Т.Рахматуллаев: Кто и каким образом определил возраст Самарканда? 08:23 07.10.2006
Сразу же после того, как было обнародовано Постановление Президента Республики Узбекистан "О подготовке и проведении празднования 2750-летия города Самарканда" , начали появляться разные мнения относительно возраста города. Мое внимание привлекла небольшая заметка в Uzmetronom.com под заголовком "Сколько же лет Самарканду на самом деле?".
Заметка состоит из трех тезисов: Первый - в соответствии с решением ЮНЕСКО решили отметить 2750-летие Самарканда.
Второй - тридцать шесть лет назад этот город отмечал … 2500-летие. Тогда советские ученые узбекского происхождения доказали именно этот почтенный возраст древнего города.
Третий - Не исключено, что лет через десять, другое поколение патриотично настроенных историков положит на стол ЮНЕСКО и президента Узбекистана свои новейшие изыскания, согласно которым Самарканду будет уже 3000 лет. Эту знаменательную дату, конечно же, отметят и, конечно же, тоже при поддержке ЮНЕСКО...
Первый тезис констатирует факт, да, отметим 2750-летие города. Со вторым тезисом можно поспорить, в нем допущена неточность. А третий тезис верный, даже очень: не лет через десять, а при наличии надлежащих условий ученые могут докопаться, в буквальном смысле этого слова, до истоков города Самарканда. Давайте, обо всем по порядку. По хронологии. 2500-летие - не происки советских ученых узбекского происхождения Кто и как впервые высказал мысль о двадцатипятивековой истории города? И, самое главное, кто это доказал? Остановлюсь на самых главных моментах. К тому же, эта тема мне близка и понятна. В 1970 г., при поступлении в аспирантуру по специальности "Археология", писал реферат на тему "История археологического изучения Самарканда". Археологическое исследование древнего Самарканда - городища Афрасиаб начинается при царской России. В первые десятилетия ХХ века здесь работали академик В. Бартольд, В. Вяткин, Е. Массон, В. Шишкин и другие археологи. Но только Александр Тереножкин, который вел раскопки на Афрасиабе в 1945-1948 гг., заложил основу научного исследования городища. Именно он, украинец по происхождению, на основе полученного материала пришел к выводу, что нижние слои Афрасиаба датируются периодом Ахеменидов- VI - IV веками до нашей эры. Археолог обнаружил остатки жилых построек, обломки глиняной посуды и др. Особую ценность представляла найденная печать с изображением ахеменидского царя. Результаты своих исследований А. Тереножкин опубликовал в 1950 г. Данное открытие не было принято на "ура" "советскими учеными узбекского происхождения". Только через двадцать лет отметили 2500-летие города. В течение всего этого времени ученые всесторонне обсуждали результаты археологических исследований, сопоставляя их с письменными источниками. Тогда, даже при большом желании, узбекские ученые не могли бы сами принять окончательное решение относительно возраста Самарканда, не говоря уже о предоставлении каких-либо материалов в международные организации. Так как все шло через Москву, с участием видных ученых Академии Наук СССР.
В ходе дискуссии высказывались разные мнения и, возраст Самарканда варьировался от 2300 до 4000, даже 5000 лет. Ученые, назвавшие первую цифру, говорили, что Самарканд впервые в письменных источниках упоминается историками Александра Македонского, завоевавшим город в 329 году до н. э. Исходя из этого, они предлагали отметить в 1971 году его 2300-летие. А те, кто называл более солидную дату, в качестве доказательства приводил мнения средневековых авторов. Например, по данным крупного ученого Беруни, Самарканду 3000 лет, а историк ан-Насафи писал, что во время завоевания Самарканда арабами в 712 году, городу было 2500 лет.
Никто не мог отрицать того факта, что греко-македонские завоеватели застали здесь большой, хорошо укрепленный город. Это зафиксировано в письменных источниках. Один из древних авторов писал, что Самарканд окружен стеной, длина которого 10 км. Естественно, такой город не мог возникнуть за 10 или 20 лет.
В середине 60-х гг. ХХ века были опубликованы научные статьи Г. Шишкиной, академика Я. Гулямова и других археологов и историков, которые, основываясь, в первую очередь, на открытия А. Тереножкина, доказали, что город существовал еще в эпоху Ахеменидов. После того, как все эти данные были одобрены учеными во всесоюзном масштабе, необходимые документы были представлены в ЮНЕСКО. Если сегодня эта международная организация, как некоторые думают, идет на поводу узбекских властей, то в те времена ЮНЕСКО никак не могла симпатизировать советской системе. Это означает, что были представлены неоспоримые документальные материалы, на основе которых и было принято решение о праздновании 2500-летия Самарканда. Откуда появилась новая дата - 2750?
Двадцатипятивековой возраст Самарканда был показателем уровня науки 50-60-х гг. прошлого века. Как известно, наука, техника и технология не стоят на одном месте. Идет постоянный процесс развития. Дальнейшие исследования показали, что на Афрасиабе существует более древний культурный слой, который в прежние годы не был доступен археологам. В 70-е гг. с открытием в Самарканде Института археологии АН Узбекистана, была составлена специальная программа, предусматривающая изучение древней истории города. По словам доктора исторических наук А. Анарбаева, в 1975-1977 гг. во время раскопок в цитадели и юго-западной части Афрасиаба археологи дошли до нижних слоев городища. Выявленную тогда материальную культуру ученые отнесли к X - IX вв. до н.э. Как считает А. Анарбаев, находки с нижних слоев Афрасиаба характерны для Чустской культуры, которую ученые относят к XV - IX вв. до н.э.
В 1988 г. была создана совместная Узбекско-французская археологическая экспедиция, исследования которой внесли большой вклад в изучение древней и раннесредневековой истории и культуры города. По словам руководителя экспедиции с узбекской стороны, доктора исторических наук М. Исамиддинова, одним из крупных достижений деятельности совместной экспедиции стало то, что были выявлены ранние стадии становления Самарканда, как города. Были получены материалы, вещественные документы, доказывающие, что город возник не позднее VIII в. до н.э. "Что это за материалы", - интересуюсь у ученого, который детально и подробно рассказал о вещественных доказательствах, относящихся к X - VIII векам до н.э.
>Важным источником исследований для археологов является оборонительная стена Афрасиаба. "Если в эпоху Ахеменидов стена воздвигалась коридорно-галерейной системой, - как говорит М. Исамиддинов, - и их толщина достигала 2-2,5 метра, то до этого воздвигалась монолитная стена толщиной 7-8 метров. В VI - IV вв. до н.э. при возведении стен использовали кирпичи длиной 50-55, шириной 28-32 и толщиной 8-10 см., то в X - VIII вв. до н.э. - плоско-выпуклые кирпичи". Под монолитной стеной ученые обнаружили черепки глиняной посуды. Из десяти черепков пять - характерны культуре, которая датируется XII - VIII вв. до н.э. Остальные пять - относятся к культуре Сапалли, которая была распространена на юге Узбекистана в XV - XII вв. до н.э.
"Мы выявили, - говорит М Исамиддинов, - что при Ахеменидах оборонительная стена была воздвигнута над фундаментом существовавшей до того времени стены. А прямо за стеной лежала большая мусорная свалка толщиной в 2 м. Это тоже свидетельствует о чем-то". Для точной датировки оборонительной стены Афрасиаба и кирпичей и, вообще, для определения возраста Самарканда важное место занимают результаты исследований в поселении Куктепа. Этот памятник, расположенный в 30 км от областного центра, с точки зрения археологов, сохранился в хорошем состоянии. Говорит руководитель узбекско-французской совместной археологической экспедиции, член-корреспондент Академии искусств и изящной словесности Франции Франц Грене: "На Афрасиабе население проживало в течение очень долгого времени. Поэтому здесь образовался огромный культурный слой, толщина которого достигает до 20 м. Непросто добраться до ранних слоев. А в Куктепе жизнь продолжалась относительно недолго. Там есть хорошая возможность изучить ранние слои и выявить истоки возникновения городской культуры". Именно сопоставляя материалы Афрасиаба с находками Куктепа и других памятников, которые точно датированы, ученые определили возраст Самарканда. А те, кто все еще сомневается, пусть прочтет монографию М. Исамиддинова "Истоки городской культуры Самаркандского Согда". На самом деле, сколько лет Самарканду - 3000 или?..
Есть "другое поколение патриотично настроенных историков", имеющее свою точку зрения по поводу возраста Самарканда. Они считают, что, представив ЮНЕСКО материалы о 2750-летии города, ученые поспешили. Надо было бы организовать широкомасштабную работу с одной целью: установить возраст города. Для этого необходимо было вести раскопки и пласт за пластом дойти до самого раннего культурного слоя. Это не просто, так как верхние слои содержат следы материальной культуры, которые охватывают свыше двух тысяч лет.
Такая работа даст конкретный результат: мы получим вещественные доказательства об истинном возрасте Самарканда, считают эти ученые, которые хотели остаться инкогнито. "В свое время, - продолжают они, - А. Тереножкин, безусловно, талантливый археолог, заложив небольшие шурфы, смог получить уникальный материал. И если будут выделены необходимые средства и начато целенаправленное исследование Афрсиаба, уже через три года можно будет доказать, что Самарканду не менее 3000 лет".
В заключение мне хотелось сказать вот о чем. Не следует обвинять в преднамеренном искажении фактов тех, кто не знает, каким образом определен возраст Самарканда. Дело в том, что даже большинство жителей древнего города далеки от этого. Так, я задал вопрос своим знакомым, людям образованным (некоторые из них работают в вузах): "Каким образом определен возраст Самарканда?". Все они знали, что в будущем году мы отметим 2750-летие города, но никто не знал, как и кем была определена эта дата.
Отсутствует научно-популярная литература о результатах проводимых археологических раскопок в Самарканде. Выступления средств массовой информации отличаются однобокостью и, в основном, восхвалением Самарканда, как древнего города. После обнародования постановления Президента о праздновании 2750-летия города, в газетах появились статьи, где не было ничего нового, ничего конкретного, а только полные восторга пустопорожние фразы. Читатель, естественно, заглянув даже на заголовок такой статьи, отбросит газету в сторону. В итоге мы получаем то, что имеем сейчас. Население не знает историю своего города, родного края. Большинство самаркандцев не может рассказать о прошлом города, опираясь на какие-либо конкретные факты, не говоря уже об их выступлениях против тех, кто преднамеренно хочет исказить или умалить роль этого древнего города в истории мировой цивилизации.
Тошпулат Рахматуллаев
|