Деньги не пухнут. Чья рука изображена на новых казахстанских тенге? 11:38 25.08.2006
Деньги не пухнут от безвкусицы
Новые казахстанские деньги, как будто коллаж, создавались по принципу "включить все", кроме этого введена новация - одна сторона горизонтальная, а другая - вертикальная. Впрочем, для большинства населения в отношении денег - старых или новых - всегда будет действовать только один принцип - лишь бы их было больше... Махамбет АУЕЗОВ
"К сему... руку приложил" - так заканчивались все письма казахских ханов и султанов, ведь мало кто из них был грамотен и демократичен настолько, чтобы писать самому. Вместо подписи степной правитель делал в конце документа оттиск своего кольца-печатки, беря, таким образом, на себя ответственность за все то, что изложено на бумаге. Авторы нового дизайна казахстанских денег, вероятно, восприняли этот речевой оборот как-то прямолинейно, так как использовали на всех новых купюрах тенге самый настоящий абрис руки, и даже многократно подписали его, видимо, чтобы всем понятно было, кто тут "руку приложил". Впрочем, это далеко не единственный недостаток внешнего вида новых казахстанских денег...
Несмотря на молодость, казахстанские деньги имеют достаточно насыщенную историю. Мы помним первые купюры с портретами выдающихся деятелей прошлого (Аль-Фараби, Ч. Валиханова, Абая, Суюнбая, ханов Абылая и Абулхаира), которые задумывались, даже несмотря на все усилия руководства страны остаться в рублевой зоне. Сейчас трудно вспомнить, вызвали ли они споры или нет. В конце концов портреты - самый проблемный изобразительный мотив на деньгах. Как это было недавно в Ираке - вчера еще "любимый президент" украшал купюры, а затем он стал жалким "бывшим диктатором", а всю денежную массу пришлось заменить.
Впрочем, портреты лидеров страны - самый распространенный мотив на деньгах. Даже несмотря на все политические потрясения, часто уносящие тех, кто вчера был на гребне славы, на самое политическое дно.
Как бы то ни было, вскоре на наших деньгах остался только великий ученый, "второй учитель" после Аристотеля - Абу Наср Аль-Фараби. То, что один и тот же портрет продолжал появляться на укрупняющихся купюрах, также вызывало некий дискомфорт. Впрочем, последняя 10-тысячная купюра приподнесла сюрприз - вместо человека появился барс. Это, в общем, тоже не самый редкий мотив. Вспоминаются, правда, белорусские "зайчики", но и они не худший вариант. Все-таки барс официально провозглашен символом Казахстана, как развивающегося центрально-азиатского государства, тем более что существуют такие аналогии, как "азиатские тигры", "китайский дракон" и т.д.
В новых купюрах, широко разрекламированных через прессу и телевидение Национальным банком, подход иной - архитектурный. По крайней мере, отчасти. На тех же евро ставить архитектуру на деньги решили тогда, когда стало ясно, что валюта не должна вызывать негативные эмоции у разных европейских наций. А то это у одних какой-нибудь монарх - национальный герой, у других он же - подлый агрессор и завоеватель. Ну а старые соборы не должны раздражать никого. Так же и у нас главный соблазн авторы дизайна избежали, правда, видимо, за счет самого спорного мотива новых денег - президентской руки, "накладывающей тень" на основание Байтерека, не менее спорного в качестве универсального символа развивающейся страны. Впрочем, в Нацбанке уверены, что и спустя годы именно это здание, прозванное в народе "Чупа-чупс", будет "достижением современной казахстанской архитектуры, конструкторской и инженерной мысли, символом развития независимого Казахстана". Издали даже создается впечатление, что это не рука президента и здание в Астане, а спортивный кубок, поднятый спортсменом над головой в знак триумфа. Кстати, открытая ладонь руки, "в классической геральдике символизирующей веру, искренность и правосудие", сегодня в Казахстане из-за известного памятника в Алматы и в самом Байтереке (а вдруг как у президента музыка заиграет?) больше ассоциируется с загадыванием желаний. В исламе она символизирует пять столпов веры (но вряд ли это хотели показать авторы), а у ацтеков - смерть (впрочем, у этих поклонников обсидианового ножа и человеческих жертвоприношений смерть, кажется, символизирует абсолютно все). Вот, что еще пишут про символ руки специалисты по геральдике: "С древних времен существовала вера, что руки королей, религиозных лидеров и чудотворцев имеют целебную силу; отсюда наложение рук в религиозном благословении, при конфирмации и посвящении в сан. В соответствии с западной традицией, правая рука символизирует искренность, логику; левая - двойственность... Правой рукой благословляли, а левой проклинали".
Стремление четко разделить по размеру и цвету разные купюры не может вызывать нарекания, однако, кажется, и старые купюры были не менее разными и особых проблем из-за их "похожести" вроде не было. Впрочем, если задача была усилить различие, то непонятно, почему одна из сторон - та, где спортсмен... то есть рука и Байтерек - одинаковая на всех купюрах. Что же касается цветовой гаммы, то не надо быть художником, чтобы понять значение слова "аляповатый". В конце концов, многотысячелетнее развитие искусства создало простые правила совместимости цветов. Непонятно желание вместить все возможные государственные символы - и герб (который свой цвет меняет в зависимости от общей гаммы купюры), и флаг (который везде одинаковый, даже несмотря на то, что он порой не соответствует цветовой гамме), и гимн (между цифр есть его ноты, хотя вряд ли по ним кто-то будет что-то исполнять). Далеко не на всех деньгах есть государственные символы, а произвольно менять их цвета, кажется, также недопустимо, как и неподобающим образом использовать. В английском языке есть устойчивое выражение буквально переводимое, как "покажи мне цвет твоих денег". Для нас оно теперь будет звучать еще более неоднозначно...
Выбор архитектурных символов для купюр также представляет собой загадку. Почему именно недавной сгоревший "Транспорт тауэр" (в народе - "Зажигалка")? Почему только Алматы и Астана? Нет, понятно, что почти все деньги именно в этих двух городах, но не надо было же так откровенно... Ладно, пусть Байтерек будет "символом развития независимого Казахстана", но чем выделяются в этом ряду здания министерства, ведомств, проданной гостиницы или президентской резиденции? Почему не мавзолей Джучи хана? Не мавзолей Алаша хана? Не памятник Коркыту-Ата? Почему астанинский музей, а не алматинский (он, кстати, больше)? Другой вопрос: а где Туркестан? Несмотря на то, что его использовали на всех теперь уже старых купюрах, ни Алматы, ни Астана не могут соперничать с ним в плане исторического значения в качестве колыбели духовности степи. К тому же в Казахстане, как известно, много городов... Хотя, с другой стороны, кажется, мы едва ли не открыли новую страницу в денежной графике - начали помещать туда настоящие панорамные пейзажи.
В том, какое количество разнокалиберных узоров и всплывающих петроглифов можно обнаружить на купюрах, вообще не просматривается никакой логики, кроме стремления соответствовать лозунгу туризма - "все включено". Помещенный на старой купюре, кажется, 50 тенге наскальный рисунок вызывал нездоровые комментарии детворы, но он, кажется верблюд, тогда был один (хотя и крупно), а теперь маленьких фигурок в зверинном стиле столько, что впору начать придумывать детские загадки (вроде, сколько рогов на 500 тенге?).
Самое неприятное во всем этом - не чей-то неоднозначный вкус (не у всех же высшее художественное образование...), а то, что такое важное решение, как оформление одной из визитных карточек страны (а деньги являются устойчивым предметом коллекционирования, уступая, наверное, лишь маркам), прошло без какого-либо общественного участия, открытого конкурса, стройной концепции. Даже без оглашения имен тех, кто авторы (впрочем, может быть, они сами об этом попросили, чтобы их не "заклевали" коллеги, если они все-таки художники). Нам как всегда сверху что-то "вбросили", уверенные в том, что "пипл схавает". А может быть, все гораздо глубже, и все это задумано с тем, чтобы ускорить переход населения на кредитные карточки, как основное средство платежей? Тогда все это имеет смысл...
|