Бруно де Кордье: Между исламом и российским влиянием. В поисках среднеазиатской идентичности 10:54 05.09.2006
Все 15 лет после краха СССР страны Средней Азии мучились вопросом: каким образом интегрировать богатейшее исламское наследие региона с усилиями, направленными на государственное строительство? При советской власти связи мусульманской Евразии с остальным исламским миром были нарушены, а вера подвергалась репрессиям. В последние годы среднеазиатские политические лидеры все чаще ассоциируют ислам с воинствующим экстремизмом. Между тем, по мнению следящих за ситуацией правозащитников, власти преувеличивают остроту проблемы, стремясь к расширению своих полномочий
С учетом ситуации пришло время для нового поколения, которое может попытаться выработать для региона новую концепцию мусульманской идентичности. Это помогло бы Средней Азии избежать вакуума, образовавшегося в переходный период, когда регион подражал как российской, так и западной моделям культурного развития, так и не прижившихся в регионе и не отвечавших потребностям его населения. Если подходить к исламу как к перспективе, а не как к угрозе мусульманской Евразии, можно увидеть в нем благоприятную возможность для проведения социальных реформ и установления справедливого порядка. В последние 15 лет выросло новое, социально и интеллектуально подвижное поколение, а стратегическое значение региона становится все более очевидным. Подавляющее большинство населения в регионе стремится к достойной жизни и, как минимум, социальной справедливости и безопасности для себя и своих семей. Мнения о том, как этого достичь, разнятся, но каждой из конкурирующих концепций приходится предложить идеи, касающиеся региональной идентичности.
Можно утверждать, что существуют две главные компоненты экс-советской мусульманской идентичности Евразии: во-первых, сохраняющееся российское влияние, которое опирается на общий для всех стран региона опыт советского колониализма, и, во-вторых, историческое наследие, корни которого восходят к исламу - культурной среде, доминировавшей в эпоху расцвета региона. Эти элементы на первый взгляд несовместимы, но на самом деле между ними нет непримиримого противоречия. Евразийских мусульман объединяет знание русского языка, выполняющего роль лингвафранка. Итак, обладает ли евразийская форма ислама достаточным потенциалом, чтобы быть не только классической религией или политической системой, но также формой идентичности и социально-нормативной системой, т.е. стать "исламским обществом"? Альтернатива этому - продолжение стагнации авторитарных режимов либо столь же чуждые, заимствованные с Запада модели развития. По мнению эксперта по исламу Оливера Роя, высказанному в книге-эссе "Гражданское общество в мусульманском мире" (2004), НПО и международным институтам следует работать с той социальной тканью, которая уже существует и принимается местным населением, а не придумывать для общества программы, плохо приспособленные к местным нуждам и ожиданиям.
В этом свете >ислам может стать позитивной и конструктивной силой для экс-советской мусульманской Евразии. Слишком идеализировать потенциал так называемого "исламского общества" было бы наивно, однако оно может способствовать росту идентичности в ситуации эрозии этнических традиций и советских кодексов поведения. "Исламское общество" могло бы также создать социальные условия для появления среднего класса, по меньшей мере, в отдельных среднеазиатских странах. Кроме того, "исламское общество" могло бы способствовать решению проблем здравоохранения, особенно связанных с алкоголизмом и наркоманией. Свою роль в объяснении существа религии и разработке концепции "исламского общества" могли бы сыграть: - местные и российские мусульмане и эксперты по исламу, не сталкивающиеся с языковыми барьерами; - транснациональные суфийские ордена накшбандийя и кудравия, имеющие в регионе исторические корни; - добросовестные международные мусульманские организации помощи и международные доноры, поддерживающие местные инициативы и гражданское общество, если последнее направлено на решение общественных задач.
Разумеется, исторические и географические факторы привели к различиям между арабскими, малайскими и европейскими (во втором поколении) мусульманами. Подобно этому и население Средней Азии может предложить нечто уникальное умме - мировой общине верующих. Ближайшее будущее обещает быть противоречивым и сложным, однако "исламское общество" бросает ему вызов и способно дать региону то, чего до сих пор не могла предложить никакая другая инициатива.
1 сентября 2006 № 35 (431)
|