Коран на монете. Три загадки уникального мервского золотого динара Султана Беркъярука (1094-1105 гг.) 10:04 01.11.2006
Загадка старой монеты
1 Санджар 1993 года праздничный салют в столице нашей Родины -Ашхабаде возвестил об эпохальном, судьбоносном событии в нескончаемо длительной истории Туркменистана - введении национальной валюты - маната. За многотысячелетнюю историю Туркменистана своим стремлением независимости, своим подвигом хранения святых заветов предков, традиций и духовных ценностей многие поколения туркмен выстрадали и заслужили эту награду за беззаветный труд, терпение, несгибаемую силу духа.
Создание собственной денежной системы и национальной валюты - это не только блестящий символ и неотъемлемый атрибут подлинной независимости, но и закономерный итог многотысячелетней эволюции денежного обращения в Туркменистане, имеющего богатейшую историю, щедро насыщенную яркими достижениями мирового уровня.
Первые деньги появились в Туркменистане еще на заре человеческой цивилизации в великой дельте чудотворного Мургаба - в стране Маргуш. Они, с точки зрения современного человека, имели весьма причудливую форму. По глубокому убеждению известного археолога Теркиша Ходжаниязова, эти (каменные, украшенные таинственными знаками и орнаментом пряслица, во множестве обнаруженные в древней Маргиане, есть не что иное, как протоденьги), ибо обладали, по его мнению, всеми их признаками. А именно, осуществляли функции меры стоимости, платежа, обращения и накопления.
С этих пор уже четыре тысячелетия денежное обращение в нашей стране не прекращалось ни на один день, претерпевая вместе с народом все исторические перипетии от глубокого безвременья упадка до заоблачных высот расцвета.
Талантливые резчики каменных пряслиц из Маргуша -первые изготовители денег -передали в наследство потомкам свое мастерство, а главное профессию. Последующие поколения мастеров уже на новом витке истории совершенствовали умение и навыки при чеканке металлических денег на монетных дворах Туркменистана. Самые ранние монеты были вначале отлиты, а затем и чеканены в государстве Ахеменидов, составной частью которого был Туркменистан в VI-IV вв. до н.э.
Они изготавливались из серебра и носили наименование сикль. Поразительно, но это слово дошло до наших дней и благополучно живет в названии национальной валюты Государства Израиль - шекель. Мощный толчок денежное обращение в Туркменистане получило в результате победоносного похода на Восток великого полководца Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.) Очевидно, именно в эту эпоху здесь появился и первый монетный двор в Александрии Маргианской (ныне городище Эрк-кала в Древнем Мерве). На монетах впервые появился весьма реалистичный образ "Царя Азии" - Македонского, положившего начало огромной серии портретных монет эпохи эллинизма. На монетах того времени, справедливо считающихся шедеврами монетного дела, как бы "записана" династическая история Бактрийского царства. К тому же эти монеты -единственный источник сведений о правителях этого государства.
Портреты царей Парфии представлены в чудесных произведениях мастеров торевтики (малой металлопластики) могучей империи Востока, просуществовавшей без малого 5 веков (III в. до н.э.- III в. н.э.). В ту пору своим искусством поражали профессионалы монетного дела из Нисы и Мерва.
Законченность и монументальность отличает монеты государства Сасанидов (III-VII вв.). "Официальные" портреты шахиншахов всегда изображали сильных, суровых правителей, среди которых была даже женщина - "Царица царей" Буран (630-631 гг.), судя по портрету - властная и непреклонная в достижении целей.
Шли века, изменялась картина мира, совершенствовались орудия труда, росло товарное производство, а вместе с ними и денежное обращение. Рынок требовал все большей денежной массы, расширялись старые и возводились новые монетные дворы по всему миру, в том числе и в Туркменистане. Помимо Нисы и Мерва появились монетные производства в Абиверде, Гургандже (Куняургенч), Амуле (Туркменабат), Сарахсе. С арабскими завоеваниями сюда пришел и новый тип монет: куфические дирхемы (серебро), динары (золото), фельсы (медь), получившие самое широкое распространение на всем евразийском пространстве на целых пять веков (VIII-XIII вв.).
Монеты Халифата, Саманидов, Газневидов, Туркмен-сельджукидов и Ануштегинидов не имели никаких изображений - только надписи. Однако, в отличие от всех иных, как предшествовавших, так и современных им европейских, были предельно полно насыщены информацией. Куфическая монета повествовала о правителе того или иного государства, духовном властителе всех мусульман - халифе, месте и времени чеканки, достоинстве и объединяющем всех мусульман символе веры. Наивысшего расцвета куфический стиль достиг в империи Великих туркмен-сельджуков. Строгий монументальный почерк первых арабских монет получил яркое художественное развитие в изысканных формах букв, украшенных то бутоном цветка, то листиком, то птичьей головкой, а потому получил известность во всем мусульманском мире как "цветущий куфи". Это характерная черта именно туркменских монет, отчеканенных мастерами, обладавшими утонченным вкусом, высоким профессионализмом, доведенным до совершенства. А может быть, это не только результат усердного учения, но и влияние среды, в которой мастер родился и вырос? Не с молоком ли матери-ковровщицы, создательницы истинных произведений высочайшего искусства, впитал будущий специалист монетного дела свое врожденное чувство прекрасного?
И не пример ли отца-зергера всегда был у него перед глазами в мастерской, где мерцающий огонь, блеск серебра и мелодичный звон наковальни будоражили воображение, звали в божественную стихию творческого поиска?..
Когда мы видим извлеченное из археологических раскопов какое-либо орудие труда, то практически всегда можем определить его назначение: то ли землю вспахать, то ли наскальный рельеф высечь и т.п. Но когда нам в руки попадает сам продукт производства, а мы и представить себе не можем, как он был изготовлен, то тут возникают загадки. И пытаясь разгадать их, вдруг обнаруживаем, что все наши представления и убеждения оказываются предубеждениями и незыблемые, казалось бы, истины подвергаются сомнению, рушатся. Впрочем, подобное состояние души и есть движущая сила любой науки, в том числе исторической, ибо расширяя круг своих знаний, мы неизбежно увеличиваем и границы нашею незнания, а незнание, и вообще все неведомое, в свою очередь, - мощный стимул для познания дальнейшего. И так будет до бесконечности, пока будет существовать на Земле разум. Несколько лет назад в руки исследователей попала одна удивительная монета. Один только внешний вид ее, совершенно необычный тип, привел в трепет видавших виды ученых. На маленьком золотом кружочке всего 25 мм в диаметре был помещен с обеих сторон непомерно обширный текст, выполненный почерком "цветущий куфи". Оказалось, что это динар, отчеканенный в Мерве Султаном Санджаром от имени верховного в те годы Султана Беркъярука (1094-1105 гг.). Сам Султан Санджар стал верховным правителем всех туркмен только в 1118 г. Это, однако, закономерно.
Поразительно другое. >Вместо обычного для всех мусульман символа веры: "Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед Пророк Его", на обеих сторонах монеты помещены целые страницы из священной книги мусульман - Корана. Никогда еще подобных даже отдаленно монет никто не видел. И вот здесь возникла первая загадка. Как мастеру монетного двора Мерва удалось вырезать на железном штемпеле буквы необыкновенной красоты, измеряемые микронами, без каких-либо оптических приборов? Ибо без них монету даже при отличном зрении прочитать чрезвычайно трудно.
Вторая загадка заинтриговала ученых едва ли не больше, чем первая. Каким инструментом вырезали этот феноменальный штемпель? Каким должен быть материал тверже железа, заточенный острее современной швейной иглы? О маргианской стали ходили легенды еще в парфянские времена, но какова же была технология производства высоколегированной стали в Мерве в XI веке? Какой великий умелец своими золотыми руками отлил (выковал) столь совершенный инструмент? Ответа нет но сей день, но факт существования такого производства подтверждает сама монета. А это неопровержимое свидетельство наличия могучих научных и технических сил в туркменском Древнем Мерве.
И, наконец, третья загадка. Для чего, собственно, потребовались такие значительные трудовые затраты для изготовления столь необычного золотого динара, когда для удовлетворения потребностей денежного обращения обычные монеты чеканились на монетном дворе Мерва тысячами. Безусловно, эта феноменально-чудная монета была отчеканена в честь какого-то неординарного события. Нам неизвестно пока, какого именно, но осмелимся высказать предположение.
Более 1000 лет назад на нашей планете происходили процессы, имевшие для развития всей цивилизации, как для Востока, так и Запада, поистине судьбоносное значение. Еще в 1071 г. после победы над византийцами в сражении при Манцикерте туркмено-сельджукские войска под предводительством султана Алп Арслана вышли к берегам Средиземного моря, вошли в Иерусалим. Возникли реальные предпосылки для создания новых туркменских государств. Открывались новые горизонты для продвижения ислама в сторону Ближнего и Среднего Востока. Туркмены, отличавшиеся чистотой нравов, благородством, именно в эту пору вошли в историю как истинные поборники ислама, утверждавшие и отстаивавшие его ценности.
Однако на Западе, в Европе тоже происходили процессы консолидации христиан под духовной властью папы римского. Идейным знаменем этого движения стала проповедь необходимости "освобождения Гроба Господня" от "неверных". Идея материализовалась в 1-м крестовом походе объединенных сил Европы в 1096 году.
До Иерусалима крестоносцы не дошли, поскольку были остановлены и наголову разгромлены войсками туркмен-сельджуков. Первое же столкновение двух миров вызвало яростное взаимное идеологическое противостояние, выразившееся в активной пропаганде собственных религиозных воззрений в самых разнообразных формах. Монеты, да все любые денежные знаки во все времена отражали политические и идеологические ценности государств, их выпускавших. Поэтому наша загадочная монета и могла гипотетически выступить как одна из форм прокламации мусульманского вероучения. Ее чеканка по-видимому преследовала именно эту цель и одновременно в тонком металле увековечила первую блестящую победу над крестоносцами. По техническому исполнению, дизайну, художественному уровню данная монета эпохи развитого средневековья не имеет аналогов в мире и является феноменальным, выдающимся памятником неисчерпаемо богатой истории Туркменистана.
Сейчас, в преддверии поистине всенародного праздника - 13-й годовщины создания денежной системы и национальной валюты независимого нейтрального Туркменистана - мы воздаем хвалу трудолюбивым, талантливым туркменским мастерам монетного дела, творцам шедевров планетарного значения, прославившим в веках своими бесценными творениями нашу необъятно духовную, богатую Родину - Туркменистан.
В.ТЮНИБЕКЯН. Нейтральный Туркменистан №265 от 31 октября 2006 года
|