Дж.Маллори: Туркменская Маргиана - новооткрытый важнейший очаг индоевропейской цивилизации 09:10 01.11.2006
Профессор Джеймс МАЛЛОРИ: Некрополь Гонур-депе проливает свет на древнее общество
Как известно, 14 Санджар в соответствии с постановлением Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши в Ашхабаде открывается Международная научная конференция "Маргиана - новый центр мировой цивилизации". Среди крупнейших современных ученых Запада, которые примут в ней участие, - профессор доисторической археологии Королевского университета в Белфасте (Северная Ирландия) Джеймс Патрик Маллори. Его имя хорошо известно в научном мире. Он снискал себе авторитет эрудированного специалиста благодаря своим трудам в области археологического изучения культуры индоевропейцев - обширной языковой семьи, которая выросла из существовавшего в глубокой древности общечеловеческого праязыка.
Дж.Маллори родом из США, высшее образование он получил на историческом факультете Западного колледжа Лос-Анджелеса, там же в Калифорнийском университете в 1975 году получил диплом доктора наук и приступил к преподавательской деятельности, читая лекции и вместе со студентами ежегодно участвуя в археологических экспедициях по всему миру. Последние четверть века Дж. Маллори ведет курс археологии в Королевском университете города Белфаста. С 1996 года он член Королевской академии Ирландии. В течение тридцати лет его также приглашают для чтения лекций и ведения семинаров по индоевропейским исследованиям в Оксфорд, Гарвард, Кембридж, другие крупнейшие университеты и научные центры США и Европы. Джеймс Маллори - автор ставшей в 1989 году бестселлером книги "В поисках индоевропейцев". Это тот редкий случай, когда сугубо научный труд вызывает живейший общественный интерес. Вскоре после того, как книга была издана в Лондоне, ее перевели на греческий, французский, турецкий и хорватский языки.
Впоследствии он написал еще несколько книг, среди которых "Антропоморфные стелы Украины: ранняя иконография индоевропейцев" (Вашингтон, 1994) и "Таримские мумии: тайна первых представителей Запада в Древнем Китае" (Лондон -Нью-Йорк, 2000). Под его редакцией изданы также "Энциклопедия индоевропейской культуры" (Лондон - Чикаго, 1997), "Дереиевка: поселение и некрополь Медного века с погребением лошади на Среднем Днепре" (Оксфорд, 1986) и другие. С 2000 года он является главным редактором издающегося в Вашингтоне "Журнала индоевропейских исследований". Дж.Маллори перевел с русского языка на английский несколько работ его коллег из России и Украины, опубликовал свыше ста собственных научных статей и докладов.
Получив приглашение Министерства культуры и телерадиовещания Туркменистана принять участие в конференции "Маргиана - новый центр мировой цивилизации" и выступить на ней с докладом, Джеймс Маллори откликнулся с огромным энтузиазмом. Вот что он написал из Белфаста:
- Публикации моего уважаемого коллеги, профессора В.Сарианиди о его исследовании гонурского некрополя предоставили мировой науке важные данные относительно социально-бытовой организации древнего общества. >В результате раскопок, проведенных в Гонур-депе, выявлены останки двух с половиной тысяч человек, хотя 80 процентов гробниц было разграблено еще в древности. Оставшиеся 20 процентов могил сохранились нетронутыми и были опубликованы в сводной форме с тем, чтобы, по словам В. Сарианиди, "предоставить возможность иметь фактическую базу данных и продвинуться на более глубокий уровень их интерпретации". Целью моего доклада на предстоящей в Туркменистане конференции является ответ на это предложение, который я собираюсь дать с помощью гораздо большего количественного подхода к имеющимся данным. Это необходимо, во-первых, для пересмотра определения социальной организации Гонура, которую предоставил Виктор Сарианиди в свете более точного статистического анализа могил на месте; во-вторых, мы можем сделать попытку расширить наши знания о социальной организации Маргианы с помощью проверки некоторых аспектов, которые сам Сарианиди детально не рассматривал; в-третьих, я буду рассматривать реконструкцию социальной организации Гонура на общих сравнительных условиях по отношению к другим древним обществам. Мы обязательно обсудим и проблемы получения социальных данных из погребальной практики. В своем археологическом отчете профессор Сарианиди приводит ряд интересных наблюдений. Он установил, что 29 процентов находок из некрополя не имеет различий между мужчинами и женщинами, хотя у женщин могут быть минимум два или три таких различия. Между тем, существует ряд признаков, присущих непосредственно женским погребениям: это серебряные сосуды, золотые бусы, косметические флаконы с аппликаторами и так далее. Наконец, есть также ряд признаков, ассоциируемых непосредственно с мужчинами. Это каменные сосуды, диски, оружие, миниатюрные колонны и так далее. В.Сарианиди сделал очень важный вывод: древнемаргианское общество состояло из трех социальных групп (элита - 5 процентов, зажиточные - 75 процентов, бедняки - 20 процентов), причем для каждой группы характерна своя форма погребения (соответственно камерная гробница, шахта с подбоем, ямная могила). В настоящее время анализ материалов В.Сарианиди все еще продолжается и пока можно предложить только несколько предварительных результатов.
Прежде всего, некоторые из взаимосвязей между артефактом (находкой) и полом (мужским или женским), предложенные археологом, не представляется возможным проследить в связи с небольшим количеством полученных в ходе раскопок образцов. Хотя серия погребальных приношений, по мнению профессора В.Сарианиди, безотносительна к мужчинам и женщинам, я все-таки склоняюсь к мысли, что многие из этих предметов на самом деле распределены далеко не случайно, они существенно соотносятся либо с женским полом, либо с мужским. А вот предметы, которые действительно являются "нейтральными", встречаются достаточно редко.
Данные по Гонур-депе высвечивают одну из наиболее существенных научных проблем в использовании статистических методов для воссоздания социальной организации на основе погребальных свидетельств. Кроме того, с учетом пола и возраста можно предположить, что маргианское общество выделяло, по крайней мере, три, а возможно, четыре возрастные категории, которые совпадали с различными уровнями социальной градации.
Все эти и другие вопросы, в том числе лингвистические, позволяющие наряду с данными археологии продвинуться вперед в решении глобальной проблемы происхождения индоевропейцев и поиска их истиной прародины, я надеюсь, будут обсуждены в Ашхабаде за "круглым столом". Главный же вывод о Маргиане второго тысячелетия до новой эры можно сделать уже на основании того, что видно невооруженным глазом: в ту эпоху это была благополучная страна с централизованной властью и устойчивой экономической системой, которая обеспечивала очень высокий для древнего мира уровень жизни. Все это заставляет пересмотреть многие сложившиеся представления о ранних этапах становления нашей цивилизации, которая непрерывно развивается на планете все последние тысячелетия. Если смотреть на нее сквозь призму индоевропейской теории, то в Туркменистане был, несомненно, один из ее важнейших очагов.
Материал подготовлен Национальным управлением по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры Министерства культуры и телерадиовещания Туркменистана.
"Нейтральный Туркменистан", №265 от 31 октября 2006 года
|