2-й Международный фестиваль мусульманского кино в Казани. Победила иранская "Слеза холода" и фильмы Казахстана и Киргизии 10:25 27.09.2006
"Золотой минбар": скрытая камера Завершившийся на днях Второй Международный фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар" на этот раз превзошел самого себя. Чего стоят хотя бы фильмы, показанные на нем, начиная от номинировавшегося на Оскара (!!!) "Рая сейчас" до получившей Серебряного медведя на Берлинском фестивале "Дороги в Гуантанамо". А ведь была еще картина "Ирак – долина волков", которая стала самой дорогой за всю историю турецкого кино и вызвала колоссальный интерес не только в самой Турции, но и в Европе.
Другие фильмы также были отнюдь не среднего уровня, например, "Наилучшие времена" (Египет), "Новый день в старой Сане" (Йемен) – победители и участники нескольких кинофестивалей. Индийская картина "Сайра" вообще показывалась впервые, оказавшись мировой премьерой.
Да, фестиваль превзошел все ожидания… только вот татарстанские устроители так и не смогли превзойти самих себя. Это стало заметно уже на первом просмотре, когда была показана "Сага о волжских булгарах".
Лучше бы ее не показывали – люди сидели в зале и негодовали от возмущения и стыда. Мало того, что этот фильм - крайне низкого качества, так в нем еще и демонстрируются сцены, весьма далекие от Ислама.
Естественно, что у многих сразу закрались нехорошие мысли о московских организаторах, но в дальнейшем ситуация стала проясняться, в частности, в этот же день вечером – на просмотре оскаровского номинанта "Рай сейчас". Скажу честно, такого ужасного перевода не приходилось слышать уже давно. Возмущению участников фестиваля – режиссеров и продюсеров - не было предела.
Не долго думая, мы решили выяснить причину подобного скандала, обратившись за разъяснениями к переводчикам, которые шокировали нас тем, что, оказывается, они сами впервые смотрят этот фильм и переводят его сразу, синхронно с английского. "Бедные ребята", – подумали мы, ведь теперь все шишки будут сыпаться на них.
После этого все опять дружно начали ругать московских организаторов, однако у нас уже стала проявляться некоторая настороженность. Допустим, думали мы, москвичи действительно поздно передали оригиналы фильмов, но неужели они не предоставляли копии? И почему местные организаторы не решали эти вопросы?
Следующие просмотры подтвердили эти предположения. Подумайте сами: если во время просмотра вдруг включается в зале свет, а после окончания – наоборот, света нет, кто в этом виноват – Москва?
Дальше – больше. Мы наконец-то увидели московских организаторов, которые… выясняли у местных коллег, по каким-таким причинам у переводчиков нет ни копий фильмов, ни их переводов на русский язык, которые уже были отправлены в Казань.
Подобные сцены мы наблюдали потом еще не раз, но особенно нам запомнилась одна, когда иностранный журналист пытался найти пресс-центр, чтобы отправить, как это везде принято, свои впечатления от фестиваля. Вместе со своими московскими друзьями (которые и были теми самыми организаторами) он хотел пробить стены нашего еще совкового менталитета, не понимая, что это также бесполезно, как биться головой о стенку.
Оказалось, что местные организаторы (а вернее организаторши) очень хорошо умеют играть в футбол, переводя мяч от одной к другой. "Вот же телефон пресс-центра, – сказала, наконец, одна из них. - Почему вы туда не звоните?". На что в ответ раздался лишь смех, поскольку все эмоции журналиста и москвичей уже были выплеснуты.
Почему же они действительно не хотят позвонить по указанным телефонам, поинтересовался я. В ответ услышал как раз то, о чем, в принципе, и подумал.
Оказалось, из трех телефонов один не отвечал, по-другому номеру сказали, что пресс-центр находится в министерстве культуры, а по поводу машины, чтобы добраться туда, они ничего не знают, но попытаются выяснить.
В итоге одна из тех, кто должна была отвечать по указанным номерам, все-таки появилась перед измученным журналистом, однако к тому времени охота куда-либо ехать у него, естественно, уже пропала. Но самое интересное, что местные организаторы были в крайнем изумлении: а что собственно такого, подумаешь, надо кого-то искать или ждать, ничего страшного с ними не случится!!!
Эпизодов, похожих на этот, мы увидели немало, а сколько еще осталось за кадром? Однако все они меркнут перед тем междусобойчиком, что был устроен при награждении.
Вдумайтесь только - >"Дорога в Гуантанамо" - призер Берлинского кинофестиваля не выиграл ни в одной из номинаций, получив лишь смешной специальный приз "За поиск новых форм в киноискусстве". Фильм "Ирак - долина волков" не удостоился даже этого, оставшись вообще без какой-либо награды. Вышеуказанные же египетская и йеменская картины, выигравшие призы на фестивале в Роттердаме, не получили даже капельки от розданных призов.
Зато, как говорили татарстанцы, своих не обидели. По два приза получили представители Казахстана и Киргизии. Единственное, чего постеснялись, – это наградить вышеупомянутую "Сагу".
Ну, а главный приз решили отдать иранской "Слезе холода". Не будем спорить о достоинствах этого фильма. Здесь мнения зрителей, с которыми я беседовал, разошлись. Лично мне, например, данная картина кажется очень удачной. Но отдать ей три приза?! Это всем показалось слишком.
Получается, что этот фильм просто на голову выше всех остальных. Но те, кто смотрел другие картины, никак не могут с этим согласиться.
Все произошедшее лишний раз подчеркивает наш уже ставший притчей во языцах подход: если рядом мой близкий или даже просто знакомый, то его "по-любому" чем-нибудь награжу. Причем этого даже не стесняются. Так, на церемонии закрытия член жюри Миркасым Октай из Азербайджана при вручении приза одному из операторов казахского фильма в открытую заявил о том, что на следующем фестивале "награждать меня будешь ты" (!!!).
Напоследок же министр культуры Татарстана Зия Валеева передала поручение, исходящее от президента республики М. Шаймиева: "Сделать этот фестиваль восточными Каннами". Учитывая нынешнюю ситуацию, осуществить данную идею будет крайне непросто, хотя, конечно, всем бы очень того хотелось. И чтобы хоть как-то приблизить реализацию подобного амбициозного проекта, для начала не мешало бы исправить просчеты уже прошедшего фестиваля.
P.S. Надеюсь, что те, кто должен был обеспечивать нормальную организацию фестиваля, не обидятся на меня и на всех тех участников и зрителей, которые испытывают схожие чувства, поскольку обижаться нужно лишь на самих себя. А еще огромное спасибо тем, благодаря кому данное мероприятие собрало великолепные картины и имело по-настоящему звездный состав участников, от всех казанцев, татарстанцев да и огромного числа российских мусульман.
Рустам Ахметжанов (Казань)
|