А.Саидов: Держать уразу мусульманам Узбекистана помогают... власти, ученые и милиция 10:26 30.09.2006
Рамадан в условиях просвещенного авторитаризма
Держать уразу мусульманам Узбекистана помогают власти, ученые и милиция
24 сентября мусульмане Узбекистана начали тридцатидневный пост ураза с наступлением священного месяца Рамадан. Как с гордостью сообщил в минувший вторник муфтий Усманхан Алемов, дата начала Рамадана, устанавливаемая по положению Луны, была определена Духовным управлением совместно с Институтом астрономии Академии наук.
Милиция, охраняющая мечети в Узбекистане во время Рамадана, следит, чтобы верующие сосредоточились на религии и не занимались политикой
"Мы будем молиться за мир и процветание, благополучие и радость в каждом доме и в целом по стране", - сказал муфтий Алемов на пресс-конференции, сообщив так же, что во всех 2008 действующих мечетях страны проведена подготовительная работа, поскольку в священном месяце предстоят вечерние и ночные молитвы.
Рассуждая о том, как светская государственная власть в Узбекистане неустанно заботится о нуждах мусульман, другой священнослужитель, имам ташкентской мечети Сабитхон-ходжа Эргашали Рустамов, рассказал, что во время богослужений месяца Рамадан во всех мечетях Чиланзарского района столицы будут обязательно присутствовать участковые милиционеры или усиленные наряды милиции. "Ничто не должно отвлекать прихожан от мыслей о вечном", - пояснил имам эту меру предосторожности в интервью правительственной газете "Правда Востока". Разумеется, речь в данном случае идет не об обеспечении безопасности мусульман от преступников в ночное время. Авторитарная власть с помощью самых жестких мер сумела практически искоренить в городах обычную уличную преступность. Но вот с исламским радикализмом ваххабитского толка, выступающим в качестве основного оппонента светскому режиму Ислама Каримова, до конца справиться не удалось. Еще пять лет назад мечети, многие из которых были построены в середине 90-х годов на деньги спонсоров из Пакистана или арабских стран, рассматривались в качестве рассадников антиправительственных настроений, многие священнослужители подверглись репрессиям, а активные прихожане брались на заметку спецслужбами как явно неблагонадежные граждане. Было время, когда мечетям, особенно расположенным внутри жилых массивов, категорически запрещалось использовать усиливающую аппаратуру для призывов на молитву или проповедей. А любое собрание мусульман за воротами мечети могло послужить поводом для ареста, суда и тюрьмы по обвинению в религиозном экстремизме и заговоре. В результате исламский экстремизм ушел в глубокое подполье, а имамы и муфтии, из тех, кто остался, тысячу раз проверенные и доказавшие верность режиму, сделались фактически государственными чиновниками, действующими в единой связке со светскими идеологами, муниципальными органами и силовыми структурами.
После инспирированных радикалами кровавых столкновений конца 90-х и трагедии 2005 года в Андижане светская власть в Узбекистане старательно демонстрирует свою приверженность традиционным исламским ценностям, а официальное духовенство неумолчно славословит власти. И, разумеется, сегодня, во время священного Рамадана, никто не запретит мусульманам молиться, но... только под присмотром участкового или целого милицейского наряда.
"Безопасность мусульман во время праздников - наше общее дело. Для этого мы собираемся накануне с главами всех районных ветвей власти", - сказал в интервью "Правде Востока" имам Рустамов. Смысл общей бдительности в том, чтобы не дать радикалам и фундаменталистам шансов использовать уразу для своих публичных выступлений с критикой власти и пропагандой своих идей.
В хадж идут одни старики?
На пресс-конференции в связи с началом Рамадана также выступил заместитель председателя Комитета по делам религий при Кабинете министров Узбекистана Артыкбек Юсупов. Он сообщил журналистам, что 14 декабря начнется хадж в Мекку, который в этом году совершат 5000 паломников из Узбекистана. Юсупов также подчеркнул, что руководство страны уделяет особое внимание оптимальной организации паломничества, свидетельством чему является указ президента Ислама Каримова о создании Общественного совета по вопросам организации и проведения ежегодных мероприятий хадж и умра. Совет будет включать представителей органов самоуправления и общественных организаций. Паломников из Узбекистана будут сопровождать опытные врачи, а также группа обслуживания, включая поваров национальных блюд.
По словам Юсупова, составление списков паломников было завершено еще в мае, а в первой половине июня делегация Узбекистана провела встречу с властями Саудовской Аравии и подписала протокол, исходя из количества поданных заявлений. "Никаких возрастных ограничений не было. Учитывалось только физическое состояние, ибо обряды хаджа требуют больших физических усилий", - подчеркнул заместитель председателя Комитета по делам религий. Таким образом, он официально опроверг сообщения независимых СМИ, что мусульмане Узбекистана сталкиваются с административными ограничениями для совершения хаджа.
Ранее российское информационное агентство "Фергана.Ру" сообщало, что Комитет по делам религий направил в Наманганскую областную коллегию по организации хаджа и умры письмо с рекомендацией установить возраст граждан, желающих совершить хадж, - не моложе сорока лет и не старше 65 лет. На основании этого письма были пересмотрены списки паломников, в результате чего молодых людей, сопровождающих в хадж родителей, было предложено заменить другими родственниками. Юристы оценили это как нарушение Конституции Узбекистана, гарантирующей гражданам право свободного передвижения внутри страны и право свободно выезжать за ее пределы. Богословы в свою очередь пояснили, что хадж, как один из столпов ислама, является обязанностью каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия и имеющего достаточные средства. Но материальное положение человека может измениться в любое время, поэтому имеющий возможность совершить хадж сегодня должен сделать это, ведь никто не знает своего будущего.
В 1989 году Исламская конференция приняла квоты на число паломников из каждой мусульманской страны, согласно которой в хадж может отправиться один из тысячи. Стало быть, для 26-миллионного Узбекистана квота составляет не меньше 25 тысяч человек. Между тем в 2006 году из Узбекистана в Мекку отправятся 5000 паломников, почти такое же число, как из соседнего Кыргызстана, население которого приблизительно в пять раз меньше.
В своем выступлении перед прессой заместитель председателя Комитета по делам религий опроверг существование в Узбекистане административных ограничений на хадж по возрасту. Хотя оговорился заботой государства о состоянии здоровья потенциальных паломников. По мнению экспертов, старания светских властей ограничить паломничество молодежи, особенно из Ферганской долины, также преследует цель удержать молодежь от излишнего религиозного рвения, чреватого радикализмом и фанатизмом.
Ураза на хлопковых полях
Священный Рамадан в Узбекистане в этом году совпал с хлопкоуборочной кампанией, вновь, как многие годы назад, получившей характер тотального мероприятия. После того, как в 2005 году, впервые за десятилетия, благодаря исключительным погодным условиям в рекордно короткие сроки был собран рекордно высокий урожай хлопка, президент Каримов в своем обращении к нации публично возблагодарил Всевышнего. В нынешнем маловодном году, он, по-видимому, не рискнул полагаться на милость небес и, установив государственный план сбора хлопка выше прошлогоднего, объявил всенародную "битву за урожай". Со второй декады сентября начался массовый вывоз горожан - служащих, студентов и даже школьников, на уборку хлопчатника, как это говорится с советских времен, на помощь дехканам. Причем впервые за многие годы трудовая повинность коснулась не только населения районных и областных центров, но и столицы Узбекистана.
>Можно ли устанавливать трудовые рекорды во время уразы? Сборщики хлопка утверждают, что сложно, хотя возможно для истинно верующих. Впрочем, среди городских служащих, принудительно рекрутированных к полевым работам, таковых, вероятно, не очень много. И многие при желании могут утешиться тем, что по канонам ислама от поста в Рамадан освобождаются не только больные или беременные женщины, но и находящиеся в пути. А как иначе рассматривать людей, на несколько недель или месяцев вынужденно оторванных от своих домов и живущих в походных условиях на полевых станах? Что же касается сельских жителей, то к совпадению уразы с хлопкоуборочной страдой они, в общем-то, привыкли. Сам повседневный быт узбекских дехкан, которые встают до зари, наспех завтракают тем, что осталось от вчерашнего ужина, потом трудятся в поле не разгибая спины, до зари, и лишь после этого дают себе отдых и пищу телу, напоминает бесконечный пост и подвижничество. Так что дехкане не ропщут. Совпадение начала поста и разгара уборочных работ они заблаговременно предусмотрели, справив до сентября свадьбы. В Ташкенте в дни поста царит видимое спокойствие, несколько отличающееся от обычной суеты столицы. Множество мусульманских кафе и ресторанов, появившихся за последние годы, причем не только турецких, но и отечественных, днем не принимают посетителей, а вечерами полны, как всегда, с той разницей, что клиентам, даже из числа иностранцев, не подают спиртные напитки, вежливо объясняясь с каждым и предлагая чай. А фешенебельные ночные клубы из числа принадлежащих, по слухам, дочерям президента, не жалеют денег на рекламу, зазывая самых состоятельных правоверных вкусить ифтор - разрешенный ужин после вечерней молитвы с лучшим европейским сервисом и в непринужденной обстановке.
Андрей САИДОВ, Ташкент №37 за 29.09.2006
|