КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 05.10.2006
23:59  Скоропостижно скончался выдающийся казахстанский историк и политолог Нурболат Масанов
23:51  Нераскрывшийся Цветок. 15 лет назад погибла звезда таджикской эстрады Наргис Бандишоева
23:20  В Казахстане новые: аким Атырауской области (Б.Рыскалиев) и министр экономики (А.Мусин)
23:01  Новый инцидент на узбекско-казахской границе. Автоматчики не давали похоронить усопшую...
22:54  "ВН" >Туристов зазывают на уран. Тегеран признателен Москве, но протягивает руку Парижу
22:42  Э.Гасанов: Российская политика без евреев..., или Нужда в чуде
21:01  Монголия отправляет в Афганистан уже 6-ую команду миротворцев

19:40  В Израиле таки нашли нефть
16:29  В родословную книгу Конфуция войдут 1,5 млн его потомков
14:00  Александр Кабаков: Не сошлись характерами, или Прощание с либерализмом
13:10  США требуют от России закрыть сайт mp3 для вступления в ВТО
08:22  В Москве началась массовая зачистка заведений, принадлежащих выходцам из Грузии
02:56  П.Топычканов: Либо свой, либо чужой. Индусов пытаются оградить от обращения в другую религию
02:44  Тайм-аут для модернизации. Пакистан заморозил реформу шариатского законодательства
02:39  Клин клином. В Казахстанском Петропавловске собрали принципиально иной двигатель
02:00  Л.Фокс: Запад финансирует тех, кто ему... угрожает - Иран и Россию
01:44  Российское нашествие. На казахстанском рынке сотового ритейла
01:36  Губернаторы Астрахани и Атырау (Казахстан) хотят на себе "апробировать модель евроазиатского региона"
01:00  Б.Исхоки: Председатель Касымов. Следующая жертва или новый президент Таджикистана?
00:46  Почему Узбекистану хронически не хватает воды?
00:37  Дж.Лиллис: Казахстанские СМИ "триумфально" осветили визит Назарбаева в США
00:35  Казахстанские металлурги выдавили из "Миттал Стил" повышение зарплаты
Среда, 04.10.2006
12:58  ТИПЧ > Политический беспризорник. Кто "усыновит" Туркменбаши?
12:56  Друг 2-й степени. Глава российского "Газпрома" Миллер награжден казахстанским орденом "Достык"
12:54  Казахстан собрал рекордные за годы независимости "почти 18 млн тонн зерна"
12:21  Американское НПО "CHF International" выиграло судебный процесс в Узбекистане!
12:02  "ЕЭС России" выходит из Содружества. Активы компании в странах СНГ перейдут к новому владельцу
11:58  "Къ" > Президенты скрыли себе цену. Путин и Назарбаев почти договорились по газу и не договорились по ПВО
11:53  А.Абдуллаев: "Компартия Таджикистана не будет подыгрывать Рахмонову"
11:42  У самой патриотической партии Киргизии "Кыргызстандын патриоту" стащили партийную печать
11:25  В Казахстане погибла в автокатастрофе сотрудница посольства США в Киргизии Рейчел Динн
11:22  Арестован за коррупцию аким Турксибского района Алматы Васильев
10:36  "Газета" > Отец всех туркмен не вечен. У Туркменбаши "пошаливает" сердце
10:35  "Комсомолка" > Зачем Путин летал в Казахстан?
10:32  "Деньги появились. Лишние. Которые, например..." Совместная пресс-конференция Н.Назарбаева и В.Путина в Уральске
10:09  Жизнь и... смерть. Письмо из Бекободской "ментовской" колонии КИН-64/21 в Узбекистане
10:05  М.Калантаров: Как откаты изымать... Чему учат в таджикской школе
10:00  Муфтий Казахстана А.Дербисали: "Понятие "джихад" вовсе не означает священную войну против неверных" (интервью)
09:56  "ВН" > "Как бы помолвка". Российско-казахстанское газовое соглашение нуждается в доработке
09:37  "РВ" > Кабири выходит из борьбы. В Таджикистане разгорается предвыборная борьба
08:52  "НГ" > Ядерная ловушка. Иран и Северная Корея игнорируют интересы России
03:24  А.Подрабинек: Туркменский газ для Европарламента оказался важнее политзаключенных
02:13  А.Князев: Конкурс молодых историков СНГ это не просто "Общая история", а...
02:00  Казахстанский банк "Тураналем" будет выдавать "мусульманские" кредиты в России
01:24  "Надеюсь, Ниязов за это время убьет не очень много людей", - выступление Б.Шихмурадова в ОБСЕ
01:00  Благородный шаг. Президент Э.Рахмонов из своей зарплаты закупил мясо, масло, рис, муку многодетной семье Исматовых
00:40  "КЗ" > "Второе пришествие" Узбекистана. К итогам совместных с Россией "кубанских" учений
00:38  C.Иcкандаров: Братья. Бакиев прилетел в Ташкент с... улыбкой предшественника
00:37  Итоги 4-го тура. Новым Генсеком ООН на 99,9% станет южнокореец Пан Ги Мун
00:35  А.Матвеев: ГУАМ поднялся в атаку. Приднестровский референдум объединил противников России
00:27  А.Цыганок: Ситуация в Афгане выходит из-под контроля коалиционных сил
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
П.Топычканов: Либо свой, либо чужой. Индусов пытаются оградить от обращения в другую религиюП.Топычканов: Либо свой, либо чужой. Индусов пытаются оградить от обращения в другую религию
02:56 05.10.2006

Индусов пытаются максимально оградить от обращения в другую религию

Поправка к закону о свободе вероисповедания в индийском штате Гуджарат фактически разделяет религиозные общины на "свои" и "чужие".

Законодательное собрание западноиндийского штата Гуджарат 19 сентября текущего года приняло поправку к закону о свободе вероисповедания, регулирующего порядок перехода из одной религии в другую. Новая редакция закона, в частности, разъясняет, кто с юридической точки зрения считается в штате "индусом". В частности, к индусам, помимо собственно последователей индуизма, оказались отнесены буддисты и джайны. Поправка подлила масла в огонь неутихающих споров о праве государства вторгаться в такую деликатную сферу, как религия, о проблеме миссионерства и смены вероисповедания.

Обращение к современной индийской истории помогает лучше понять как смысл "гуджаратской поправки", так и суть дискуссии, вспыхнувшей после ее одобрения. Еще в преддверии обретения Индией независимости в 1947 г. национальные лидеры поняли, что религия не может быть сугубо личным делом человека. Глава "Индийского национального конгресса" Джавахарлал Неру утверждал, что из-за предоставления религиозным общинам квот при выборах в органы власти переход индусов в ислам или христианство приобретает политическое значение и "вызывает возмущение".

Упомянутая Неру куриальная система выборов поэтапно вводилась британскими колониальными властями с конца XIX века. Обретение Индией независимости привело к демонтированию этой системы как "недемократической" и "несветской", однако демонтаж был неполным.

До 1947 г. места в парламентах штатов закреплялись за всеми религиозными общинами с таким расчетом, чтобы обеспечить стабильное присутствие во власти представителей мусульманского, христианского и других религиозных меньшинств. В независимой Индии такого рода квоты на общегосударственном уровне были отменены. Но при этом старые "правила" по-прежнему действовали в некоторых штатах, а на общенациональном уровне были сохранены квоты для каст и племен, занесенных в специальные списки.

Эти категории граждан в действительности определялись все по тому же религиозному принципу. Например, англо-индийцы, происходившие от смешанных браков между европейцами и индийцами, были, как правило, христианами (протестантами или католиками). Что касается так называемых "списочных каст", то, согласно Уложению 1950 года, к ним были отнесены индусы, сикхи и буддисты.

Почему к "представителям каст" отнесены буддисты и сикхи, но не отнесены мусульмане и христиане? Причина такой "несправедливости" кроется в том, что религиозные общины в Индии делятся по своему происхождению на "свадеши", то есть "свои", индийские, и "видеши", "чужие", иностранные. Оппозиция "свадеши – видеши", востребованная и в современной индийской политике, во многом объясняет как узкую трактовку термина "каста" в Уложении 1950 г., так и широкую трактовку термина "индус" в новой поправке к гуджаратскому закону о свободе вероисповедания.

Зачем же понадобилось гуджаратским законодателям принимать поправку? 25-я статья Конституции Индии закрепляет за гражданами право свободно исповедовать любую религию, отправлять религиозные обряды и вести религиозную пропаганду при условии, если реализация этого права не нарушит общественный порядок и мораль. Эта формулировка подверглась критике еще при обсуждении проекта Конституции, а ряд законодателей требовал уточнить содержание терминов и методы реализации этого права. Эти замечания не были учтены, что дало властям возможность широко трактовать данную статью Основного закона страны.

Уже в начале 1960-х гг. в Министерстве внутренних дел Индии иностранных миссионеров рассматривали как "угрозу общественному порядку в Индии". Основываясь на том, что миссионеры якобы обращают в свою веру "путем подкупа и обмана", исполнительная власть сначала ужесточила для них визовый режим, а затем вообще отказала в виде на жительство. В это же время в парламенте рассматривались законопроекты, направленные на предотвращение перехода представителей низших каст или этнических меньшинств в "чужие", неиндийские религии по нерелигиозным причинам (улучшение экономического положения и т.п.). Примечательно, что автором первого такого законопроекта выступил представитель светской политической партии "Индийский национальный конгресс".

В парламенте этим законопроектам не удалось набрать достаточного числа голосов, но такого рода инициативы имели успех в пяти штатах. Речь идет о законах о свободе вероисповедания, принятых в Ориссе (1967 г.), Мадхья-Прадеше (1968 г., поправка к закону принята 25 июля 2006 г.), Аруначал-Прадеше (1978 г.) и Гуджарате (2003 г.), а также о законе о запрете принудительного обращения в Тамилнаде (2002 г.). Для всех этих законов общими являются следующие моменты.

Во-первых, все лица, собирающиеся принять другую религию, должны сообщить об этом местным властям, в противном случае им грозит штраф. Во-вторых, все лица, пытающиеся обратить в свою религию других "посредством обмана, мошенничества и обольщения", наказываются тюремным заключением или штрафом.

В-третьих, наказание для обратившего возрастает, если обращенный принадлежит к низшей касте, является женщиной или несовершеннолетним. Совершенно понятно, что принятые в пяти штатах законы направлены на разрыв связей между индийскими религиозными организациями и зарубежными центрами, на установление контроля над миссионерами и усложнение процедуры перехода из одной религии в другую.

Такие законы "о свободе религии" полностью укладываются в систему "свадеши – видеши". По логике сторонников этой системы, факты обращения в "чужую" религию разрушительно влияют на традиционные структуры (например, семью, касту), имеют политический подтекст и проводятся спорными методами.

Подобный подход совмещает в себе и современные, и традиционные представления. С одной стороны, он подчеркивает культурное единство индийской нации, с другой – вероятность "тотальности" смены религиозных убеждений, ведущей к полной смене идентичности обращенного, в том числе национальной и политической. В такой трактовке свобода вероисповедания становится безальтернативной: либо "свадеши", либо "видеши". Либо "свой", либо "чужой".

Петр Владимирович Топычканов - историк.

Источник - НГ Религии
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1160002560


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх