Е.Омаров: Этнонационализм против гражданской нации: что победит в Кыргызстане? 10:52 24.08.2006
Кыргызстан является многонациональным государством, складывавшимся именно таким, какой он есть, в силу разнообразных политических и географических причин. В настоящее время национальные меньшинства, представленные 80 национальностями, составляют примерно 34% от общего населения (в 1989 году они равнялись примерно 48%). Наиболее крупными являются узбекская (13,5%) и русская (12,4%) диаспоры. Здесь стоит отметить, что на 1989 год доля русских среди населения страны достигала 21,4%, но резко сократилась в результате интенсивной эмиграции 90-х годов.
Национальный вопрос, как подчеркивается экспертами, приобрел в Кыргызстане политическую окраску уже в последние годы существования Советского Союза. В последующем, после обретения независимости, положение кыргызов как титульной нации изменилось коренным образом, что нашло отражение во всех сферах жизнедеятельности.
>Характерной особенностью процессов суверенизации в государствах бывшего Союза, в том числе в Кыргызстане, стало то, что они происходили в национальной форме. Это проявлялось в развитии национальных движений и носило неоднозначный характер. С одной стороны, это были вполне позитивные и прогрессивные идеи национального возрождения кыргызского народа, актуализации его национальной культуры и языка; с другой, попытки использовать сложившуюся ситуацию для закрепления привилегий за титульным народом, его языком и культурой.
Все это оказало негативное психологическое воздействие на представителей других народов, проживающих на территории республики, породив у них чувство дискомфорта и даже ущемленности. И, в конечном счете, способствовало возникновению и эскалации межэтнической напряженности, особенно в первые годы независимости.
С момента суверенизации, кыргызское государство, как минимум, формально, провозгласило строительство светского, демократического государства, основанного на принципах верховенства закона и защите прав человека.
Осознавая опасность роста национальных конфликтов, руководство Кыргызстана предприняло определенные усилия для их предотвращения. Благодаря этому, ярко выраженный поначалу пафосный национализм начала 90- х потихоньку увял, не уйдя, правда, совсем с политической сцены.
Законодательные акты Кыргызской Республики устанавливают равноправие граждан независимо от их происхождения и национальности. В частности, правовое положение нацменьшинств регулируются Конституцией Кыргызской Республики, Гражданским кодексом, Законом "О некоммерческих организациях", другими законами и нормативными правовыми актами, международными актами и договорами, ратифицированными республикой.
Кыргызстан присоединился к Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 3 марта 1966 года, ратифицировал Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Кроме того, в 1994 году была создана Ассамблея народа Кыргызстана, в 2000-м году русскому языку придан статус официального, на 4-м Курултае народа Кыргызстана (2004 год) принята "Концепция этнического развития".
После работы группы по этнической интеграции посредством образования, в Министерстве образования сформирован отдел по поликультурному образованию. На республиканском уровне имеется 30 национальных центров, в областях функционирует 72 культурных центра.
В то же время, начиная с 1998 года, в парламенте пылится проект Закона "О национальных меньшинствах", принятие которого тормозится именно в силу того, что в нем четко и ясно прописаны разного рода права и гарантии для этнической самоидентификации национальных меньшинств.
Таким образом, даже этот маленький пример показывает, что, несмотря на внешнюю стабильность, в данной сфере сохраняется ряд проблем. Особого внимания заслуживают следующие из них.
Прежде всего, настораживает тот простой факт, что до сих пор никак на решается проблема представительства национальных меньшинств в органах государственного управления. На уровне местных самоуправлений они еще как-то представлены, а вот в исполнительной и судебной ветвях власти этническое многообразие оставляет желать лучшего. Это же касается и законодательной ветви власти, для которой также отмечается стабильное сокращение числа депутатов не из представителей коренной нации.
Помимо того, что это несправедливо само по себе, существует другой, скрытый аспект. Вкратце он сводится к тому, что, таким образом, представители других наций и народностей сознательно ограничиваются в доступе к общественным (производимым ими же) ресурсам. Примером тому служит мнение отдельных лидеров национально-культурных центров, полагающих, что национальные меньшинства были преднамеренно исключены из процесса экономических реформ (приватизации, формирования рынка ценных бумаг и пр.). Хотя представители других национальностей издавна живут вместе с кыргызами, пропорциональной доли при распределении национального продукта они не получают.
Фактически сложилась ситуация, когда представителей национальных меньшинств вытесняют в определенные, с четко очерченными границами, сферы деятельности (образование, культура, сфера услуг, сельское хозяйство). Доступ в другие области им закрыт, хотя, формально он ничем не ограничен и гарантирован законами.
Другой, не менее сложной проблемой является проблема языка. Сейчас в Кыргызстане официально существует двуязычие. Согласно действующей Конституции, кыргызский язык считается государственным, а русский - официальным. Однако на практике имеются серьезные проблемы с реализацией двуязычия. Фактически возникает ситуация, когда предпринимаются активные меры по вытеснению русского языка кыргызским в государственной и общественной деятельности. Достичь этого, правда, пока не удается из-за того, что уровень развития кыргызского языка в сферах делопроизводства и науки не позволяет этого сделать.
Согласно Закону о государственном языке 1989 года, предполагалось, что до 1998 года будет проведен постепенный переход на кыргызский язык во всех учреждениях и организациях, вузах и школах. Однако, в силу материально-технических и иных причин, этого не произошло. Час "Х" сдвинули на 2005 год. Сейчас уже наступил 2006 год, но ситуация не изменилась.
Проблема развития и внедрения кыргызского языка, при котором не пострадают права других национальностей, очень деликатна и ответственна. И, здесь ни в коей мере нельзя заниматься нереальным планированием. Уже сейчас есть негативный опыт внедрения кыргызского языка, начиная с 1989 года, который нужно было вовремя проанализировать и сделать соответствующие выводы. Необходимо сохранять двуязычие, поскольку это является безусловной и важнейшей гарантией укрепления интеграции с другими странами бывшего СССР. Выбор здесь невелик, и нет сомнений, что роль инструмента интеграции способен выполнить только русский язык, связывающий разные народы на постсоветском пространстве.
В свете указанного, тем более непонятной выглядит позиция "творцов" новых редакций Конституции Кыргызстана, в которых русский язык лишен статуса официального и низведен до уровня языка межнационального общения. Несмотря на заверения высоких лиц о безусловной защите русского языка, всем ясно одно. Лишение русского языка статуса официального позволяет кыргызским чиновникам в ближайшей перспективе совершенно законно вывести его из сферы делопроизводства, начального, среднего и высшего образования, вещания на государственных и частных телеканалах и пр.
Почему это происходит сейчас, и почему чиновники не в состоянии извлечь уроки из совсем недавнего прошлого, когда подобные решения буквально выбросили сотни тысяч человек из республики?
Можно предположить, что такого рода манипуляции общественным мнением на почве русского языка являются хорошо срежиссированным спектаклем, направленным на повышение собственной самоценности в глазах зарубежных партнеров. В частности, это может быть использовано кыргызской властью в ее отношениях с Россией как средство получения очередных политэкономических преференций и льгот взамен сохранения прежнего значения и роли русского языка.
В самом деле, чего проще: сперва создать рабочую группу, на 4/5 состоящую из ультра-борцов за "чистоту" кыргызской нации, а затем, "удивившись" ее решениям, встать всей своей широкой грудью на защиту "родного и любимого" русского языка? Что называется, дешево и сердито в смысле зарабатывания внутри- и внешнеполитического капитала, который должен притянуть капитал экономический.
В этом смысле, гораздо более честна и показательна позиция далеких от высокой политики рядовых кыргызов, проживающих в отдаленных районах и настойчиво требующих сохранения русского языка в практической сфере. В первую очередь, это обусловлено феноменом внешней трудовой миграции, которая становится невозможной для большинства из них и их детей без владения русским языком, хотя бы даже на бытовом уровне.
В целом же, современная национальная политика страны, вопреки декларируемым демократическим ценностям, направлена на фактическое превращение ее в моноэтничное государство. Благодаря этому, Кыргызстан давно стал типичным этнократическим государством, лишь формально декларирующим право своих граждан на этническое развитие и разнообразие, в силу чего представители других наций чувствуют себя здесь все менее уютно.
Сейчас, в преддверии 15-й годовщины независимости Кыргызстана, а также в условиях курса на реальные реформы, провозглашенного К. Бакиевым, необходимо более активно внедрять принципы гражданской нации, которая сможет соединить и сплотить всех кыргызстанцев на основе единых социокультурных ценностей, вне зависимости от их этнического происхождения. Иначе не удастся избежать раскола по этническому, конфессиональному и иным признакам, которые уже сейчас ловко используются представителями радикальных исламских течений для стравливания народов. Вполне очевидно, что ничего хорошего как для Кыргызстана, так и его народа, включая "первый среди равных", кыргызский, это не принесет. Именно об этом говорил в ходе недавнего заседания Ассамблеи Народа Кыргызстана новый президент К. Бакиев, призывая сделать упор на полиэтничном развитии страны.
Для того, чтобы это стало возможным на практике, необходимо разработать и внедрить Государственную стратегию в области межнациональных отношений, которая должна совершенно четко определить направления развития государства в национальном вопросе. Ее центральным пунктом должен стать принцип равенства и свободного доступа всех наций к общенациональным ресурсам. Для этого может быть, например, использован механизм квотирования представительства национальных меньшинств в органах государственной власти и управления. Разумеется, это не означает механического разделения постов министров и разного рода "больших начальников" между этническими группами и народностями. На практике это должно означать защиту права на реальное участие других, нетитульных наций в процессе государственного строительства нового Кыргызстана. И, разумеется, необходимо сохранять реальное двуязычие в Кыргызстане на основе уже апробированной модели, в которой кыргызский язык имеет статус государственного, а русский - официального языка, гарантирующего ему сохранение прежнего, интегрирующего начала.
Ержан Омаров 24.08.2006
|