М.Бабаев: Туркменская эстрада. "Один Аллах, одна Родина, один Вождь" 07:30 11.10.2006
Современная туркменская эстрада, как и кино, литература, искусство, похоже, окончательно зациклилась на воспевании заслуг вождя Сапармурата Туркменбаши или его книги "Рухнама". Чтобы убедиться в этом, достаточно в любое время суток включить один из четырех национальных телеканалов или трех каналов туркменское радио. Не бывает такого, чтобы в этот момент хотя бы по одному из них не звучала бы песня либо про Туркменбаши, либо про его гениальное творение Рухнама. Чаще случается так, что песни с одним и тем же содержанием звучат одновременно по всем каналам.
В этом однообразии песен ни чудесный голос, ни абсолютный слух конкретного исполнителя не делают его запоминающимся и популярным у зрителей. А было время, когда благодаря телевидению и радио стали популярными такие исполнители, как Лейла Шадурдыева, сестры Аннагуль и Гульшат Гурдовы, Нурягды Токгаев, Акыш Сапаров, Керим Гурбаналиев, Атабай Чарыгулыев и десятки других талантливых певцов.
Но со временем этим любимцам публики дорогу на TV и радио закрыли. Причины разные. К примеру, певица Лейла Шадурдыева, пристрастившись к наркотикам, деградировала не только как певица, но и как личность. Популярнейший в народе Акыш Сапаров не стал появляться на экранах телевидения оттого, что от его песен, по мнению телевизионных чиновников, исходит некий бунтарский дух, вольнодумство, а от содержания песен якобы так и несет тюремно-лагерным жаргоном. Не зря многие называют А.Сапарова туркменским Высоцким... Однако на самом деле, по мнению людей, хорошо знающих творчество Акыша Сапарова, главная причина отстранения популярного певца от эфира – он не поет песни на стихи президента С.Ниязова или песни о президенте.
В последнее время все реже стали появляться на экранах телевизоров Атабай Чарыгулыев и Керим Гурбаналиев, песенный репертуар которых в свое время пользовался большой популярностью у туркменской молодежи. А.Чарыгулыев исполнил патриотическую песню "Сердара кувват дилэли" ("Пожелаем энергии нашему Вождю". Вождем в стране называют президента Ниязова). А Керим Гурбаналиев, исполнил песню "Алла бирдир, Ватан бирдир, халкымын Сердары бир" ("Один Аллах, одна Родина, один Вождь"). >Эти песни так понравились самому Вождю, что спустя некоторое время на исполнителей как из рога изобилия посыпались награды и звания заслуженных и народных артистов Туркменистана. Однако по мере того, как песни о президенте стали занимать меньше места в репертуаре этих певцов, сократилось и количество их выступлений по телевизору.
От того, что Акыш Сапаров вовсе не появляется на экранах и его песни совсем не звучат на волнах туркменского радио, а Керим Гурбаналиев и Атабай Чарыгулыев все реже и реже приглашаются на официальные общегосударственные торжества, эти артисты не стали менее популярными среди любителей современной туркменской эстрады. В частности записи песен Акыша слушают и дома, а в машине. Особенно нравится людям его песня на стихи Махтумкули, в которой говорится о том, как "ублюдки ханы и беки начали разваливать страну, а судья, который должен быть честен как пророк, и тот начал брать взятки". По мнению многих поклонников таланта Акыша, слова этой популярной песни очень подходят к нынешним туркменским реалиям.
Аудиокассеты и CD-диски с записями песен этих исполнителей можно купить практически везде. Правда, музыкальные альбомы представляют с собой сборники, в которых записаны всего две-три, иногда больше песен того же Акыша Сапарова, а в основном песни о президенте. Но если попросить продавца, пообещав ему заплатить больше, он продаст вам музыкальный альбом, полностью состоящий из песен одного только Акыша Сапарова.
Как рассказал один из владельцев студии звукозаписи в Ашхабаде, уезжающие насовсем из Туркменистана люди берут с собой записи любимых туркменских исполнителей, и Акыш Сапаров пользуется наибольшим спросом, и не только у туркмен, но и у русских, армян, казахов. Молодежь в основном слушает таких певцов, как Язберды Махмудов, Аннуш Мыратдурдыев, Бяшим Илмырадов. Из-за того, что во многих песнях в их исполнении нет политики и воспевания Туркменбаши, этих артистов так же редко пускают в телевизионные и радио эфиры. Аннуш Мыратдурдыев и некоторые другие певцы пошли путем римейков, а, точнее говоря плагиата, и пишут новые тексты на туркменском языке на известные мелодии российской и зарубежной эстрады. Например, на базарах Туркменабата, Дашогуза, Мары из динамиков несутся знакомые мелодии песен "Черные глаза", "Улетаю", исполняемые на туркменском языке молодыми певцами, претендующими на популярность Акыша Сапарова.
А Акыша Спарова, Нурягды Токгаева, Аннуша Мыратдурдыева и других туркменских певцов, не имеющих доступа на телевизионные каналы, с удовольствием приглашают на свадьбы и дни рождения и прочие торжества состоятельные туркменистанцы. И на подобные мероприятия собираются сотни и сотни гостей, чтобы послушать своих любимцев. Пытается подражать популярным исполнителям и молодое поколение. Песни "в стиле Акыша", например, пытается исполнять некий Себо Артыков. На рынках продаются видеокассеты с записью его выступлений, в которых есть и несколько песен из репертуара Акыша Сапарова. В Дашогузе молодой исполнитель по имени Арслан сам снимает свои клипы и продает их по $100. Те, кому довелось видеть и слушать эти клипы, говорят, что песни послушать можно, но технически клипы исполнены довольно кустарно. Тем не менее, их покупают. Может оттого, что людям хочется хоть какого-то разнообразия.
А на телеэкранах и в радиоэфире на освободившееся от "неугодных" исполнителей места претендуют сотни молодых певцов и певиц, которые ежегодно выявляются в ходе проведения телевизионного песенно-музыкального конкурса "Янлан, Диярым!" ("Звучи мое отечество"). Этот конкурс и в самом деле способствует выявлению талантливых молодых людей и девушек в разных уголках страны. Начинается отборочный этап на уровне этрапов и городов. Победители его получают право выступать на велаятском туре. Затем от каждого велаята двое наиболее талантливых исполнителей получают право выступать на заключительном этапе конкурса, который по традиции проводится в Ашхабаде в конце октября, накануне очередной годовщины независимости страны. Победителям, помимо звания "Победитель конкурса", вручаются денежные премии в американской валюте, ценные подарки, присваиваются лауреатские звания.
Тем не менее, исполнители, ставшие победителями этого телевизионного конкурса, почему-то не становятся такими же популярными в стране, как все тот же Акыш Сапаров, Керим Гурбаналиев и другие. Все дело в репертуаре. Для участия в конкурсе допускаются, прежде всего, те исполнители, которые готовы и могут петь песни восславляющие "самого мудрейшего и прозорливого из всех когда-либо живших и ныне здравствующих посланников Всевышнего на земле, вечно великого Туркменбаши". Ни один молодой певец не может выступить на конкурсе со своей авторской песней о любви, о родном крае или с песней на стихи Махтумкули, Зелили и других классиков туркменской поэзии. Все конкурсные песни должны исполняться через призму Туркменбаши или на его "нетленные" стихи. За этим правилом строго следит конкурсная комиссия, в составе которой представители Минкультуры и телерадиовещания, местных органов власти, а также обласканные той же властью почетные и заслуженные деятели искусства.
В стране очень много талантливой молодежи – это несомненно. Говорят, алмаз в руках огранщика сверкает еще ярче, становится еще краше. Талант же молодых туркменских исполнителей в руках прислуживающих режиму чиновников от культуры и телевидения, наоборот, тускнеет и, появившись на экранах телевидения, почему-то не радует глаз и не ласкает слух. В этой ситуации рассчитывать на то, что среди молодых туркменских певцов появятся такие знаменитые исполнители как Мурад Садыков, Акыш Сапаров, Аннагуль Гурдова или бахши Сахы Джепбаров, Махтымгулы Гарлыев, Оденияз Нобатов (перечислены имена наиболее популярных в Туркменистане исполнителей), увы, не приходится.
Мерет Бабаев 09.10.2006
|