Б.Аяган: Еще раз к вопросу о дате основания Казахского ханства 00:14 23.10.2006
Сегодня много говорят и спорят о тех или иных событиях в истории Казахстана. Но вот парадокс - ученые до сих пор не могут точно назвать дату основания Казахского ханства. Например, имеется серьезная литература о сакском периоде Казахстана, есть хронологиях событий Тюркского каганата, известно о временах и правителях Золотой Орды. Однако >крайне мало информации о периоде и обстоятельствах образования Казахского ханства.
Но упрекать в этом только историков было бы несправедливо. Во времена Союза партийная цензура всячески препятствовала изучению досоветского периода, и вся история должна была "начинаться с великого ноября 1917 года". Не хватало источников и документов, например, на китайском, арабском и языках других государств, из которых можно было почерпнуть много ценного. Одним словом, "околонаучных" преград было достаточно.
Основными нарративными источниками по данной теме были произведения авторов Востока, главным образом мырзы Мухаммед Хайдара Дулати, ("Тарих-и-Рашиди"), Махмуда ибн Вали, Абулгази.
Об этой проблеме писали Н. Карамзин, А. Левшин, В. Бартольд, М. Тынышпаев, С. Асфендияров. В советский период причины и обстоятельства образования Казахского ханства стали объектом исследований С. Турсунова, Б. Кумекова, Г. Кляшторного, М. Козыбаева, Б. Ирмуханова.
И все же авторы, сходясь во мнении, что у истоков образования Казахского ханства стояли Жанибек и Керей (по другим источникам Керей - Гирей), не могут указать точную дату образования крупной Центральноазиатской державы - Казахского ханства. Возможно, этой теме надо посвятить специальную конференцию с приглашением широкого круга специалистов.
Такой авторитетный историк, как Мухаммед Дулат подчеркивал: "Начало правления казахских султанов - с восемьсот семидесятого года (170 год Хиджры мусульманского календаря, а Аллах лучше знает".
Мы предлагаем свой взгляд на эту проблему.
Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей развития и функционирования таких государств, как Золотая Орда, Ак Орда и Могулистан. Но само появление на политической карте Центральной Азии кочевого Казахского ханства было неразрывно связанно с именами Чингизидов - хана Абулхаира Шибанида и близкородственных султанов, потомков Джучи Жаныбека и Керея. В первой половине ХV века ханство Абулхаира, или, как тогда его назвали Узбекского улуса, во владения которого входили степи Дашт-и Кыпчака, было одним из самых могущественных государств Центральной Азии.
Хан Абулхаир, будучи человеком властолюбивым, довольно жестоко обходился с приближенными султанами, что вызывало естественное недовольство и сопротивление последних. Особенно острыми противоречия оказались между потомками Орда-Ежена, Шибана и Тука-Тимура. Причем, как отмечают летописцы тех времен, Абулхаир как наиболее вероятных конкурентов в борьбе за престол беспрерывно притеснял потомков Орда-Ежена. Поэтому оппозиция своенравных и гордых потомков Орда-Ежена - Жаныбека и Керея хану Абулхаиру была постоянной, но до 60-х годов ХV века они не могли оказать Абулхаиру серьезного сопротивления и находились в определенной зависимости от него. Чувствуя смертельную опасность, исходящую от властителя Узбекского улуса, молодые султаны стремились держаться от него на расстоянии. Недальновидная политика Абулхаира - беспрерывные войны, хозяйственная нестабильность, междоусобицы, а также его деспотизм держали подданных в постоянном страхе и напряжении, а также пагубно отражались на экономической жизни края.
Этой нестабильностью положения внутри ханства Абулхаира умело воспользовались султаны Керей и Жаныбек. К середине 50-х годов они сумели создать в Западном Казахстане своеобразный центр действующей оппозиции. Мятежные султаны очень осторожно, но цепко держали в своих руках торговые и крупные города, а также богатые водой и пастбищами окраинные земли. В этот период они с подвластными им племенами в основном кочевали в степях Центрального и Западного Казахстана. Постепенно часть сторонников Абулхаира, недовольная его произволом и непрекращающимися войнами, стала перекочевывать к ним.
Следует заметить, что в тот период не было деления казахов на жузы, поэтому нет оснований говорить о каких-либо пристрастиях или антагонизме, с ними связанными. До середины ХV века само название "казахи" имело более социальный оттенок, нежели этнический. В массовом представлении казахами назывались любители свободной, вольной жизни. Вспомните тюркскую кальку в русском языке "уйти в казахи", "казаковать".
Абулхаир не был намерен долго терпеть сепаратизм и своеволие Керея и Жаныбека и направил свои войска в области, контролируемые ими. Султаны в тот момент уклонились от прямой схватки с Абулхаиром и передвинулись на юг, в Жетысу. Средневековой автор Махмуд ибн Вали так сообщает о происшедших в тот период событиях: "Когда Абулхаир одержал верх над врагом в областях Дашт-и Кыпшака, некоторые из потомков Джучи-хана,например, Керей-хана (так в тексте), и Жаныбек-хан... вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной (от предков) страны, они вступили на дорогу, ведущую на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан".
Мы можем предположить, что в числе лиц, "достойных признания", могли быть и, скорее всего, были Катан-би, Асан-Кайгы, шалкииз-жырау, Жиренше-шешен, то есть оратор, и другие. По казахским преданиям, непосредственным поводом для откочевки султанов послужило организованное убийство Каракыпчаком Кобыланды представителя влиятельного рода аргынов Акжол-бия и неправые действия при тех событиях хана Абулхаира. Абулхаир не хотел терять опоры среди многочисленных кыпчакских биев и уклонился от справедливого решения тяжбы, чем вызвал возмущение другой стороны. Раздорами крупных родов, а также нерешительностью Абулхаира вовремя воспользовались строптивые султаны. Сам процесс противостояния конфликтующих сторон красочно описан в прекрасной эпопее казахского писателя Ильяса Есенберлина "Кочевники".
Взбунтовавшиеся султаны направили своих коней на юг, в Могулистан. Отколовшаяся партия, или часть сторонников Жаныбека и Керея, в отличие от подданных и сторонников Абулхаира, стала называть себя казахами. По образу жизни, языку и культуре жители Могулистана мало чем отличались от жителей Узбекского улуса. В труде мырзы Мухаммед Хайдара Дулати "Тарих-и Рашиди", основном источнике событий тех времен, сообщается, что владетель Могулистана "Есен-Буга охотно принял их и предоставил им округа Чу и Козы-Баша" (в настоящее время это место между озером Балхаш и Кордайским перевалом). Средневековый автор "Бахр ал-Асрар" подчеркивает, что "августейшее прибытие царевичей встретили с почетом и изъявлением", то есть как представителей двора, а не изгнанников. В тот момент для владетелей Могулистана союз со сторонниками или, скажем, казахами Жаныбека и Керея был действительно крайне необходим, так как страна испытывала сильнейшее давление как со стороны самого Абулхаира, так и со стороны ойрато-джунгарских владетелей. Опираясь на казахских султанов, Есен-Буга сумел решить ряд своих внешнеполитических задач - он направил энергию своих новых союзников на непосредственных противников. Махмуд ибн Вали сообщает, что воины Жаныбека и Керея несколько лет сражались с ойратами и киргизами на окраинах Могулистана и вытеснили последних оттуда.
Уход Керея и Жаныбека от Абулхаира стал лишь первым шагом к образованию казахской автономии. В момент откочевки, как указывается в новой "Истории Казахстана" (1998 г.), Жаныбеку было около сорока лет. Керей же был несколько старше его. Таким образом, со стороны откочевавших это был обдуманный и выверенный шаг. С другой стороны, этот шаг ими был предпринят благодаря массовым настроениям и под давлением кочевых племен, решившихся разорвать все отношения с Абулхаиром. В пользу такой версии говорит и тот факт, что число сторонников Жаныбека и Керея росло в невероятной пропорции. Смерть Есен-Буги в 1462 году и начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса Жаныбека и Керея. Амбициозные и решительные казахские ханы вскоре вовсе отказались от правления могулистанских владетелей.
До сих пор неизвестна точная дата откочевки Жаныбека и Керея. По одним сведениям, это произошло в 1456-м, по другим - в 1459, 1460-х годах. Но все авторы, как правило, сходятся на том, что факт откочевки произошел примерно в конце 50-х - начале 60-х годов. И этот краткий период оказался решающим в становлении Казахского государства.
Но укрепление и расширение территории казахского ханства совпало по времени с другим удивительным событием. По мере становления ханства, понятие "Казак" все больше стало обретать этническую окраску. Если до образования Казахского ханства термин "Казак" больше носил социальный оттенок, то после 60-х годов "казахами" или "узбек-казахами" стали называть определенные этнические группы.
Узбекский улус после смерти Абулхаира в 1468-м окончательно пришел в расстройство. Мухаммед Хайдар сообщает, что после смерти Абулхаира "большая часть (его подданных) откочевала к Кирай-хану, Джаныбек-хану, так число (собравшихся) около них (людей) достигло двухсот тысяч человек. За ними утвердилось название "узбек-казахи". Начало правления казахских султанов - с восемьсот семидесятого года (870 год хиджры мусульманского календаря - 1465-1466 г. н. э.), а Аллах лучше знает".
Практически все средневековые авторы, кому пришлось писать историю Центральной Азии XV века, не обходят вниманием личности Жаныбека и Керея. И это не спроста - вольно или невольно именно они стали инициаторами создания нового государственного образования.
Распад государства Абулхаир-хана, откочевки населения совпали по времени с завершением формирования многих тюркских народностей. Прежде всего, в это время на историческую арену выходят казахи, ногайцы, кыргызы, уйгуры, узбеки, татары и другие. Образование народностей сопровождалось возникновением новых государств с преобладанием этнической группы. Так появилось Казахское, Кыргызское, Узбекское государства. Началась новая эпоха в истории всей Центральной Азии.
Буркитбай АЯГАН, доктор исторических наук, профессор
|