Мексиканцы, похожие на казахов. Мега-хит "Кочевник" Сергея Бодрова выходит на экраны России 08:34 11.09.2006
Рассказывает Андрей Плахов История фильма "Кочевник" характерна для эпохи глобализации, которая окончательно превращает кинематографистов в кочевой народ, почти лишенный национальности. Этот мегапроект был задуман в Казахстане давно и начал осуществляться американцами: пригласили Милоша Формана как продюсера и другого режиссера чешской "новой волны" Ивана Пассера, полагая, что им как восточным европейцам ближе казахские реалии. Фильм собирались закончить еще в 2004 году, но экономические и погодные условия, а также явные кадровые непопадания не позволили завершить работу.
На следующем этапе заменили оператора, самого Пассера поменяли на Сергея Бодрова; в титрах фильма стоит еще и третий режиссер – Талгат Теменов. Замены и раньше случались на больших постановках, часто рождавшихся в муках: классический пример – фильм "Клеопатра", где сменились три режиссера. Но своеобразие ситуации с "Кочевником" в том, что Голливуд оказался сопродюсером национального кинопроекта стратегической важности. Чуть ли не первая фраза фильма – о том, что казахи никогда никому не подчинялись, а завершается он цитатой из президента Назарбаева о трудной, но доблестной судьбе казахского народа. Картина снималась по-английски, а потом была дублирована на казахский. Перепады между разными режиссерскими индивидуальностями не очень видны, техническое качество съемок вполне приличное, натуральная казахская фактура плюс спецэффекты гарантируют зрелищность. >Кони скачут, толпы статистов сражаются, панорамные съемки эффектны, а лица американских исполнителей главных ролей (среди них Джей Эрнандес, Куно Бекер и Марк Дакаскос) вполне, если не придираться, сходят за азиатские. Занятно, что в ролях казахов выступают главным образом этнические мексиканцы. Сюжет сконцентрирован автором сценария Рустамом Ибрагимбековым вокруг ключевого момента истории, когда Казахское ханство сумело почти победить давних врагов – джунгаров (позднее переименованных в калмыков). Центральной фигурой этой коллизии становится народный полководец Мансур-Аблай, который по рождению был чингисидом (потомком Чингисхана), но оказался сиротой и в юности пас верблюдов под Ташкентом. Его карьера резко пошла вверх после выигранной Анракайской битвы, и ее триумфатор стал мотором национального объединения, преодолев междоусобицы и конфликты между тремя основными жузами (составными единицами ханства). Как высший авторитет он получил титул хана и, как пишется в интернетовских источниках, "сумел по сути дела соединить в одно целое все казахские земли, включая Ташкент" (где он и умер). Так далеко фильм, правда, не заходит, иначе к нему потребовался бы комментарий президента Каримова. Не углубляет "Кочевник" и другую скользкую тему, которая вовсю разрабатывается в постсоветской казахской историографии,– о российской колонизации (раньше звавшейся добровольным присоединением), которая пришла на смену джунгарским набегам. Сергей Бодров-старший оказался идеальным режиссером для завершения этого политкорректного проекта: с одной стороны, русский, с другой – считается одним из отцов казахской "новой волны", с третьей – имеет опыт работы в Америке, в Европе, на Кавказе, даже в Южной Африке. Как сказал он сам однажды, теперь мог бы работать и в Индии, и в Китае, что он почти и делает: его новый фильм "Монгол" о молодом Чингисхане снимается в Монголии с японским актером в главной роли.
В московских кинотеатрах "Кочевник" с 7 сентября.
11.09.2006
|