КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 27.09.2006
23:07  Переформирован состав правления Госинвестфонда Казахстана. Его возглавил М.Кабашев
20:33  "Газпром" продолжает работу с Казахстаном по теме Карачаганакского НПЗ
19:29  В Ташкенте открылся медиа-форум "СМИ в процессе построения гражданского общества"
12:41  В.Руденко: Как стать вечным президентом. Современная практика использования "гласа божьего"
11:12  У.Чиналиев: "Кыргызстан и Узбекистан непременно найдут общий язык"
10:48  "DW" > СПИД в ЦентрАзии. Контроля за наркопотребителями не хватает
10:45  Газ в Душанбе будет подаваться по часам. Узбекистан прикрыл вентиль

10:39  Ноокен. Киргизские пограничники ранили узбекского пастуха
10:33  С.Кожемякин: Минобороны Киргизии вступило в войну с... родным Парламентом
10:25  2-й Международный фестиваль мусульманского кино в Казани. Победила иранская "Слеза холода" и фильмы Казахстана и Киргизии
10:16  Сергей Лукьяненко: "Я в то время жил и работал в Алма-Ате. Туда же из Пскова..." (как создавались "Дозоры")
09:50  Вкусный китайский атом. В решающую стадию вступила борьба за контракт ценой в $8 млрд
09:43  В Бишкекском аэропорту пассажирский Ту-154 (рейс Бишкек-Москва) столкнулся с самолетом-топливозаправщиком ВВС США
08:49  "Time Europe": Казахстан - обретение влияния
08:47  Власти Узбекистана запретили 80 оппозиционерам отправлять и получать денежные переводы
08:45  300 тонн в Южную Корею. Узбекистан расширяет экспорт урана
08:39  "Узбекская Мадонна" в Москве. Открылась выставка уникальных фото Макса Пенсона
08:37  Карзай и Мушарраф приехали к Бушу защищать "демократические ценности"
08:36  "ВН" > Ирану дали срок. Бушерская АЭС заработает через год
08:31  Л.Жолмухамедова: Киргизский тупик, или Чья матрешка?
08:10  "Лукойл" разбурит туркменский шельф... в обстановке повышенной секретности
08:06  Стивен Сигал представил правительству Казахстана сценарий к/фильма "Чингисхан"
07:59  5-й визит в Штаты. Нурсултан Назарбаев прибыл в США из Испании
07:42  "Къ" > Против российских миротворцев ГУАМ собирает "полицейские силы"
07:32  Вера с ножами. В Мангистау разгромлена ячейка суфийского ордена "Накшбандия"
07:01  "НГ" > Соперники Рахмонова сходят с дистанции. Ноябрьские выборы станут простой формальностью
06:10  Скончалась народная артистка СССР Амина Умурзакова - "история казахского театрального и киноискусства..."
04:26  Е.Каретников: Мир против Буша. США начинают и проигрывают
00:39  Умберто Эко: "Мы все еще расплачиваемся за крах советской империи"
00:37  Daily Telegraph: "Вас выбьют из Афганистана так же, как выбили нас"
00:22  Д.Озоди: Верно-продающиеся режимы. Центрная Азия - цена вопроса известна
00:17  А.Уразов: Политика Евросоюза в отношении Казахстана. Энергетические интересы прежде всего
00:09  Э.Гасанов: Бенедикт XVl или страсти по Мохаммеду….
Вторник, 26.09.2006
16:42  России угрожают мирным атомом. Иран требует от Москвы более активной защиты
16:03  С.Кордонский: От депрессий к репрессиям. Стабильность как фаза жизненного цикла ресурсного государства
15:24  Мулла-авантюрист. "Пастырем" Южной Киргизии стал экс-"челнок" Камалов-младший
15:09  О.Стеблова: Историческая роль СНГ и новые модели интеграции
14:40  В России вышла ученая монография А.Акаева "Оптические методы обработки информации"
14:34  Туркменбаши объяснил социальную неустроенность туркменистанцев "крохоборством" чиновников
14:28  А.Наумкин: Кампания по запрещению мин установила свою "мину" на Узбекистане
14:04  З.Осоров: Скандальный блеск и нищета Киргизской оппозиции
13:03  Ануше Ансари ведет космический блог с борта МКС
11:06  Шанхайская растрата. Снят член Политбюро-один из самых авторитетных лидеров КПК Чэнь Лянъюй
11:05  А.Дубнов: США недовольны правовыми процедурами Ашхабада
11:02  "НГ" > Схватка за СНБ. Киргизские депутаты против тандема Бакиев–Кулов
10:44  Арал наполнять не надо. $50 млн. потрачены впустую и давать больше - бессмысленно
10:40  Los Angeles Times: Безумие в мировом масштабе. Вот вам и бесконечно коварные цепные псы империализма!
10:38  Бушерский темп. Иран торопит Россию с достройкой АЭС
10:36  Пропрезидентские выборы. Эмомали Рахмонов обеспечил себе новый срок
10:03  Джошуа Кучера: Игроки, борющиеся за энергозапасы Каспия, впадают в "иррациональное преувеличение"
09:47  "Солнечный Узбекистан": Стагнация системы образования страны объясняется...
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
"Узбекская Мадонна" в Москве. Открылась выставка уникальных фото Макса Пенсона
08:39 27.09.2006

Проявление Востока
// Макс Пенсон в Галеев-галерее

Аксакалы советского классика Макса Пенсона до сих пор завораживают женщин

В московской Галеев-галерее открылась выставка фотографа Макса Пенсона. Он прославился в 1930-х и был забыт после смерти в 1959 году. Архив фотографа чуть не погиб во время ташкентского землетрясения в 1966-м. Его буквально откопали и отреставрировали дочь фотографа Дина и ее муж Файзулла Ходжаев. В конце 1990-х Московский дом фотографии устроил персоналки Пенсона в Париже и Риме. В Галеев-галерее представлены новые находки: авторские отпечатки, а также стеклянные негативы, с которых была выполнена современная печать. Рассказывает ЛИЗА Ъ-НОВИКОВА.

>Художник по образованию, Макс Пенсон увлекся фотографией и с конца 1920-х работал фотокорреспондентом узбекской газеты "Правда Востока". Каждый день "вездесущий Пенсон", как называл его Сергей Эйзенштейн, торопился "на этюды". Он выполнял редакционные поручения, но не переставал искать сюжеты "для себя". И тут все не всегда получалось предсказуемо. Конечно, особо приветствовались репортажи вроде "Приема в колхоз последнего единоличника", ведь нужно было задокументировать тот факт, что единоличников не осталось. А весь восточный колорит ценился в неизменном советском обрамлении. Чтобы, например, митинг и транспаранты со словом "balsvek", написанным по-узбекски. Однако по-настоящему прославил Макса Пенсона кадр, который по тем временам считался довольно рискованным: молодая улыбающаяся узбечка кормит грудью младенца. Эту фотографию из скромной "Матери" переименовали в символичную "Узбекскую мадонну" и в 1938 году премировали на Парижской всемирной выставке.

Он успевал повсюду, сначала с громоздким ящиком и хрупкими стеклянными пластинами, потом – с "Лейкой". Производственный процесс поэтизировал. Кажется, и организаторы выставки тоже увлеклись этой геометрией механизации. По соседству оказались бесконечные заводские шестеренки, затем – гусеницы тракторов и колеса деревянных телег. Замыкает "процессию" мальчик с трогательным учебным пособием: на железном круге кропотливо вырезаны слова "центр", "хорда", "касательная".
Здесь же представлены и другие традиционные темы фотоавангарда 1930-х годов. Например, много спортивных сюжетов. Военную мощь державы олицетворяют советские женщины бальзаковского возраста: не снимая своих элегантных шляпок, дамы азартно глядят в прицелы винтовок. А вот доблестным красноармейцам устроили походную библиотеку: не глядя на лозунг "Занимательная книга – лучший отдых на привале", бойцы все больше курят и почитывают газетки.

Восточные сюжеты Макса Пенсона, как и положено, "дышат негой". Уже из необычайного успеха местной "мадонны" следует, что самые выигрышные темы – "раскрепощенные", но все еще таинственные женщины Востока. Рядом – детишки с лукавыми улыбками и крупные планы умудренных аксакалов: фотохудожник не забывал никого. Живя в Узбекистане, он воспевал местную красоту и в то же время умел поиронизировать над штампами восприятия Востока Западом. Многие из его образов литературны: здесь можно найти ироничные картинки в духе Ильфа и Петрова ("Шайтан – черт, арба – телега, шайтан-арба – Средне-Азиатская железная дорога") и строгие портреты платоновских "одухотворенных людей". О том, что пенсоновский документальный репортаж "превращается в искусство", писали еще в журнале "Советское фото" образца 1930-х годов. Удивительно, но с тех пор эта истина не изменилась.

----------------------------------------
"Когда мы утром просыпались, вся квартира была в фотографиях"

ДИНА ХОДЖАЕВА, дочь фотографа Макса Пенсона, рассказала ЛИЗЕ Ъ-НОВИКОВОЙ, каким она помнит своего отца.
– Делился ли с вами отец секретами мастерства?
– Нас в семье было четверо детей. Два брата и я посвятили себя фотографии, но я должна сказать, что отец нас никогда не учил. У него не было времени, кроме того, он считал, что мы должны сами прийти к этому. У всех у нас были свои фотокамеры: он нам их подарил, чтобы не было раздора. Но нас окружала фотография. Ведь каков был его день? Он вставал в восемь-девять утра, занимался обработкой фотографий, которые он делал для ежедневного выпуска "Правды Востока". Затем уходил в редакцию за новыми заданиями. Если заданий не было, он выискивал их сам. Дальше – съемка, и только часов в восемь-девять вечера приходил домой. Не раздеваясь, проявлял пленку, ему был важен результат. Пока пленка сушилась, он ужинал и ложился отдыхать часов до 11. Потом он вставал и до пяти-шести утра печатал и сушил. И когда мы утром просыпались, вся квартира была в фотографиях.
С нами он никогда специально не занимался. Даже когда я его попросила просто показать, как зарядить пленку в кассету, он сказал: "Меня никто не учил, и я тебя учить не буду: доходи до этого сама". Тогда были сложные кассеты, я мучилась, но все же заряжала сама. Занимаясь всю жизнь фотографией, я все же пришла к выводу, что некоторым деталям совершенно невозможно обучить, точно так же как нельзя научить человека рисовать или писать.
– С какими фотоаппаратами работал ваш отец?
– Первоначально он работал на стекле, это был довольно тяжелый фотоаппарат. По нашим меркам это был смешной аппарат, надо было накрыться темным покрывалом, чтобы его перезарядить. Поэтому и фотографии этого периода наиболее статичные. А в 1926 году, когда появилась пленка, он начал работать с немецкой "Лейкой".
– Сейчас архив разбросан по всему миру, на нынешней выставке представлена хоть и важная, но только часть общего наследия. А каков, по-вашему, цельный образ фотографа Макса Пенсона?
– Отцу как художнику всегда хотелось особо отмечать наиболее понравившиеся сюжеты из каждодневной хроники. В свободное время он печатал именно эти кадры в довольно большом по тем временам размере 50 на 60. Их он окрашивал в коричневый цвет, чтобы добиться наибольшей художественности, это называлось вирирование. Он показывал эти фотографии нам, так что мы были первыми его критиками. И на этой выставке есть несколько таких фотографий. Именно это его кредо. То, что ему по-настоящему нравилось, он делал уже для себя, ради своего удовольствия.

27.09.2006

Источник - Коммерсант
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1159331940


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх