"Солнечная коалиция" > Развитие гражданского общества Узбекистана... по инструкции чиновника? 12:08 30.08.2006
Аналитический центр Солнечной Коалиции провел анализ публикаций отечественных авторов о понимании роли гражданского общества в Узбекистане. Результат оказался шокирующим. Институт гражданского общества авторы с непоколебимой уверенностью подводят под структуру государственного регулирования. Тем самым, искажая и доводя до абсурда саму идею влияния общества на деятельность государственной власти.
Так, в частности, попытка создания образа внешнего врага республики, красной нитью проходит в статье Ахмада Ризаева "Проблемы и перспективы развития гражданского общества в Узбекистане", опубликованной на сайте ИА "Press-uz.info". http://www.press-uz.info/ru/content.scm?topicId=2803&contentId=14026 В статье говорится: "Гражданское общество является как условием, так и продуктом сильного современного государства. Развитое и зрелое государство в собственных интересах и в интересах создания доминирующей системы социальной обеспеченности развивает и усиливает гражданское общество". На самом деле, гражданское общество является фактором демократического развития государства – и слабого, и сильного. Оно развивается не в интересах государства (в противном случае негосударственные организации превратились бы в государственные), а вне государственной системы. Представители гражданского общества должны иметь право выступать с критикой неправомерных действий официальной власти, указывать на недостатки деятельности государственной машины и чиновничества.
Автор, признавая возможность поддержки ННО со стороны зарубежных организаций, тем не менее, осуждает такую поддержку со стороны именно американских ННО и даже называет ее деструктивной.
Признавая в целом, важное значение ННО в общественной жизни любой страны в решении социально-экономических проблем, автор при этом принижает роль ННО в Узбекистане. Он пишет: "У многих ННО, функционирующих в Узбекистане, неважно каких именно, просто-напросто, очень "скудные" идеи, они имеют средства, но бедны идеями по преобразованию и решению проблем". Такое отношение к ННО в принципе не верно по двум причинам. Во-первых, сомневаться в ценности идей и целей той или иной ННО равносильно пренебрежительному отношению к тем, кто сознательно объединился в организацию. Во-вторых, такая оценка прямо оправдывает вмешательство в дела ННО со стороны государства на основании того, что их идеи кому-то показались скудными. К сожалению, в последнее время часто можно слышать подобные аргументы, в устах чиновников останавливающих деятельность местных ННО. Говорят, что многие из этих организаций дублируют деятельность друг друга, их идеи скудные, они малозначимые и не полезные для общества, они подвержены деструктивному влиянию западных грантодателей и т.п.
ННО, какими бы "слабыми", "малополезными" их не считали со стороны, эти организации имеют ценность уже самим своим существованием как признание волеизъявления гражданского общества. ННО создаются на основе добровольности и выражают потребность современности. Поэтому они могут появляться и исчезать, сливаться с другими или раскалываться на части. Это диалектика гражданского общества. И само общество, а не государственные чиновники должны решать их судьбу.
Далее в анализе превозноситcя значение махалли в качестве важной предпосылки для образования и деятельности ННО, ссылаясь на узбекский менталитет и традиции. Автор считает, что именно махалля способна решать важные социально-экономические проблемы "в духе коллективизма, в кругу соседей по махалле, с участием представителей всех слоев населения". Звучит мысль, что "никакая другая государственная или общественная структура не может фактически сравниться с махаллей – здесь есть мощное общественное мнение, справедливость".
Честный и объективный взгляд на факты не позволил бы автору не заметить, что махалля сегодня стоит перед серьезными проблемами и никак не может превратиться в действительный орган местного самоуправления граждан. >Функция махалли зачастую сводится к распределению незначительных государственных денег малообеспеченным семьям, содействию в проведении свадебных и иных мероприятий. Но это еще не есть самоуправление. Махалля в значительной степени огосударствлено. Но это отдельная тема для обсуждения. Что же касается иных структур, ответ на этот вопрос был получен в самой статье. В ней говорится: "Каждый вопрос должен обсуждаться специалистами, компетентными в данной области людьми, знающими менталитет, особенности фокусной группы". Можно полностью согласиться с тезисом "специалистами и компетентными людьми". А таких людей можно найти не только в махаллях. Автор умело применяет приемы фальсификации фактов, когда пытается дать интерпретацию современных проблем стоящих перед ННО: "Например, имеется проблема, тормозящая развитие ННО – это слабое взаимодействие с государственными структурами власти и управления. Причина этого отсутствие должной инициативы направленной на сотрудничество, в результате чего сотни ННО, так и не сумев развиться, сворачивают свою деятельность". При этом, стоит отметить, что сотни ННО действительно сворачивают свою деятельность, но по волевому требованию Минюста, на основании надуманных обвинений в их адрес, а не потому что отсутствуют инициативы по сотрудничеству с государством. Автор сам ниже признает недостаточность государственной поддержки ННО в виде социальных заказов. Таким образом, скорее государство само не готово к сотрудничеству, ибо идеи и инициативы "снизу" практически не востребованы "сверху". Например, как объяснить отсутствие частных ВУЗов, независимых газет и телепередач социально-политического формата, или независимых политических партий, независимых частных аналитических структур, изучающих общественное мнение и социально-экономические и политические проблемы? Очевидно, это объясняется отсутствием поддержки таких инициатив со стороны государства, что вполне можно воспринимать как искусственнoe сдерживание развития гражданского общества со стороны власти. В качестве главной проблемы ННО называется финансовая зависимость отечественных общественных организаций от международных грантодателей. Так, автор печально заключает: "Как это ни грустно, но именно из-за этого имели место негативные факторы, связанные с попытками деструктивных сил создать подрывную сеть в Узбекистане. Эти силы прочувствовали веяние демократических преобразований, наметившиеся в Республике Узбекистан и попытались и продолжают пытаться влиять на умы не совсем сознательных граждан". Кто это такие – не совсем сознательные граждане, кто создавал подрывную сеть в стране и зачем? Наконец, автор конкретизирует свое заключение, указывая на две американские организации, которые выполняют свои функции, якобы не в соответствии со своими уставами. На его взгляд, представительство в Узбекистане "Urban Institute" вело работу по политизации той сферы, которой она занималась. Господин А. Ризаев приводит, как ему кажется разоблачающие факты: "Основное внимание уделялось товариществам собственников жилья. Позиция представительства была скрытой: сравнение позитивного опыта коммунальной реформы с опытом переходных стран, выявление ошибок и недостатков, советы "по взаимодействию с властями" – и все для того, чтобы убедить жителя махалли в неумении и, может быть, нежелании государства эту самую реформу до конца проводить. Иностранные структуры вообще преуспевали в политизации любого, даже безобидного вопроса". Несмотря на богатый собранный материал, ни одно из этих упомянутых автором направлений деятельности не может классифицироваться как подрывная работа ни по форме, ни по содержанию. Хотя бы потому, что они велись открыто. Выше мы уже говорили, что махалля стоит перед серьезными проблемами, которые можно заметить и без помощи иностранных организаций – настолько они очевидны. Также очевидны и проблемы так называемых ТСЖ – товариществ собственников жилья, которые во многом дублируют работу махалли. Ни о какой политизации вопроса о коммунальной реформе здесь речи нет. А когда кто-то говорит о неуставной деятельности иностранной ННО, то для читателя, не знакомого с ее уставом, это утверждение звучит пока не убедительно.
Автор упоминает и другую американскую организацию – "Winrock International USA" ("Винрок Интернейшнл"). Он негодует, что она под видом помощи женщинам с 1999 по 2003 года приступило к осуществлению программы "Интегрированное просвещение юридических прав женщин в Узбекистане". Читаем следующее: "В рамках данной программы были подготовлены 108 профессиональных тренеров и проведены с их помощью различные семинары. Особое внимание было обращено женщинам и молодежи. На эти мероприятия было потрачено 183 тысячи долларов США. С участием 350 активистов и отдельных руководящих лиц проводились региональные форумы, посвященные правам женщин в Узбекистане. Самое интересное в том, что на эти тренинги привлекались эксперты из Украины и Кыргызстана: отобранные 59 женщин для изучения прав человека были отправлены в командировку в Россию и Украину и оплачены их материальные затраты". Разрешите задать вопрос – Где здесь противозаконная деятельность? За что автор критикует американскую организацию? Разве не должна приветствоваться сама идея юридического просвещения женщин?
Далее автор пишет: "Помимо этого господа, аккредитованные в "Винрок Интернейшнл", по собственной инициативе, вопреки закону, опубликовали целую серию брошюр на русском языке "Мои права" (тиражом 1500 экземпляров) и "Менинг хукукларим" на узбекском языке тиражом 4500 экземпляров; "Ислом ва аел" ("Ислам и женщина") – 300 экземпляров, "Махаллий конуний химоя" ("Местная правовая защита") – 150 экземпляров, а также "Аеллар фукаролик жамиятининг кўтарилиши" ("Женщины – развитие гражданского общества"). И эти все издания успели распространить. В Агентстве по печати и средств массовой информации утверждают, что "Винрок Интернейшнл" издал эти книги без надлежащей лицензии, а печатную продукцию распространял среди населения".
Трудно быть адвокатом организации, которая издавала печатную продукцию без лицензии. И мы не собираемся защищать такую деятельность. Но почему же чиновники заметили это нарушение лишь в 2006 году? Ведь все программы "Винрок Интернейшнл" начались задолго до ухудшения узбекско-американских отношений. А с другой стороны, автор статьи не анализирует содержание тех изданий, которые финансировала эта организация. Что же касается субсидий, то не следует забывать, что их можно рассматривать и как форму прямых инвестиций, ведь государство оказалось не способным предоставить такую помощь развитию общества. Кроме того, не будем забывать, что и западные ННО, предоставляющие гранты, и ННО, получающие эти гранты, от этих средств не извлекали прибыли.
В итоге А. Ризаев сравнивает американские организации с такими организациями, как японская "ДЖАЙКА" и южнокорейская "КОИКА" и сжав кожаную кепку в кулак, гордо заявляет: "Эти корпорации действуют во многих странах мира, в том числе и в Узбекистане. Почему в их адрес не были слышны критические замечания? Да потому, что они не маскируют свои деяния под розовую вуаль. Свои чистые помыслы не мутят лицемерием, а добиваются взаимных признаний и авторитета".
Международные организации выполняют разные задачи. Но, на современном этапе, лидерство в демократическом просвещении, занимают американские организации, которые сплотили прогрессивные силы различных стран мира. А тем временем, из-за стремительного уменьшения числа ННО в нашей стране, развитие гражданского общества, пытаются подвести под инструкции чиновников. Разрушая зарождающуюся структуру гражданского общества, государственные чиновники, освобождают место для деструктивных сил, далеких от понимания демократических принципов отношения общества с государством.
Аналитический центр Солнечной Коалиции
|