М.Лаумулин: Социальный бульон, или Зарождение мелкой буржуазии в Казахстане 09:23 01.11.2006
Мелкое не означает ничтожное
Мелкий буржуа в своих экономических интересах, в своей политике, в своих религиозных, научных и художественных воззрениях, в своей морали – воплощенное противоречие. Карл Маркс (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 16. С. 31).
Развитие казахстанского общества за последние полтора десятилетия привело к тому, что оно по своей социальной структуре все более начинает напоминать общество классического капитализма. Появилась буржуазия – компрадорская, а затем национальная. Рабочий класс становится похожим на классический пролетариат. Появилась и активно развивается политическая элита, отражающая интересы тех или иных социальных групп, которые активно превращаются в классы. Как известно, важное место в социальной иерархии классического капитализма занимала такая группа, как мелкая буржуазия. Ее презирала богема, ругали политэкономы марксистского толка, к ней апеллировали политики для завоевания голосов. Мелкая буржуазия сражалась на баррикадах и устраивала революции в XIX веке, а в ХХ столетии приводила к власти диктаторов.
Вполне логично предположить, что в Казахстане также зарождается мелкая буржуазия. Это в основном те, кого социологи определяют как "самозанятых". То есть люди, кормящиеся своим трудом. Но владеющие кое-какой собственностью, а точнее – средствами производства. Анализ исторического опыта позволит реконструировать поведение мелкой буржуазии в наших современных казахстанских реалиях.
Социальный бульон
Мелкая буржуазия, безусловно, продукт рыночных отношений. Она сформировалась в Европе из средневековых сословий – мастеров-ремесленников, торговцев и крестьян, из тех слоев, которые могли сами что-то производить на продажу. Ее природная стихия – это мелкое товарное производство и мелкая торговля, основное место обитания – города (хотя и не всегда и не везде). Классический марксизм определил мелкую буржуазию как "класс мелких собственников, живущих исключительно или главным образом своим трудом". И назначил ей место между двумя основными классами – пролетариатом и буржуазией. Главный генетический признак мелкого буржуа, отличающий его от пролетария, состоит в том, что первый располагает в своей частной собственности средствами производства. Это могут быть лавка, мастерская или просто инструмент. Предполагается, что классический пролетарий ничего такого не имел (кроме собственных цепей). И наконец, мелкий буржуа является активным субъектом рыночных отношений, поскольку предлагает на рынке не свою рабочую силу, а произведенные им товары и услуги.
За последние десятилетия классический марксизм был не единожды осмеян и "окончательно" низвергнут, но, как представляется, мы входим по многим параметрам в общество, описанное полтора столетия назад Марксом и Энгельсом. Они описывали то, что наблюдали в современной им Европе: переход мелкого хозяина на положение пролетария означал превращение работы по найму в основной источник его существования. А если его собственный труд превращался во второстепенный источник дохода по сравнению с присваиваемым им чужим трудом, то в этом случае буржуа становился полноценным капиталистом. Таким образом, мечтой каждого буржуа было иметь собственное, желательно крупное дело. И соответственно, кошмаром мелкого буржуа являлось потерять собственность и превратиться в работягу-наймита.
Но это теория. На практике именно мелкая буржуазия, особенно городская, была источником неиссякаемой социальной активности, движущей силой и гражданской основой всех революций, сотрясавших Европу нового времени. Странно, что Маркс и Энгельс не замечали этого, или, точнее, не хотели видеть очевидного, сделав ставку на пролетариат как на передовой класс. Здесь имела место подгонка действительности под теорию. А тем не менее эпоха, которую они наблюдали и в которой жили, давала совсем другие примеры.
Именно мелкая буржуазия была тем социальным бульоном, в котором варились все успешные революции во Франции с 1789 по 1871 год: от взятия Бастилии до падения Парижской коммуны. Парадоксально, но французский буржуа, в первую очередь парижский, в эту бурную эпоху легко примирялся с угрозой потерять собственность, чтобы пополнять ряды революционных масс, шел в отряды санкюлотов, записывался в революционные батальоны, строил баррикады, свергал королей. Основным движущим мотивом был следующий: мы платим налоги из наших добытых нелегким трудом средств, а они (правительство, монархия, аристократы) нас обирают и давят. К началу Великой Французской революции эта ситуация выкристаллизовалась в чистом виде: буржуазия, в том числе и мелкая, больше не желала быть "третьим сословием". То есть мириться с экономическими привилегиями дворянства и духовенства. Поначалу буржуазия потребовала равенства в экономических правах, а затем – в политических.
Вся дальнейшая история XIX века – это борьба буржуазии за политическую власть, и следовательно – за расширение своих экономических возможностей. Следует обратить внимание на такой факт, что в Европе и Америке XIX века право голосовать давал (помимо прочих) имущественный ценз, то есть, чтобы быть полноправным гражданином, необходимо было владеть собственностью. Вот здесь и выходило на первый план основное отличие мелкой буржуазии, которая такой собственностью владела, от пролетариата. Поэтому не случайно классики марксизма клеймили революции той эпохи как "буржуазные", в лучшем случае – буржуазно-демократические. Но именно мелкая буржуазия (и плоть от плоти ее – разночинное студенчество) выступала зачинщиком и основной движущей силой во время парижских революций и восстаний. С их легкой руки слово "буржуазный" стало ругательным, и таковым по большому счету остается и по сей день.
"Взбесившийся буржуа"
По мере развития промышленного капитализма, а это вторая половина XIX и начало ХХ века, мелкая буржуазия разорялась, деклассировалась и пополняла ряды рабочего класса. Но рыночная стихия и конъюнктура рынка требовали ее присутствия на социальной сцене. Поэтому она постоянно регенерировалась и до сих пор продолжает оставаться субъектом экономики в качестве "малого бизнеса". Но с политической точки зрения, в ХХ веке с мелкой буржуазией произошли кардинальные метаморфозы. С левого фланга политического спектра она постепенно переместилась на правый, а затем и на крайне правый.
Мелкий буржуа был активным сторонником колониальной экспансии (хотя лично ничего от этого не выигрывал), националистом и шовинистом (сам термин произошел от фамилии французского ультрапатриота и мелкого буржуа Шовена и стал нарицательным); в Германии и Англии – ярым поклонником монархии, а во Франции времен Третьей республики голосовал за правые партии. Мелкий буржуа поддерживал драконовские законы, направленные против рабочих, хотя сам в любой момент мог оказаться в их рядах. И наконец, мелкий буржуа, каждый в своей стране, охотно проголосовал за развязывание мировой войны в 1914 году.
И только военные окопы на фронте, разорение в тылу и экономические проблемы послевоенных лет привели к тому, что европейская мелкая буржуазия начала трезво смотреть на проблемы экономики и политики. В 1920–30-е годы довоенная эпоха стала восприниматься как идиллическая, с точки зрения стабильности, казалась своего рода золотым веком. И как следствие мелкая буржуазия потянулась к тем политическим силам, которые обещали вернуть прежние времена и порядки, а вместе с ними экономическую стабильность, гарантированный доход, защиту от монополий и крупного капитала, с одной стороны, а с другой – от призрака коммунизма и национализации их пусть и небольшой, но собственности. В. И. Ленин, как бы к нему ни относиться, был свидетелем этого перелома и автором точной характеристики "взбесившегося от ужасов капитализма мелкого буржуа".
Как можно догадаться, политической силой, которая предлагала альтернативу мелкому буржуа, стало разноликое движение, которое потом назовут фашизмом. Муссолини в Италии и Гитлер в Германии, а также ряд других фюреров помельче во многих европейских странах говорили именно то, что хотел услышать мелкий собственник. Они предлагали ему защиту от алчности капиталистических монополий, жадных банков, страшных коммунистов, жуликов политиков, от неуправляемости рыночной стихии и угрозы всеобщего экономического краха. В идеальном виде эта ситуация сложилась во время Великой депрессии 1929–1933 годов в Германии, и результат известен: мелкий буржуа проголосовал в своей основной массе за национал-социалистов. Что было потом, хорошо известно. Бывшие мелкие буржуа своими телами устлали территорию Европы от Ла-Манша до Волги.
Неистребимый символ
Вторая половина ХХ века вызвала новые тенденции в развитых западных государствах: промышленный капитализм сменился постиндустриальным обществом. Соответственно, радикально поменялся социальный ландшафт, изменились роли основных классов. Крупная буржуазия сошла со сцены, уступив место наемным менеджерам, а пролетариат превратился в класс "голубых воротничков", пополнив собой средний слой общества потребления. И только место, функции и даже имущественное положение мелкой буржуазии мало изменились. Она по-прежнему оставалась неотъемлемой частью городского экономического ландшафта, заполняя собой мелкие экономические ниши и особенно ни на что не претендуя.
Но благодаря ей на Западе сложился экономический феномен в виде "малого и среднего бизнеса", стало возможным послевоенное экономическое чудо в Германии и Италии. И главное – этот класс мелких и средних экономически активных собственников, которых уже язык не поворачивается называть "мелкой буржуазией", стал становым хребтом так называемого "гражданского" общества, гарантом политического плюрализма и свободных рыночных отношений. В каждой стране Запада этот процесс протекал со своими особенностями, но в целом итог был одинаковым.
А свою роль революционной силы мелкая буржуазия продолжала играть, но уже на других континентах. В ходе развернувшейся в странах третьего мира волны национально-освободительных движений, антиколониальной и антиимпериалистической борьбы (то есть борьбы против засилья транснациональных корпораций), восстаний против диктатур и хунт мелкая буржуазия играла активную роль. По иронии судьбы, в некоторых странах, в основном в Азии, мелкая буржуазия стала опорой и фундаментом жестких авторитарных режимов, видя в них гаранта политической стабильности и экономического роста. Позднее эти страны назовут "азиатскими тиграми".
Свои политические интересы мелкая буржуазия маскировала под самыми различными знаменами: троцкизма, маоизма, социал-демократии, национал-патриотизма, еврокоммунизма, правого радикализма и т. д. Но повсюду история повторялась, совершая свой путь по спирали: по мере экономического развития и становления крупного производства мелкая буржуазия становилась его первой жертвой. Она разорялась по мере заполнения традиционного рынка товарами и услугами, которые прежде предоставляла. По мере изменения экономической конъюнктуры, появления новых технологий или формирования новой экономической среды возникал спрос на мелкий бизнес, который охотно устремлялся в новые ниши, возникающие в ходе таких трансформаций.
Таким образом, мелкая буржуазия неистребима как символ частной инициативы, как выражение естественного стремления человека к экономической самостоятельности, как продукт людской смекалки и инстинкта выживания.
Как мы помним, постсоветскому обществу пришлось пережить не так давно, по историческим меркам, крайне радикальную трансформацию. Центральной фигурой нового экономического порядка стал "человек с мешком", прообраз и начало зарождения у нас мелкой буржуазии. Если в советском обществе были социальные элементы этой группы (цеховики, фарцовщики, кустари-мастеровые и т. п.), то в постсоветском социуме мелкая буржуазия формируется на другой социальной базе – рудиментах советского среднего класса.
Крайне интересно наблюдать за развитием этого очередного эксперимента истории. Для Казахстана класс мелкой буржуазии – уже социально-экономическая реальность. Интересы этого класса пока концентрируются исключительно в экономической сфере: требования поддержки государством малого и среднего бизнеса, снижения налогов, правовой и административной защиты от бюрократического произвола. По мере экономического роста казахстанский мелкобуржуазный слой активно трансформируется в фундамент будущего среднего класса. Поэтому возникает вопрос: какие политические силы поддержит этот класс, каковы будут его политические ориентиры, цели и интересы?
Как показывает опыт истории, >следует любой ценой избегать радикализации мелкой буржуазии, которая в силу относительной экономической самостоятельности обладает большей политической активностью по сравнению с другими социальными группами. При этом она может повернуть как на левый фланг (постсоциалистический синдром), так клюнуть и на крайне правые (например, националистические) лозунги. Лекарство от мелкобуржуазного радикализма история прописывает только одно – экономическую стабильность.
Мурат Лаумулин Алматы №20 (181) 25 октября - 7 ноября 2006
|