Д.Верхотуров: База в Айни. Индия намерена приступить к военному контролю ЦентрАзии 06:25 17.10.2006
В печать просочились сведения о том, что Индия намерена разместить в Таджикистане свою авиабазу. >По сведениям индийских СМИ, новая авиабаза будет построена в Айни, недалеко от Душанбе, и на ней разместятся 12 самолетов МиГ-29 ВВС Индии. Подчеркивается, что авиабаза будет совместной, и на ней, кроме индийских самолетов будет дислоцированы самолеты ВВС Таджикистана.
Министерство обороны Таджикистана пока не подтверждает и не опровергает эту информацию, и источники указывают на то, что такая договоренность могла быть достигнута во время визита президента Таджикистана Эммомали Рахмонова в Дели.
В прессе, несмотря на отсутствие официальных заверений, началось обсуждение этой военной инициативы, причем главный упор делался на то, что Индия заинтересована в борьбе с терроризмом и в контроле над энергетическими ресурсами Центральной Азии. С этими двумя версиями нельзя согласиться. Во-первых, опыт боевых действий в Афганистане в 2001-2003 году, когда американцы пытались бороться с остатками "Талибана" с помощью авиаударов, показал, наскольок малоэффективный этот способ. Для того, чтобы выкорчевать базы боевиков нужен спецназ и горно-стрелковые войска, но никак не самолеты, к тому же такого типа.
Для более подробного рассмотрения возможных целей создания этой военной базы нужно напомнить, что такое МиГ-29. Современный многоцелевой истребитель МиГ-29 является самолетом борьбы за господство в воздухе, но также способен перехватывать высотные цели и наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям. В состав вооружения МиГ-29М были включены не только ракеты класса "воздух-воздух", но и высокоточное ударное вооружение - УР Х-29МЛ и Х-29Л с лазерным наведением, Х-29Т с телевизионным самонаведением, противорадиолокационные ракеты Х-25МП и Х-31П, противокорабельные Х-31А, а также корректируемые авиабомбы КАБ-500КР калибром 500 кг. Радиус действия при захвате господства в воздухе составляет 1250 км., при перехвате – 1440 км., при ударах по наземным целям – 1190 км.
Если наложить радиус действия МиГ-29 с таджикской авиабазы, то становится ясно, что цель контроля над энергоресурсами Центральной Азии отпадает. Основные нефтегазовые районы Казахстана и Туркменистана остаются вне пределов досягаемости самолетов. Индия в этом случае не сможет нанести значительного урона нефтепромыслам этих стран, и, следовательно, не может выдвигать претензии на контроль над ними. Кроме того, Индии нечего контролировать в Центральной Азии, так как индийским нефтяным компаниям не удалось добиться права на разработки нефти в центральноазиатских странах.
Единственной достойной целью для индийской авиабазы являются только иностранные авиабазы в Киргизии – американская "Ганси" в аэропорту Манас, и российская "Кант". Индийские самолеты дотягиваются и до обеих баз с полной бомбовой нагрузкой.
В радиус действия самолетов попадает практически весь Афганистан с его многочисленными американскими военными базами, а также значительная часть северного Пакистана, включая города Пешавар, Равалпинди и Лахор. Стоит упомянуть, что радиус действия самолетов захватывает базы дислокации войск ОДКБ в Южном Казахстане и Киргизии.
Иными словами, военная цель создания индийской авиабазы состоит в том, чтобы в случае необходимости захватить контроль над воздушным пространством Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Афганистана, большей части Туркменистана и Пакистана. Причем главными вероятными противниками для индийских ВВС являются ВВС США, дислоцированные на авиабазе "Ганси", и ВВС России, дислоцированные на авиабазе в Канте.
Это достаточно странная стратегия, учитывая политическое положение Индии в Центральной Азии, стратегическое партнерство этой страны с Россией и США, а также статус наблюдателя при ШОС. Среди политических целей Индии нет таких целей, которые требовали бы немедленной бомбардировки иностранных авиабаз в Киргизии.
Подобная военная инициатива, насколько можно судить, получает объяснение в том случае, если индийское военное руководство оценивает ситуацию в Афганистане как в принципе нестабильную и угрожающую Индии, причем рассматривает все находящиеся там войска, в первую очередь войска США и стран НАТО, а также пакистанские войска на границе с Афганистаном, как источники этой угрозы. Такое развитие событий не представляется невероятным, поскольку существует угроза превращения ныне тлеющего вооруженного конфликта в юго-западных провинциях Афганистана и северо-восточных провинциях Пакистана в неуправляемый военный конфликт.
Возможно, что в этом предложении отразилось определенное недоверие индийского руководства к США и Пакистану. Индия, как страна, недавно получившая ядерное оружие, уязвима к претензиям США на контроль за распространением ядерных технологий, и американские войска в Афганистане представляют собой определенную военную угрозу Индии.
В рамках такого представления, пожалуй, авиабаза в Таджикистане – это гарантия против недружественных шагов США, ОДКБ или Пакистана, направленных против Индии. В особенности эффективно она действует против американских войск, поскольку захват господства в воздухе в Центральной Азии прерывает снабжение американского военного контингента в Афганистане. Скорее всего, в этом предложении, которое еще не состоялось в виде решения и двухсторонней договоренности Таджикистана и Индии на размещение военной авиации, видно стремление индийского руководства к военному контролю над ситуацией в Центральной Азии и над действиями США в регионе.
Дмитрий Верхотуров, эксперт Фонда "Азия Аналитика"
|