе? И если премьер-министр Ливана разрыдался перед мужчинами от боли за свою разбитую страну, то наш премьер Эхуд Ольмерт (вместе с главой МИД Ципи Ливни) смеется и над ним, и над нами. А у других иное право - идти по стопам Герцена. Например, даже генерал Эхуд Барак, бывший глава правительства, вынужден скрываться от посторонних глаз.
Но и это еще не все. После развала СССР двухполярный мир прекратил свое существование. Сейчас центром мира стали Соединенные Штаты с их верным партнером Израилем, представляющим мощные финансовые связи. Но последние данные свидетельствуют, что не все так гладко в союзном королевстве. Как это всегда происходит накануне перемен, появляются какие-то символы, знаки, явления, которые первыми указывают на грядущее. Кто-то поднимает голову. Или что-то? Может, именно "терроризм", как нечто неопределенное, является признаком назревания смены типа полярности, признаком ослабления и последующего развала нынешнего мирового порядка. Сейчас особенность политического влияния состоит в том, что ее опорой являются не промышленные, а добывающие страны. Вот почему старая однополярная система уже не может обеспечить себя достаточным пропитанием и влиянием.
>Психологически развал нынешнего однополярного мира проявляется в приходе к власти неугодных США режимов в Иране, Палестине, Венесуэле и др. Это обеспечено непопулярной политикой Соединенных Штатов, позволяющей придти к власти антиамерикански настроенным лидерам. Проповедуемая Вашингтоном демократическая система сработала против Америки. Все начинается в головах избирателей, а заканчивается в карманах вершителей судеб. Вот почему важно всегда следовать принципам справедливости. Каждый простой человек достаточно умен, чтобы - в конце концов - отделить лицемерие от правды. И в избирательной кабине он разберется.
Военный аспект развала старой полярности проявился в неудачах военных операций США в Ираке и Израиля в Ливане. Нельзя сказать, что эти конфликты являются детищем Соединенных Штатов и еврейского государства в чистом виде. Нет, какие-то силы подняли голову. И неспроста! Но проиграли Америка и Израиль. Израиль вообще никогда такой оплеухи не получал. США тоже не в выигрыше. Даже, если факт того, что Соединенные Штаты застряли надолго в Ираке, даст им возможность использовать армию против Ирана, находящегося в непосредственной близости, то это не значит, что Америка одержит победу. Факт, что США сели на "иракскую трубу", тоже не подтверждается, так как пока администрация Джорджа Буша несет большие экономические потери от содержания воюющей армии за рубежом.
Дефицит федерального бюджета Соединенных Штатов превысил прогнозы аналитиков почти на 6 млрд. долларов и составил 42,83 млрд. Эксперты отмечают, что для покрытия растущего бюджетного дефицита американское правительство начало привлекать внешние ресурсы. При этом на фоне постоянного повышения учетной ставки доходность долговых обязательств США растет. По мнению аналитиков, теперь долговые американские бумаги перетянут на себя капитал с рисковых рынков развивающихся стран.
Согласно данным Минфина США, дефицит федерального бюджета страны в мае этого года составил 42,83 млрд. долларов. В ближайшие 10 лет дефицит федерального бюджета Соединенных Штатов может вырасти до 4,75 трлн. долларов. При этом эксперты отмечают общее замедление развития американской экономики. Дефицит платежного баланса страны достиг 800 млрд. долларов (или 6,5% ВВП), а внешний долг превысил 3 трлн. Чтобы профинансировать огромный бюджетный дефицит, правительство уже выпустило больше долговых бумаг. А ожидающееся очередное повышение учетной ставки делает их более доходными. Повышали учетную ставку уже 16 раз подряд. Но главное, что финансовые рычаги не могут заменить все остальное, а глобального улучшения экономики Соединенных Штатов пока не предвидится.
США обязаны уже сейчас иметь резервы экономики и энергоресурсов, а они балансируют на грани, что усугубляется следующими факторами. Во-первых, мировые разведанные запасы нефти все еще держатся на уровне более одного триллиона баррелей. Две трети этих запасов находятся в зоне Персидского залива или в других неспокойных регионах, где безопасность снабжения - под постоянной угрозой. Во-вторых, такие страны, как Китай и Индия, усиливают конкуренцию за сырьевые ресурсы. В-третьих, сейчас в мире добывается ежедневно примерно 80 миллионов баррелей нефти. Но в течение ближайших десяти лет потребление должно увеличиться до 100 миллионов баррелей, что проблематично добыть. В-четвертых, основной проблемой является то, что покрыть свои потребности в энергоресурсах, платя по 60-100 долларов за баррель, американской экономике при таком росте ВВП и общей расточительности энергопотребления будет не под силу. В-пятых, продавая, приходится вооружать тех, кого не стоит. В-шестых, о переходе на альтернативные источники энергии надо было раньше думать, да и нефтяное лобби вряд ли это позволит.
Все вышесказанное как бы подводит к необходимости применения разбойничьих войн за прямой захват энергоресурсов, ссылаясь на логику и символизм документального фильма Джерарда Унгермана и Андри Бройя "Фактор нефти в войне против террора", показанного в кинотеатрах Нью-Йорка. Вот почему так вяло прошла антибушевская кампания во время президентских выборов в США. Имея такие козыри, как провал политики республиканской администрации в Ираке, демократы могли бы дать более мощное сражение. Но и сами демократы понимают, что другого пути, кроме захвата энергоисточников, при такой энергетической расточительности и таких темпах роста ВВП Америки реально не существует.
Важным аспектом этой проблемы является то, что повышение в будущем цен на нефть приведет к интенсивному перекачиванию западных богатств в нефтедобывающие страны. Попросту говоря, США приходится работать на "Васю". Одно дело - продавать промышленную продукцию, требующую больших затрат, и энергоресурсы, данные от природы. Очень обидно, имея такую армию. А сильная армия, как застоявшаяся лошадь. Она бьет копытом и норовит укусить каждого, кто к ней приблизится. Поэтому Соединенные Штаты агонизируют, разоряя евразийский континент, устраивая войну за войной, начиная от Югославии и заканчивая войной в Ливане. Этим они вводят свой последний ресурс, идя на риск и военные преступления, пытаясь оттянуть свое падение.
Новая политическая система станет опять двухполярной. США будет противопоставлена новая полярность, состоящая из двух групп государств. Первая группа - страны обеспечения вооружением и дипломатической поддержкой. Она включает Россию, Китай, Саудовскую Аравию. Они просто должны делать то, что они делают сейчас. Но они, можно сказать, действуют незаметно. Вторая - это группа активного влияния: Венесуэла, Иран при поддержке Сирии и Ливана. Задача этих стран противопоставить Вашингтону свою способность пойти на открытый конфликт, вплоть до готовности военного столкновения. Сейчас Соединенные Штаты обладают мощной "самообороной". А эти страны слабы в военном отношении, но они вооружаются. Например, Москва признала заключение контракта на поставку в Тегеран зенитных ракетных комплексов "Тор-М1". А Белоруссия - страна с изолированным политическим режимом - может стать альтернативным маршрутом экспорта С-300. Да и не зря Россия начала работы по расширению порта в Латакии. Это позволит Москве не только укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, но и обеспечить безопасность Сирии.
Но главное все же - не военная сила. Можно, как Израиль, запускать сверхточные снаряды в режиме компьютера по крышам жилых домов после того, как боевики отстрелялись и убежали. Можно. Можно бомбить мосты и электростанции. Ливан (даже в купе с "Хезболлой") значительно слабее еврейского государства. Но (при любом сегодняшнем раскладе!) Израиль при всей своей мощи не сунет носа на территорию Ливана в будущем. Даже устаревшее оружие может хорошо стрелять. Важна непреодолимая решимость к борьбе до конца, что продемонстрировала "Хезболла". Знаете, что еще говорил Збигнев Бжезинский о войне Израиля с экстремистами? "Надо четко понимать, что Израиль одержал победу над традиционными армиями, руководство которыми в большинстве случаев осуществлялось неэффективными и зачастую коррумпированными режимами, - напоминал он. - "Хезболла" ведет против Израиля "асимметричную" войну, опираясь на поддержку все более радикальных и даже фанатично настроенных масс. Соответственно, Израилю гораздо труднее вести данную войну, чем предыдущие".
А дальше что? Главной целью новой полярности, как мне представляется, должно стать вытеснение США с их военными базами за океан, пока Америка не разрушила все, что способна еще разрушить.
Владимир ШЕНК Бер-Шива, Израиль №32 (148) 23 - 29 августа 2006 года
|