КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 27.10.2006
16:07  Родственница М.Горького за годы жизни в таджикском кишлаке забыла русский язык
14:00  "Bild" > Германские солдаты в Афгане ударились в некрофилию
13:39  Financial Times: Россия блокирует предлагаемые против Ирана санкции
13:21  Война миров. Казахстанские силовики дерутся из-за куска китайской границы
13:02  Р.Гизатуллин: Правда и ложь о противостоянии христианской и мусульманской религий
12:59  А.Проханов: Cталин и Мао слушают нас... Время "либеральной дури" завершается
12:50  Войска НАТО официально обвинены в гибели 80-90 мирных жителей Кандагара

12:45  А.Джекшенкулов (МИД Киргизии): "Разработана новая концепция внешней политики страны. В отличие от предыдущей..." (интервью)
12:43  В.Тимирбаев: Кого слушать, за кем идти Киргизии?
12:32  Много свободы и... крыс. Житейские зарисовки туркменского студента в Киргизии
11:58  "DW" > Взаимодействие ислама и государства. У Узбекистана есть проблема
11:56  Гнать или нет США из региона? Парламентарии ЦентрАзии дебатируют в Берлине
11:04  Переговоры провалились. Узбекистан отказался снизить цену за газ Кыргызстану
10:47  Казах или узбек? Сталин называл Сабира Рахимова "железный генерал"... (страницы истории)
10:18  Г.Рапота (генсек ЕврАзЭС): "Я могу говорить только через призму..." (интервью)
09:51  С.Лузянин: Центразиатский конфликтный "срез": киргизско-узбекская и таджикско-узбекская модели отношений
09:48  "НРС" > Тюрьма в тюрьме. "Напрасно в России думают о Ниязове, как о деревенском дурачке..."
09:43  Происхождение киргизов установят мазком за щекой
09:40  Дебри правды истории. Или как национальные интеллигенции пост-СССР создают ксенофобские настроения
09:31  Стивен Коэн: Антимодернизация. Распад СССР не был прорывом к демократии
09:30  А.Тронов/А.Лукоянов: Германские войска в Афганистане. Что забыли?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
"DW" > Взаимодействие ислама и государства. У Узбекистана есть проблема
11:58 27.10.2006

К проблеме взаимоотношений ислама и государства
В программе "Фокус" речь идет о проблемах взаимоотношений государства и религии в Узбекистане.

Очевидно, что государствам в Центральной Азии еще предстоит выработать эффективную политику по отношению к исламу. Пять республик, за исключением Афганистана, носят светский характер. Но роль ислама в каждой из них различна. Не менее очевидно, что в данном регионе велика террористическая угроза под вывеской ислама: достаточно вспомнить деятельность таких крупных сетевых организаций, как "Аль-Каида" или "Талибан". Примером такой организации в Узбекистане можно считать боевиков Исламского движения Узбекистана, пытающихся с помощью оружия навязать свои экстремистские взгляды. Однако в том же Узбекистане борьба с религиозным экстремизмом осуществляется зачастую методами, ведущими только к радикализации вполне умеренных сторонников религии. О том, как найти баланс в отношениях между властью и религией, шла речь на международной конференции, организованной в Ташкенте немецким фондом имени Фридриха Эберта. Тема встречи – "роль и значение исламского фактора, традиций и обычаев в формировании основ гражданского общества в странах Центральной Азии". Рассказывает Виктор Агаев.

Фонд имени Фридриха Эберта считает одним из направлений своей деятельности работу с исламскими организациями в регионе. При этом специалисты фонда преследуют ясную цель, говорит руководитель фонда в Центральной Азии Райнхард Крумм:

- Мы не можем объяснить, что такое ислам, это невозможно, мы и сами это знаем. Но мы можем показать немецкий опыт. Может быть, не с исламом, а с христианством- отношения государства и религии в общем. Мы сейчас живем в мире, где очень важно, чтобы отношения между государством и религией было "спокойными", не надо нервничать, просто подумать, как это устроить. Вот такой опыт мы покажем здесь, чтобы Узбекистану и странам Центральной Азии объяснить проблемы по разным тематикам. Это главное.

Впрочем, узбекские коллеги Крумма не склонны один в один перенимать накопленный на Западе опыт взаимодействия государства и религии. Основу узбекского общества формируют традиции ислама и эту традиционность необходимо учитывать. По крайней мере, так считает заместитель Института по изучению гражданского общества Атхам Хамдамов:

- В последнее время идет процесс, скажем так, модное слово, экспорта демократии. В этом вопросе мы должны четко знать, что у нас есть свой путь, свои традиции, которые мы должны показать мировому сообществу. Различные модели демократии, различные модели построения гражданского общества, - конечно, мы это учитываем, но все-таки мы будем настаивать на своих традициях.

Впрочем, что имеет в виду Атхам Хамдамов, говоря о традициях, остается неясным: то ли традиции ислама, то ли традиции притеснения верующих чиновниками.
>В Узбекистане нередки случаи, когда любые религиозные отправления воспринимаются как возможное покушение на общественный порядок и даже на сам государственный строй светского государства Узбекистан. Считается, что лучше перегнуть палку. Естественно, такая реакция властей вызывает отторжение верующих. Райнхард Крумм говорит по этому поводу следующее:

- Сегодня часто на первый план выходит мнение, что в мире есть только белое и черное. Но в мире, наверное, 98 процентов – это серое. И вот это мы пробуем объяснить. Надо читать, надо учиться, надо смотреть на чужой опыт. Я надеюсь, что итогом этой конференции станет то, что государство и гражданское общество продолжат разговоры на тему ислама и политики уже в более узком формате.

Надо сказать, что едва ли Райнхард Крумм понимает взаимодействие гражданского общества и властей в Узбекистане так, как это происходит на примере узбекской ученой Барно Валиевой. Кандидат философских наук, востоковед-арабист, бывший сотрудник Женского ресурсного Центра, ныне закрытого властями Барно Валиева является автором работы "Ислам и женщины". Эта брошюра была издана при финансовом содействии американской неправительственной организации "Winrock International". Эта организация, как и многие другие, с некоторых пор находится в опале и согласно решению Ташкентского суда должна быть закрыта. Теперь работники узбекской прокуратуры вызывают ученую на многочасовые допросы и угрожают ей возбуждением уголовного дела за, как ей говорят, неправильное толкование ислама. Продолжит ….

Брошюра, изданная в количестве пятисот экземпляров при финансовой помощи международной организации "Winrock International", вышла в свет еще в 2001 году. Однако только сейчас стала предметом острой критики со стороны Комитета по делам религий Узбекистана. Пресс-секретарь этого ведомства Азиз Абидов утверждает, что в тексте книги автор позволил себе беспрецедентное и прямое унижение национальных ценностей узбекского народа. Барно Валиева говорит:

"Меня вызывали в прокуратуру, допрашивали по 5-6 часов. Меня доводили до истерики, спрашивали, в какой типографии издавалась брошюра. Они говорили, что этих брошюр не 500 экземпляров, а больше, что я обманываю. Следователь Иномджанов говорил, что я в своей работе принижаю национальные обычаи нашего народа. Вот такого рода травля идет. Вызывали не только меня, но всех, кто работал в этом проекте".

Брошюра была призвана, прежде всего, просветить женщин в вопросах ислама. По мнению Барно Валиевой, ее работа является поводом скорее для научных дискуссий, а не уголовных преследований:

"Я постаралась в своей брошюре именно с точки зрения модернизированного ислама доказать, что не ислам виноват, к примеру, что закабаление женщин в нашем обществе стало распространяться. Не надо ссылаться на ислам в вопросе принижения женщин. В исламе есть много аятов, которые, наоборот, возвышают женщину. Пыталась разъяснить, к примеру, что конкретно в Коране не указывается, что обязательно женщина должна носить хиджаб. То что, выступала против хиджаба, многоженства, оказывается, по мнению прокуратуры, я пыталась "европеизировать" наши национальные обычаи и традиции".

Единственные, оставшиеся у востоковеда два авторских экземпляра брошюры, Барно Валиева вынуждена была ликвидировать, опасаясь преследований.

"Я даже не смогла себе оставить авторские экземпляры! Как ученый, я стараюсь истолковать нормы ислама с модернистских позиций, чтобы было правильное представление о статусе женщин в исламе и то, что все так перевернули и представили в обратном свете, это, меня, конечно глубоко возмущает"!

26/10/2006

Источник - Немецкая волна
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1161935880
Новости Казахстана
- Указ Президента Республики Казахстан от 9 июля 2020 года №116
- Оперативный штаб по COVID-19 держит ситуацию в регионах под контролем
- "Время измеряется жизнями наших граждан"
- 600 миллионов тенге потрачено на ролики и флешмобы – Айгуль Соловьева
- Что распределяет KEGOC: электроэнергию или деньги среди своих топ-менеджеров?
- Скандал в соцсетях: фармацевтов обвинили в продаже гуманитарной помощи
- Элитные авто и апартаменты вместо лекарств
- Рейтинги казахстанского АО "Зерновая страховая компания" отозваны по просьбе эмитента
- Чума в Монголии и Китае: может ли болезнь угрожать Казахстану - ответ Минсельхоза
- Скончался известный композитор Кенес Дуйсекеев
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх