В.Глумсков: Светлый мыс - христинские святыни Прииссыккулья 12:25 20.09.2006
Свет и тени Светлого мыса
С каждым годом ажиотаж вокруг иссык-кульского полуострова Светлый мыс, одного из самых священных христианских мест в Центральной Азии, усиливается. Но, помимо грандиозных религиозных драм, здесь разыгрываются драмы и более скромного масштаба – например, как выжить семейному детскому дому, нашедшему приют в стенах бывшей православной обители
На 177&*8722;м километре трассы Балыкчи – Каракол, что идет по Северному побережью озера Иссык-Куль, вниз, к воде, отходит неширокая живописная дорога с разбитым асфальтовым покрытием. Первые деревья – тополя, карагачи – были посажены свыше ста лет назад. Сегодня их разросшиеся кроны плотно смыкаются над проезжей частью, образуя зеленую в синих небесных и золотистых солнечных пятнах естественную галерею.
Сине-зелено-золотистая гамма как нельзя лучше гармонирует с названием поселка, лежащего на другом конце полуторакилометровой дороги и небольшого песчаного полуострова, на котором он расположен. В постсоветское время село было переименовано в Ак-Булун, хотя старожилы упорно продолжают называть его Светлым мысом. Но больше всего "золотое на голубом" созвучно истории – древней, новой и новейшей – этого удивительного уголка Иссык-Кульской котловины.
Сельскохозяйственный техникум Сказка зеленого леса начинает исчезать после первого километра: по левую руку мелькает несколько двухэтажных зданий, смотрящих на дорогу пустыми оконными и дверными проемами. В корпусах за ними окна-двери целы, но печать упадка и лучших времен лежит на сухом замусоренном фонтане, облупленных скамейках и покосившемся информационном щите. Сквозь трещины в дорожках пышно зеленеет трава. Вечно живой Ильич грустно взирает на окружающее запустение с потрескавшегося пьедестала.
В советские годы главным градообразующим фактором поселка Светлый мыс был сельскохозяйственный совхоз-техникум, который ковал специалистов-аграриев для всего региона. Сегодня учебное заведение является филиалом Иссык-Кульского университета, но общее количество студентов вот уже который год не переваливает за сотню человек. В наши дни славность стен аграрной альма-матер определяет совсем другой, весьма далекий и от сельского хозяйства, и от педагогики фактор.
В далекие 50&*8722;е годы при закладке котлована под корпус студенческого общежития рабочие наткнулись на человеческие останки. На одном из скелетов, как вспоминали очевидцы, было богатое вышитое одеяние, а на шее – массивный серебряный православный крест. С этой находки и начинается "новая" история Светлого мыса – полуострова, который сегодня многие, в том числе и митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир, считают самым священным для христиан местом в Центральной Азии.
Серебряный крест куда-то таинственно исчез прямо из могилы. Котлован, с несвойственной советскому атеизму щепетильностью, перенесли на несколько метров в сторону. А захоронение стало служить местом для молитвы православных жителей окрестных деревень.
Но в земле Светлого мыса или в водах окружающего его залива, как считают некоторые ученые-историки, возможно, покоится нечто, что способно привлечь паломников из более широкого географического ареала. Это – рака с нетленными мощами святого апостола и евангелиста Матфея, единственного из двенадцати апостолов, чье место погребения неизвестно.
Христианство на Иссык-Куле Христианство стало проникать в Центральную Азию во II–III веке нашей эры. В течение многих веков Иссык-Кульская котловина была одним из самых оживленных участков Шелкового пути. Когда в середине III века римский император Декий начал гонения на христиан, верующие, опасаясь поругания мощей Святого Матфея, бежали с ними в Среднюю Азию, где уже существовали многочисленные христианские общины. В конце концов, предположительно в VI веке, останки апостола достигли берегов высокогорного озера, где и нашли успокоение в стенах христианского монастыря армян-несториан.
Территория монастыря приходит в запустение
Последние монахи-несториане покинули это место в XV веке, с окончательным утверждением ислама в Средней Азии. Один только факт столь протяженной – тысячелетней! – истории христианского служения ставит Светлый мыс в особое положение среди христианских святынь Центральной Азии.
В начале 90&*8722;х годов на Западе почти одновременно увидели свет несколько исторических научных публикаций, авторы которых убедительно доказывали, что рака с мощами евангелиста находится именно на побережье затерянного среди заснеженных хребтов Тянь-Шаня горного озера. Одним из главных аргументов в пользу этого предположения является Каталонская карта мира, составленная в 1375 году. На ней обозначено озеро Иссык-Куль и монастырь на его берегу, с надписью: "Это место называется Исикол. В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, находятся (погребены) останки святого апостола и евангелиста Матфея".
Как только о результатах исследований стало известно у нас, поиски местоположения монастыря армянских братьев резко активизировались. С 1999 года в этом районе почти ежегодно работают археологические экспедиции, которые пользуются финансовой и моральной поддержкой как частных лиц и организаций, так и Русской православной церкви. Благодаря этим работам точное расположение древнего монастыря уже не вызывает сомнений. А вот саркофаг с мощами пока найти не удалось.
Новотроицкий монастырь Если посмотреть на село Ак-Булун с одного из предгорных холмов, план его улиц напоминает православный крест. И это – не случайное совпадение.
В 1882 году (некоторые источники годом основания называют 1888&*8722;й) по указу императора Александра III, для укрепления веры православной на недавно вошедших в состав Империи киргизских землях на полуострове Светлый мыс был основан Новотроицкий православный мужской монастырь. Первые монахи прибыли на берега озера из Валаама, а настоятелем был игумен из Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
В окрестностях Светлого мыса находились монастырские сельхозугодья. Все земли были поливными, арычная система поддерживалась в отличном состоянии. При монастыре были пасека, коровник, овчарня, кузня, большие сады, виноградник и цветники. В ягоднике разводили несколько видов крыжовника, малины и клубники. Местные жители покупали у монахов семена пшеницы, ячменя, овса, гречки, саженцы плодовых деревьев.
Также была обширная библиотека, в которой находились книги не только духовного, но и светского содержания. Монахи обучали детей из окрестных сел чтению, письму и азам землепользования.
Все изменилось в 1916 году. Восстание киргизских племен против колониальной политики царизма на местах привело к резне и погромам. Повстанцы сожгли большую часть монастырских построек, в том числе и главный храм. 24 из 26 находившихся в то время в монастыре монахов приняли мученическую смерть, двоим удалось бежать. За 1916 годом последовал 1917&*8722;й, и монастырь и его обитателей предали забвению.
Памятник Ленину напоминает о советском прошлом
"Источник благоденствия" Из многочисленных построек Новотроицкой обители до наших дней выстояли только пять. Лучше всех сохранилась сложенная из вековых вымоченных еловых бревен трапезная. Она, а также бывшая часовня располагаются сегодня на территории частного семейного детского дома "Мээрим Булагы". Во главе семьи стоят Гульнара Дегенбаева и ее супруг Руслан Мукамбетов, или мама и папа, как их называют воспитанники – а их сегодня 68. 60 из них живут дружной семьей в просторных, отремонтированных кельях бывшей трапезной. 8 воспитанников уже покинули отчий кров и учатся в вузах. Одно крыло – для мальчиков, другое – для девочек. Уютные спальни, комнаты для игр, библиотека, ванные, большая светлая столовая. Как говорит Гульнара: "У нас живут дети из 8 республик бывшего Советского Союза. Все говорят на двух языках – русском и киргизском".
В детском доме 45 детей школьного возраста, все они ученики местной школы. Начали играть и первые свадьбы: в конце сентября отдавали замуж одну из старших воспитанниц.
В бывший монастырь детский дом перебрался в 1999&*8722;м. Здание, пустовавшее с начала 90&*8722;х, медленно ветшало. Воспитанники своими силами привели его в порядок и стали налаживать семейный быт. Сегодня, оглядываясь на 7&*8722;летнюю историю детского дома, нельзя не отдать должное "родителям", Гульнаре и Руслану. Несмотря на то, что киргизское правительство, по словам директора, не дает на содержание детей ни копейки и не предоставляет никаких налоговых льгот, все воспитанники одеты, обуты, сыты, обучены и счастливы. Выжить помогают зарубежные и местные благотворительные фонды, частные пожертвования и помощь Бишкекской и Среднеазиатской епархии.
С православной церковью у Гульнары Орозбаевны и ее детского дома складываются особые отношения. По словам мамы, в дом приезжал – инкогнито! – специальный посланник патриарха Алексия Второго. Он представился простым верующим, был приглашен остаться на ночь. Долго молился, а утром сказал – вы живете в святом месте. А через некоторое время Гульнару официально пригласили в Москву, в епархию, где поблагодарили за ее усилия по сохранению христианской святыни, которую, как говорит Гульнара, местные бизнесмены хотели разобрать по бревнышкам. Из столицы России Гульнара-эже вернулась с подаренной ей факсимильной копией Каталонской карты 1375 года. Да и как не поверить в святость этого места, когда вода в скважине, пробитой на заднем дворе за трапезной, оказалась обогащенной ионами серебра. Вот уж, воистину, "источник благоденствия" – именно так переводится с киргизского "мээрим булагы".
Но прежде всего семья надеется на собственные силы: вокруг здания разбит большой огород, на котором сразу бросается в глаза дружно зеленеющая ботва картофеля. Две теплицы снабжают столовую свежими овощами. Есть и собственные мастерские. За огородами крутой откос, поросший вековыми тополями, сбегает к тихим водам залива. Бухгалтер Айгуль с гордостью делится планами на будущее: "В этом году забор вокруг территории покрасили, бетонные ступеньки к заливу закончим. На следующий год думаем нашу сторону заливчика очистить от водорослей, тины и грязи, чтобы дети могли купаться".
Потенциальным источником доходов может стать и скважина с серебряной святой водой, если найдется порядочный бизнесмен, готовый вложить деньги. "Я сама – не предприниматель, я – воспитатель", – с улыбкой сетует Гульнара. Впрочем, "воспитателю" приходится демонстрировать и недюжинные бойцовские качества. Территория детдома, а также кое-что из переданной ему в дар собственности показались лакомым кусочком некоторым местным деловым людям и представителям власти. Судебные заседания давно уже стали привычным пунктом в ежедневнике Гульнары Орозбаевны.
Светлое будущее Светлого мыса Уходящая в далекое прошлое череда христианских монастырей… советский сельхозтехникум, детские дома в стенах бывшей православной обители… Все это – вехи в истории полуострова с чистым названием Светлый мыс. Место огромного потенциала – духовного и материального. Оно может стать "среднеазиатским Афоном" для христианского мира, в первую очередь православного. Даже если поиски саркофага с мощами святого Матфея не принесут однозначного результата, они и не опровергнут саму возможность его наличия в этих краях. А значит, при грамотно организованной информационной кампании на полуостров потянутся массы паломников. Относительная удаленность и труднодоступность места для этой категории туристов – скорее "плюс", чем "минус". Создание инфраструктуры, способной достойно их принять и удовлетворить их потребности – вполне реальный план экономического развития Ак-Булуна в будущем. Не следует забывать и о светских туристах: Восточное Прииссыккулье сегодня является одним из двух (наряду с Ошской областью) центров притяжения иностранных туристов в Киргизии. Уже сейчас на страницах всех ведущих западных путеводителей по Центральной азии, к примеру Lonely Planet, Светлый Мыс упоминается особо.
>А пока – ветшает и разрушается здание монастырской библиотеки, рассыпается в труху деревянная мельница, стала частным владением бывшая пекарня. В часовне Гульнара-эже хранит продуктовые запасы. И серебряный крест, когда-то пропавший из могилы, так и остается в чьей-то частной коллекции.
Виктор Глумсков №34(90) / 18 сентября 2006
|