К.Тюлегенов: "Новая формула" Ирана. Мощный ответный удар ждет врагов 00:13 26.08.2006
Позавчера Иран дал официальный ответ на пакет международных предложений по урегулированию кризиса вокруг его ядерной программы, отказавшись выполнить требование остановить работы по обогащению урана. Теперь СБ ООН предстоит принять еще одну резолюцию. Новое заседание Совбеза должно состояться после 31 августа.
Секретарь Совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани вручил в Тегеране письменный ответ на предложения "шестерки" послам четырех стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН (Великобритании, Франции, Китая и России), Германии и послу Швейцарии, который на этой встрече представлял интересы США. По данным информационных агентств, Иран предлагает снова вступить в переговоры и выдвигает новую формулу по преодолению кризиса вокруг иранской атомной программы.
Подробности ответа пока не разглашаются, однако, как сообщают западные СМИ, Иран предлагает взять на себя односторонние обязательства по трем пунктам: обогащать уран не более чем до 5% (оружейный уран - более 95%), расширить доступ экспертов МАГАТЭ на свои ядерные, военные и научные объекты, а также подписать международные правовые документы, гарантирующие перечисленные обязательства Ирана перед мировым сообществом. Тегеран пойдет на эти шаги, если Запад "снимет обязательное строгое увязывание пакетного предложения с требованием, чтобы Иран прекратил обогащение урана на своей территории". Однако теперь западные переговорщики опасаются, что Иран, отработав технологию обогащения на 5%, со временем получит высокообогащенный уран, пригодный для создания ядерного оружия. Отказ Тегерана принять предложения мирового сообщества означает, что теперь против него должны быть введены дипломатические и экономические санкции - их введение в качестве крайней меры оговорено в резолюции СБ ООН от 31 июля. Напомним, что на встрече в Вене 1 июля министры иностранных дел России, США, Китая, Великобритании, ФРГ и Франции одобрили пакет предложений, рассчитанных на согласие Тегерана приостановить работы по обогащению урана. Они охватывают три сферы - ядерную программу Ирана, торгово-экономическое сотрудничество и гарантии безопасности. В обмен на возобновление моратория на обогащение урана пакет включает ряд "поощрительных" мер, в том числе поставку реакторов на легкой воде, помощь в развитии авиации и автомобильного транспорта. С призывом к Совбезу быстрее решить вопрос о санкциях обратился в понедельник президент США Джордж Буш. "Я продолжу напоминать нашим друзьям и союзникам об опасности Ирана, вооруженного ядерным оружием", - пообещал господин Буш, дав понять, что в самое ближайшее время Вашингтон намерен усилить давление на других членов Совета Безопасности для того, чтобы выступить против Тегерана "единым фронтом". Теперь Совбезу ООН предстоит принять еще одну резолюцию. Новое заседание Совбеза должно состояться после 31 августа. Между тем последние заявления представителей пятерки постоянных членов СБ ООН свидетельствуют о том, что Китай и Россия не пойдут на создание "единого фронта" против Ирана.
Стратегию американского подхода к санкциям против Ирана изложила во вторник газета Washington Post. По ее мнению, не имея возможности свергнуть иранский режим в ходе широкомасштабной военной операции, США должны будут приложить максимум усилий, чтобы изолировать режим и расшатать его изнутри, добившись введения против него широких мер дипломатического и экономического характера. Проводя параллель с Советским Союзом, газета считает, что будущие санкции против Тегерана должны вызвать в Иране потрясения, подобные тем, которые в свое время привели к развалу СССР. По мнению наблюдателей, в интересах Вашингтона введение максимально жестких санкций, которые предусматривают не только ограничения на въезд в те или иные государства для иранского руководства, но и многочисленные ограничения на торговлю и инвестиции в этой стране.
В США, возможно, понимают, что, действуя через Совбез ООН, они вряд ли смогут добиться своего и наказать Иран. Поэтому в Вашингтоне рассматривают возможность самостоятельных действий. По мнению Дэниэла Пайпса, одного из ведущих экспертов по Ирану и Ближнему Востоку в США, "СБ ООН не сможет найти никакого выхода из сложившейся ситуации, поскольку Иран и до этого никак не реагировал на решения ООН". Подтверждением того, что США параллельно готовятся к силовому воздействию на Тегеран, служат и недавние переговоры Джорджа Буша с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом. По информации источников, близких к Белому дому, Ольмерт, посетив Вашингтон незадолго до войны в Ливане, "выложил всю известную ему информацию относительно военных возможностей Ирана, однако администрация США тогда посчитала эти данные неполными".
Судя по высказыванию президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, в Тегеране нисколько не опасаются новой резолюции СБ ООН. Он сообщил, что резолюция "навязывается Тегерану силой". Иранский президент уточнил, что его страна владеет всем циклом атомного топлива. "Исламская республика располагает полным циклом атомного топлива, она его сохранит и не потеряет", - заявил он. Продемонстрировав свою неуязвимость по отношению к санкциям, иранский режим, возможно, не только укрепит свои позиции в глазах собственного населения, охваченного патриотическим порывом, но и заработает немало очков в глазах значительной части исламского мира, стоящего на антиамериканских и антиизраильских позициях. Отсутствие единства в рядах мирового сообщества является не единственным фактором, играющим на руку Ирану в условиях нависшей над ним угрозы международных санкций. В арсенале других средств, находящихся в распоряжении Тегерана,- угроза выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия, а также возможность прибегнуть к контрмерам экономического характера, таким как прекращение поставок иранской нефти на Запад, чреватое дестабилизацией мирового рынка черного золота.
Еще одним фактором, который может неожиданно помочь Тегерану найти противоядие против своих противников, становится "фактор Хезболлы". После того как в ходе продолжавшейся целый месяц военной операции Израиля в Ливане израильской армии так и не удалось одержать победу над боевиками этой организации, поддерживаемой Ираном и Сирией, популярность "Хезболлы" стремительно выросла не только в разбомбленном израильтянами Ливане, но и далеко за его пределами. В глазах миллионов людей на Ближнем Востоке "Хезболла" предстала в качестве главной силы в регионе, которая противостоит "агрессии сионистов", поддерживаемых Вашингтоном. Таким образом, в нынешней ситуации традиционная иранская поддержка "Хезболлы" наполняется новым смыслом. Стоящий за ее спиной >Иран получает шанс вновь заявить о своем лидерстве в исламском мире. Если же против него будет предпринята силовая акция, Тегеран может вполне использовать политический вес и военный потенциал "Хезболлы" в регионе для того, чтобы нанести своим противникам мощный ответный удар.
Кайрат ТЮЛЕГЕНОВ
|