В Каракалпакии найдена не имеющая аналогов в мире настенная живопись зароастров III-II вв. до н.э. (фото) 18:34 01.09.2006
В Каракалпакстане найдена не имеющая аналогов в мире настенная живопись, относящаяся к III-II вв. до н.э.
Городище Казаклы-яткан (Акшахан-кала) находится на территории ширкатного хозяйства Азат Берунийского района Республики Каракалпакстан. С 1995 года здесь ведутся широкомасштабные исследования международной Каракалпакско-Австралийской археологической экспедицией Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан и Сиднейского Университета (Австралия).
В активе экспедиции исследование зороастрийского храма огня Ташкырман-тепе, исследование фортификации Казаклы-яткана и системные исследования древнего Ташкырманского оазиса, где сохраняются остатки древних ирригационных систем, агроирригационные планировки и многочисленные находки древних сельских поселений. Проведенные исследования позволили выдвинуть предположение о том, что городище Казаклы-яткан являлось столицей древнего Хорезма после его выхода в первой половине IV в. до н.э. из состава империи Ахеменидов и формирования собственного независимого государства.
В настоящее время основные усилия экспедиции сосредоточены на исследовании храмового комплекса в так называемом "священном городе" Казаклы-яткана. Эта окруженная мощными крепостными стенами часть древнего города, в центре которой находилось необычное сооружение предварительно определенное как мавзолей, где могли быть погребены останки первых царей независимого Хорезма. Другая часть, определенная как "дворец" и комплекс сооружений древнего храма, до проведения здесь широкомасштабных исследований была занята обширной постройкой. Центральное сооружение храма окружено двойной стеной с внутристенным коридором. Как оказалось, стены коридора, на всем их протяжении, были покрыты многоцветной настенной живописью. Первые признаки наличия живописи были обнаружены еще два года назад. Но только в прошлом году в состав экспедиции были введены специалисты-реставраторы, что позволило приступить к расчистке росписей. На вскрытом участке коридора протяженностью около 10 м были обнаружены росписи, занимающие несколько ярусов. В нижнем ярусе обнаружено изображение процессии, в которой участвуют животные и, возможно, всадники, сидящие на них. В верхнем ярусе - хорошо сохранившаяся галерея погрудных изображений бюстов людей. На головных уборах многих из них изображены птицы. Шея обвита гривной, на концах которой скульптурные изображения ящериц. Вся эта символика свидетельствует о том, что в росписи изображены царственные или божественные персонажи. Несомненно, что предстоящее научное изучение открытых росписей раскроет многие страницы истории и истоки искусства древнего населения Южного Приаралья, ранее закрытые для нас.
После блестящих открытий учеными Узбекистана росписей Афрасиаба и Варахши, относящихся к эпохе раннего средневековья, учеными России росписей Топрак-калы на юге Каракалпакстана, относящихся к кушанской эпохе, Каракалпакскими и Австралийскими учеными сделан новый важный шаг в изучении истории и культурных ценностей Центральной Азии - >открыты наиболее ранние, не имеющие аналогов, на данный момент, образцы древнего изобразительного искусства, которые можно предварительно отнести к III-II вв. до н.э. и, которые помимо своей художественной ценности являются новыми историческими источниками для познания еще не известных граней наших великих предков.
Вадим Николаевич Ягодин, доктор исторических наук, директор института истории и археологии Каракалпакского отделения АН Узбекистана
01/09/2006
|