Б.Ферроро-Валднер: ЕвроСоюз примет новую стратегию в отношении ЦентрАзии 00:30 30.10.2006
Добрые соседи, счастливые друзья
Бенита Ферроро-Валднер - комиссар ЕС по вопросам внешних связей и европейской политике добрососедства. Красивая, умная, холеная. Они все такие - европейские бюрократы, которые за последнее время посетили Центральную Азию, как по собственному желанию, так и по приглашению. Впрочем, как правило, далее благополучного Казахстана они не доезжают. А потому, подозреваю, что мы так и останемся в глазах Запада пятью "станами", которых можно легко спутать между собой
"Мы нуждаемся в стабильном и сильном партнере в регионе", - так объяснила цель своего визита европейский комиссар. Мол, бороться с наркотрафиком, международной преступностью, терроризмом все же легче сообща, тем более после того, как Европейский союз расширил свои границы до самых восточных границ Центральной Европы. То бишь, теперь мы соседи и должны жить по правилам добрососедства. Но, по традиционной европейской привычке говорить правду, комиссар назвала и другую причину своего визита в Казахстан. И, думаю, она более существенна. "Европейский союз намерен усилить отношения с Казахстаном в области энергоносителей и транспорта, - призналась Бенита Ферроро-Валднер. - ЕС - главный и крупный торговый партнер Казахстана. У нас есть договор о партнерстве и сотрудничестве, но есть возможность заключить более близкий новый договор". Европейский дипломат говорит, что ЕС хотел бы сделать Казахстан ключевым партнером в области энергоносителей и "надеется, что Казахстан поддержит в разработке нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк", а также обеспечит сильную политическую поддержку для развития Транскаспийского - Трансчерноморского энергетического транзитного коридора.
Мне кажется, я даже уверена, что каждого европейского дипломата перед его поездкой в Казахстан инструктируют на предмет председательства Казахстана в ОБСЕ. Мол, первый вопрос, который задают тамошние СМИ, будет именно об этом и о нашей европейской позиции и поддержке. И, если европейские "первопроходцы" в этом вопросе пытались отшутиться, либо явно усмехались над ним, то уже последующие стали очень серьезно на него отвечать.
Наверно, ответ на этот казахстанский вопрос уже включен в какой-нибудь специальный дипломатический путеводитель по Казахстану. Может, потому госпожа Ферроро-Валднер не стала дожидаться вопроса, а сразу начала на него отвечать. Для начала она спросила нас, журналистов: "Что такое ОБСЕ?" И тут же сама провела для нас короткий курс ликбеза. Вот-де, ОБСЕ, это 55 стран-членов, которые проповедуют общие ценности, демократические стандарты. Мол, для того чтобы получить председательство в ОБСЕ, важно убедить все эти страны в том, что в Казахстане идут демократические реформы. На встрече со столичными студентами в университете имени Гумилева она сказала, что в Европе надеются, что "в следующем году будут проводиться необходимые политические реформы, вноситься изменения в законодательство о средствах массовой информации, выборах, а также в Конституцию". (Не поняла, что их там, на Западе, смущает в нашей Конституции?)
"Мы с большим желанием поддержим заявку Казахстана на председательство в ОБСЕ. Наконец, пора уже по прошествии пятнадцати лет после распада Советского Союза одной из Центральноазиатских стран занять председательство в ОБСЕ. Мы надеемся, что Казахстан возьмет инициативу на себя и покажет нам, что будет таким председателем, которым мы сможем гордиться", - на такой неожиданно оптимистической ноте завершила тему европейский комиссар. [А я, грешным делом, подумала, что еще пару таких европейских визитов, и нас просто будут умолять председательствовать в ОБСЕ в 2009 году, а мы подумаем...]. Кроме того, госпожа комиссар добавила, что "ЕС впечатлен достижениями Казахстана в области экономики".
Между тем на официальной встрече с нашим президентом европейский дипломат передала Нурсултану Назарбаеву, что Брюссель готов поддержать нашу кандидатуру в ВТО. Для этого нам необходимо проделать ряд конкретных шагов. "Это ваше домашнее задание", - серьезно добавила госпожа Ферроро-Валднер, обращаясь к местным журналистам. А те в свою очередь стали задавать неудобные, да и попросту "не те" вопросы. Об узбекской ситуации, о выборах в Таджикистане. "Я туда не еду, у меня короткий визит, эти вопросы не в ведении Европейской комиссии, обращайтесь за ответами к ....", - примерно так парировала все попытки госпожа дипломат, которая работает в этой области аж с 1984 года. Было когда опыта набраться.
А потому разговор на встрече с журналистами каким-то странным образом опять скатился с демократии и прав человека на вечную тему минеральных ресурсов. Так вот, в этой связи оказалось, что Европейский союз может предложить экономическое ноу-хау, опыт и знания с целью "оказания содействия Казахстану во избежание наихудших последствий "голландской болезни", которая может превратить богатство природных ресурсов в проклятие, а не благословение". Оказалось, что Запад решительно поддерживает усилия нашего правительства по диверсификации экономики, дабы та была менее зависима от доходов нефтяной промышленности.
Затем она сказала, что "следующим важным измерением будет обеспечение прозрачности доходов от нефти и газа", чтобы доходы распределялись справедливо. Напомнила, что в Казахстане 20 процентов населения все еще нищенствует. Я же, как отпетый пессимист, опять подумала, что прозрачности в работе нефтяных компаний (западных в том числе) никогда не будет, по той простой причине, что в войне с коррупцией и в Казахстане и в других странах региона народ пока проигрывает. Почему? Глобальный вопрос, на который милый европейский комиссар уж точно не нашла бы ответа.
Впрочем, сама комиссар полна оптимизма в отношении нашего региона и повторяет, что Казахстан является одним из самых значимых партнеров Европейского союза в Центральной Азии. "Я с нетерпением жду предстоящих дискуссий о том, как можно поддержать демократические и экономические реформы, расширить сотрудничество в области энергетики, усовершенствовать уже довольно сильные торговые взаимосвязи, а также подумать о поиске новых путей в совместной работе с целью содействия региональной стабильности в Центральной Азии".
Она призналась, что Европейский союз, наконец, начинает осознавать значимость Казахстана и всего нашего региона в целом: "Мы представляем собой два региона, которые имеют много общего, чьи интересы переплетаются между собой и должны иметь более глубокие и более развитые отношения". Бенита Ферреро-Валднер пообещала, что обязательно приедет сюда еще раз. И я ей верю. Об этом говорит не только высокая интенсивность визитов высоких европейских гостей, но и наши ответные визиты туда. Месяц назад министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев посетил Брюссель с официальным визитом. А на декабрь этого года намечен визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Более того, уже сегодня >Европейская комиссия серьезно взялась за разработку документа о взаимоотношениях Европейского союза с Центральной Азией, работу над которым планируется завершить до конца этого года. Германия, которая собирается председательствовать в Европейском союзе в течение первого полугодия 2007 года, уже официально заявила о том, что взаимоотношения с регионом Центральной Азии станут приоритетной задачей.
Ботагоз Сейдахметова 27/10/2006
|