КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 02.11.2006
20:29  Т.Витраи: Что происходит в Венгрии? (мнения венгерских экспертов)
16:58  КирМайдан. В Бишкеке вырос палаточный городок
16:27  Подал в отставку назначенный 6 дней назад старший прокурор по коррупции Киргизии К.Осмонов
15:18  Liberation > Спецслужбы Пакистана похищают и продают американцам людей под предлогом борьбы с терроризмом
14:59  А.Мусин (минэкономики Казахстана): Причина "регулярных" драк казахских рабочих с турецкими - неравенство в зарплате
14:57  ВВС > Митингующие в Бишкеке повязали красные шарфы
13:36  Митинг оппозиции в Бишкеке собрал уже 30 тысяч человек и объявлен бессрочным

13:28  Экс-премьер Узбекистана У.Султанов возглавил Ташкентский авиазавод им. Чкалова
12:22  Латвия, по настоянию Казахстана, устранила нарушения в копчении шпрот
11:24  Бишкек, площадь Ала-Тоо. Власти и оппозиция вывели на митинг по 1,5 тысячи человек
11:12  "Голос Америки" > Куда движется Таджикистан?
11:09  Веб-СМИ Киргизии атакуют хакеры
10:55  А.Мамедов: За 13 лет независимости туркменский манат обесценился в... 10.000 раз!
10:52  Г.Мирский: Возврат в Средневековье? Возвращение исламской теократии
10:48  "ВПК" > Вновь запахло тюльпанами. Киргизская оппозиция пытается расшатать режим К.Бакиева
10:43  М.Ашуров: "Троянский конь" в ЦентрАзии. Какая роль отводится в новом мировом порядке Таджикистану?
10:31  Большая часть южноказахстанских проституток - узбекистанки
09:36  Россия показала Китаю Су-35. В ближайшие 10 лет он будет лучшим в мире
09:30  А.Малашенко: Каким нам видится ислам. Стереотипы восприятия
09:28  "НГ" > Ташкент под микроскопом. Узбекистан прочно обрел "статус диктатуры"
09:21  А.Дубнов: Киргизские рекорды. К.Бакиева спасет только новая конституция
09:12  Guardian > Лондонская биржа в панике. Ее завалили акциями российских и казахстанских компаний
09:04  Т.Тургуналиев (лидер партии "Эркиндик"): "В Кыргызстане наступил период "кто кого свалит"
08:52  "Къ" > Достроить Рогунскую ГЭС в Таджикистане просится Пакистан
08:47  Газ расплаты. Тбилиси заплатит "Газпрому" больше всех в СНГ - $230 за тысячу кубов
06:14  Русский бизнес вытесняют из Казахстана. Как депутат Р.Мадинов борется с фермером А.Клименко
05:54  Е.Урлаеву и других узбекских правозащитников судят за "участие в незарегистрированной организации"
02:08  В центре Бишкека застрелены два авторитетных "авторитета" - Шрам и Бока Казарманский
00:40  А.Асроров: Цыплят по осени считают. К вопросу о корнях узбекско-киргизских противоречий
00:38  Дж.Буш заблокировал активы известного торговца казахстанским оружием В.Бута
00:22  А.Королев: Строительная пирамида в Казахстане. История повторяется?
00:08  Киргизского правозащитника А.Аскарова будут судить за разглашение тайны пыток в Базар-Курганском РОВД
Среда, 01.11.2006
18:57  Граф Петр Шереметьев обещает Казахстану помощь в... возвращении праха хана Кенесары
18:49  ИГНПУ > В Хорезме усиливаются гонения на кришнаитов
14:44  2-й раунд переговоров властей и оппозиции в Киргизии также закончился провалом
12:54  Ректора "Кызылординского академического университета" будут судить за "липовые" дипломы
12:47  Не раскалывайте страну и народ! Обращение депутата Киргизского Парламента С.Попова
11:40  "Новое руководство не оправдало надежд нации!" Заявление 25-ти кыргызстанских парламентариев
10:39  Об изучении иностранных языков в Туркменистане: русский в загоне, английский на подъеме
10:04  Коран на монете. Три загадки уникального мервского золотого динара Султана Беркъярука (1094-1105 гг.)
09:55  С.Салимов: Все в "Отан". В Казахстане создается единая провластная партийная система
09:52  Учительница из Мирзакента запытала насмерть двух школьниц
09:49  ФБР: Аскар Акаев был связан с организованной преступностью
09:48  Питерцы наградили Туркменбаши орденом "Общественного признания" в виде серебряного медальона с профилем... Баши
09:43  "НГ" > Баку не хочет ссориться с Тегераном. Азербайджан не поддержит "западные" санкции
09:29  А.Баранов: Почему людям изменяет Родина? За что/кого умирали русские солдаты в Таджикистане. Ч. 1-я
09:23  М.Лаумулин: Социальный бульон, или Зарождение мелкой буржуазии в Казахстане
09:22  В Таджикистане голодает 60% населения
09:19  С.Ежков: Британский Oxus Gold просят с вещами на выход из Узбекистана. Почему?
09:14  Почта, телеграф, вокзал... Схема движения киргизских оппозиционеров на митинг 2/11
09:10  Дж.Маллори: Туркменская Маргиана - новооткрытый важнейший очаг индоевропейской цивилизации
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Малашенко: Каким нам видится ислам. Стереотипы восприятия
09:30 02.11.2006

Вопрос о роли религии в современном развитии, который, казалось бы, должен становиться все большим анахронизмом в век небывалого научно-технического прогресса и супертехнологий, снова оказался в центре политической дискуссии. Утверждения о том, что мы живем в эпоху "столкновения цивилизаций", превратились в общее место, а за различными конфликтами все чаще угадывается религиозный фактор.

Россия – государство многонациональное и мультиконфессиональное, так что любой разлом по линии религии чреват серьезнейшими внутренними проблемами. На уровне официальных заявлений руководители Российского государства, а также различных конфессий не устают напоминать об этом, предостерегая от любых проявлений, способных задеть чувства верующих.

Характерна в данной связи российская реакция на "карикатурный" скандал, сотрясавший Европу зимой 2006 года. В России не только осудили публикацию карикатур, отвергнув европейскую аргументацию о незыблемости свободы слова, но и подвергли преследованию отечественные СМИ, которые неосмотрительно перепечатали спорные рисунки. Между двумя крупнейшими отечественными конфессиями – православием и исламом – в принципе существует единство взглядов на то, как светская власть должна относиться к чувствам верующих и вообще к религиозной проблематике.

На фоне столь осторожной позиции власти особенно бросается в глаза, что образ врага, стремительно формирующийся в российском обществе, явно окрашен в религиозные тона. "Исламская угроза" постепенно превращается в главное "пугало", в восприятии которого переплетаются многочисленные бытовые стереотипы и возникающая государственная идеология противостояния всему тому, что кажется "чуждым".

СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ

Отношение к исламу в российском обществе было и остается двойственным. В России он традиционно ассоциируется в первую очередь с мусульманским Востоком, который хотя и представляет собой нечто экзотическое и загадочное, но является соседом, а значит, "своим". Это чувство усиливается благодаря сложному восприятию соседа западного – Европы. Ощущение того, что Европа "не принимает" Россию, порождает, отчасти в знак протеста, тягу в противоположную сторону.

На уровне же массового подсознания россияне воспринимали и воспринимают ислам как нечто чужеродное. Отвечая на вопрос "Какая религия кажется вам наиболее чуждой?", большинство (26 %) указало на ислам. Подобному отношению немало способствовала официальная советская идеология, делившая ислам на "зарубежный" (активный, политизированный, чаще всего антикоммунистический, но иногда использовавшийся в качестве лозунга в национально-освободительном движении) и собственный, "советский", распространенный среди "отсталых стариков" и "слабых женщин". Конечно, некоторые функционеры в партийном аппарате и особенно в КГБ отдавали себе отчет в том, что ислам оказался в СССР более чем живуч и во многих местах сохранил свои функции как регулятор социальных отношений. Однако в целом "наш ислам" не был тождествен "их исламу", а религиозная идентичность советских мусульман считалась маргинальной и обреченной на исчезновение.

В конце XX века (под влиянием распада СССР, углубления внутренних конфликтов в России и обострения противоречий между мусульманским миром, с одной стороны, и Европой и Америкой – с другой) российский ислам стал все более отождествляться с мусульманским миром, как таковым, со всеми его минусами и плюсами. Особенно это касается Северного Кавказа – части как России, так и мирового мусульманского пространства. Ближе к миру ислама становится Татарстан с его тысячью мечетей, Исламским университетом и стремлением перейти с кириллицы на латиницу.

Вместе с тем деление ислама на "свой" и "чужой" сохранилось. Правда, теперь новая официальная идеология именует "чужим" фундаменталистский (ваххабитский и проч.) ислам, который противостоит "нашему" – традиционному, погруженному в дела веры и отвергающему политическую ангажированность.

Большинство россиян не проявляют особого интереса к отношениям с миром ислама. Только 1,8 % считают, что в долгосрочной перспективе Россия должна ориентироваться на укрепление связей в первую очередь с мусульманскими странами. (40,2 % предпочли страны СНГ, 26,2 % – Западную Европу, 7% – Китай). Они уверены, что мусульманские государства в целом не представляют угрозу их стране. Враждебными их считают только 2,9 % опрошенных в возрастной категории 17–26 лет (по результатам опроса, проведенного в конце 1990-х Центром стратегических и политических исследований).

Когда же речь заходит об отношении к российским мусульманам, картина резко меняется, даже несмотря на то, что наши мигранты-мусульмане – это в основном или бывшие граждане СССР, или нынешние граждане России. Они владеют русским языком, сравнительно легко адаптируются к российскому быту. У старшего поколения мигрантов общий с остальными россиянами менталитет.

У людей выработалось несколько стереотипов мусульманина. Это агрессивные, безжалостные, презирающие русского обывателя фигуры: либо бородач с автоматом, либо террорист в маске, либо жуликоватый делец. Правда, это и приехавший на заработки и нещадно эксплуатируемый "убогий мусульманин" в тюбетейке. Он не вызывает неприязни, но к нему нет ни чувства сострадания, ни уважения. (Интересно, что ни один из негативных стереотипов не ассоциируется с татарами, которые в большинстве своем, особенно в городах, по образу жизни и менталитету близки к славянам или вообще неотличимы от них.)

В чем же причины столь негативного восприятия мусульман в России?

НЕПОНЯТОЕ И НЕПОНЯТНОЕ

Отношение к исламу и мусульманам вписывается в общий контекст ксенофобии, которая в первой половине 1990-х считалась рудиментом посттоталитарного менталитета, а спустя 10 лет превратилась в его системообразующую часть. Если в 1989 году признаки ксенофобии проявлялись у 20 % населения, то в 2001-м – уже у 50 %. В 2006 году лозунг "Россия для русских" поддержали, по данным социологического опроса, 35,4 % российских граждан. Как заметил известный социолог и философ Лев Гудков, по уровню неприязни к инородцам Россия превзошла даже самую ксенофобскую страну Европы – Австрию.

Если раньше в ксенофобских настроениях доминировал антисемитизм, то сегодня они пестрее, а их главным объектом становятся выходцы с юга страны, из которых 70 % – мусульмане. По данным мониторинга Аналитического центра Юрия Левады, к чеченцам негативно относятся 52,3 %, к азербайджанцам – 29,2 %, а вот к евреям – "всего" 11 % участников интернет-форумов (среди молодежи до 19 лет эти цифры соответственно 64,1 %, 48,9 %, 19,5 %). Как видим, кавказофобия "захватывает иногда до двух третей населения и более".

Евреи боролись с антисемитизмом, преимущественно покидая СССР и Россию или же встраиваясь в русскую культуру и утверждаясь в рядах образованной и обеспеченной элиты общества. Мусульмане не уезжают и не растворяются, даже если они "научились забывать" о религиозных запретах. Они оберегают свою конфессиональную идентичность.

"Внутренняя" ксенофобия неотделима от "внешней". Но, к примеру, антиамериканизм принципиально отличается от исламофобии. Американцев не боятся, их бытовым стереотипам пытаются подражать, им завидуют. Это – своего рода национальный комплекс неполноценности, которую бывшая сверхдержава испытывает по отношению к стране, сумевшей сохранить великодержавный статус. В отношении мусульманского мира такого комплекса нет. Есть удивление и раздражение по поводу того, что некогда младшие, нуждавшиеся в помощи братья – арабы, афганцы, индонезийцы, наконец, жители советской Средней Азии – "вдруг" подросли, перестали спрашивать совета у старших и ведут себя вызывающе самостоятельно. Это влечет за собой растерянность и боязнь.

Конечно, можно попытаться "развести" собственно исламофобию и мусульманофобию, то есть неприятие ислама как религии и неприязнь к мусульманам. Однако это вряд ли возможно, ибо означало бы отделение традиции от ее носителей. Попытки же мусульманских духовных лидеров представить ислам исключительно как "религию мира" (наиболее расхожее выражение в разного рода межконфессиональных диалогах) воспринимаются со скепсисом. Во-первых, имамы и муфтии редко бывают достаточно красноречивы, чтобы убедить людей в своей правоте. Во-вторых, по мере подавления свободы суждений звучащие из телевизора слова перестают вызывать доверие точно так же, как в недавние времена не воспринималась советская пропаганда. В-третьих, деяния исламских радикалов опровергают в глазах людей тезис о миролюбии ислама.

Людям "неуютно" оттого, что рядом что-то необычное, непонятное. Контраргумент о том, что в СССР мирно уживались самые разные народы, в данном случае не работает. Ведь при советской власти конфессиональная идентичность игнорировалась на официальном уровне и постепенно истаивала в общественном сознании.

>Страх – вот главная причина исламофобии. Он привел к зарождению представления об исламской, а не исламистской угрозе, которая действительно существует. (Различие между этими двумя понятиями стало осознаваться совсем недавно усилиями ряда политиков, экспертов и журналистов.) На самом деле даже раздражение в отношении мигрантов-мусульман лишь в незначительной степени связано с неприятием их религии. Просто речь идет о способе восприятия реальности испуганным обывателем.

А реальность – это и рост национализма среди мусульманских народов, и вспыхивавшие с конца 1980-х этнополитические конфликты, участники которых апеллировали к исламу. Но самое главное – эксплуатировавший исламские лозунги терроризм с его кровавыми акциями в России, Европе и США. Восприятие исламского мира отягощено воинственной риторикой мусульманских политиков, а также международными проявлениями религиозного фанатизма, которые привлекли всеобщее внимание. Такими, например, как уничтожение талибами древнейших статуй Будды в 2001 году, убийство в Голландии режиссера Тео ван Гога в 2004-м, погромы в предместьях Парижа и пр. Именно этими объективными факторами прежде всего определялся подъем с начала 1990-х антиисламских настроений в России.

Подавляющая часть россиян судят об исламе по тем, кто находится на виду, то есть по наиболее дерзким представителям мусульманского мира – как правило, радикалам. Образ мусульманства, таким образом, формируется у нас под воздействием акций религиозных экстремистов, конфликтов с участием мусульман, радикальных заявлений мусульманских политиков и духовных лиц. В то, что международный терроризм объявил нашей стране войну, верят 48 % участников опроса, проведенного российским ВЦИОМом в октябре 2005 года. (В январе того же года такого мнения придерживались 35 % респондентов.) На вопрос Левада-центра "Считаете ли вы ислам агрессивной религией?" "определенно да" ответили 23,1 % опрошенных, "скорее да" – 26,6 %.

На вопрос в 2004 году "Как бы вы отнеслись к тому, чтобы были введены административные ограничения на распространение ислама в России?" ответы распределились следующим образом: "целиком положительно" – 19,2 %, "скорее положительно" – 25,5 %, "скорее отрицательно" – 26,7 % и "резко отрицательно" – 11,1 %.

Важнейший фактор негативного восприятия мусульман в России – конфликт на Северном Кавказе, тем более что на самом деле Россия воюет с мусульманами на протяжении вот уже четверти века. Афганский моджахед и кавказский боевик стали символами врага. 25 % респондентов, участвовавших в опросе, проведенном ВЦИОМом в 2004-м, сочли мусульман непримиримыми противниками православия. Отвечая в 2005 году на вопрос "Какого влияния следует сейчас больше всего опасаться России?", 27,3 % опрошенных заявили, что исламского, 17,6 % – национально- шовинистического, 17,0 % – западного, 8,5 % – израильского, сионистского и 9,3 % – китайского.

Вместе с тем в глазах общественного мнения ислам далеко не всегда представляется идейной основой для совершения терактов. По данным социологической службы Validata, в 2003-м только 7–8 % участников опроса считали, что основной побудительный мотив, заставляющий чеченцев становиться шахидами-смертниками – джихад, зато 69–71 % полагали, что это – реакция на применение насилия федеральными войсками в Чечне. Иными словами, в Чечне акты террористов-самоубийц обусловлены, по мнению респондентов, не влиянием ислама, а невозможностью восстановить справедливость. В ответ же на вопрос Левада-центра "Кто, на ваш взгляд, произвел в 2000 году взрыв в московском подземном переходе?" только 4,7 % респондентов указали на воинствующих исламских террористов.

Наконец, ислам ассоциируется с наплывом в Россию мигрантов, которые зачастую ведут себя неадекватно, демонстрируя неуважение к местным традициям и обычаям, что составляет прочную основу настороженного и откровенно негативного отношения к исламу. Проведенный ВЦИОМом в марте 2002-го опрос показал, что к выходцам с Северного Кавказа "в основном отрицательные" и "резко отрицательные" чувства испытывают соответственно 43,3 % и 30,1 % респондентов, к приезжим из Центральной Азии – 38,7 % и 25 %, к арабам – 30,3 % и 20,2 %, а вот к белорусам, молдаванам и украинцам – 12,6 % и 4,0 % опрошенных. По результатам других опросов негативное отношение к иноэтничным мигрантам характерно для 73 % сотрудников МВД.

Правда, с формальной точки зрения в вопросе отношения к мигрантам Россия оказывается в одном ряду с европейскими странами. Так, недовольство в связи с проживанием мусульман в их стране выражают, например, 75 % шведов, 61 % немцев, 48 % испанцев, 44 % итальянцев, 39 % британцев.

Мигрантофобия в России будет расти и впредь, хотя бы в силу роста числа самих переселенцев. "Нам нужно от 700 тыс. до 1 миллиона мигрантов в год, – отмечает этнолог Владимир Мукомель. – Понятно, что они будут, скорее всего, представителями тех этнических групп, которые не являются традиционными для России".

Рост исламофобии необходимо остановить. В этом заинтересованы все, в том числе и мусульмане, которым тоже следует быть осторожнее и избегать высказываний, например, о неизбежности исламизации России либо о необходимости замены ее герба.

СОЗДАВАЯ ОБРАЗ ВРАГА

Огромное влияние на создание образа мусульманина оказали также средства массовой информации и массовая культура. В конце прошлого – начале нынешнего столетия российские СМИ способствовали религиозному возрождению, пробуждали интерес к религии. Они формировали "новых верующих", поддерживали соблюдение ими обрядов и укрепляли складывавшуюся религиозную идентичность. Государство поощряло подъем православия и допускало исламское возрождение.

Одновременно, с 1990-х годов, в СМИ начинает "вырисовываться" негативный образ ислама.

В прессе и на телеэкране реальные трудности в отношениях с мусульманским миром стали быстро трансформироваться в "исламскую страшилку". Исламский фактор гиперболизировался, война в Чечне в середине 1990-х часто определялась как "конфликт цивилизаций". Искажались основные понятия ислама (в особенности джихад), а идеология экстремизма – сознательно или в силу неведения – экстраполировалась на всю мусульманскую традицию. Большинство связанных с исламом и мусульманами публикаций привязывались к войнам, терактам, конфликтам. Достаточно вспомнить такие заголовки журнальных либо газетных статей, как "Исламские волки убивают русских солдат", "Деньги для диктатуры шариата", "Зеленая чума", "Хиджаб замедленного действия", "Шахидкам с бомбами везде у нас дорога", "Чеченские шлюхи взрывают Москву".

Негативный взгляд на ислам культивируется и публикацией тенденциозных высказываний исламских политиков и духовных лиц, рассуждающих о неминуемой исламизации России и создании в перспективе исламского государства, выступающих против браков мусульман с иноверцами и т. д.

Можно привести, наверное, тысячи цитат из СМИ, создающих искаженные представления об исламе, отождествляющих ислам с идеологией и практикой экстремизма. По горькому замечанию журналистки Надежды Кеворковой, "нашим экспертам все ясно: приезжие – грязь, террорист – исламский, таджики – наркокурьеры, интернационал – мусульманский, война – цивилизаций".

Свой "вклад" в исламофобию и особенно в кавказофобию вносит российское телевидение. В таких передачах, как "Дежурная часть", "Криминальная Россия", "Человек и закон", "Криминал", "Чрезвычайное происшествие", одно из главных действующих лиц – человек с нерусской внешностью чаще всего мусульманин.

На телевидении крайне редки программы и передачи, дающие не связанную с политическим контекстом или вопросом "борьбы цивилизаций" информацию об обыкновенном исламе. Кроме того, можно часто столкнуться с элементарным невежеством в отношении истории и специфики мусульманской религии. В СМИ по-прежнему встречаются и "мусульманская церковь", что тождественно "христианской мечети", и "исламский бог любви" (?!), и употребление термина "шафииты" (один из толков суннитского ислама) вместо "шииты". Исламская тематика проникла и в кроссворды, где она представлена такими вопросами, как, например, "бестселлер мусульман" (видимо, Коран) или "религия, которую считают наиболее воинственной" (наверняка ислам).

Необходимость в объективной и правдивой, а не только в негативной либо сусальной информации возрастает. Роман Силантьев, автор нашумевшей "Новейшей истории исламского сообщества России", отмечает, что "приличных книг об исламе в современных библиотеках и книжных магазинах довольно мало, малотиражная исламская пресса продается только в киосках при мечетях, поэтому ответы на свои вопросы обычный православный человек, скорее всего, станет искать в Интернете на самых популярных мусульманских сайтах. И что же на них увидит? А увидит он множество антихристианских статей, электронные библиотеки, забитые сочинениями Полосина, южноафриканского опровергателя христианства Ахмада Дидата, апокрифическим евангелием от Варнавы и переводными брошюрками для неофитов-ваххабитов…"

Казалось бы, в этих условиях СМИ, и в первую очередь телевидение, должны были бы взять на себя основную роль по созданию сбалансированного видения мусульманства в обществе. Однако ислам остается для них почти terra incognita. Между тем такого рода вакуум всегда имеет тенденцию заполняться некомпетентными, примитивно-апологетическими или, напротив, провокационными, исламофобскими материалами, что, к сожалению, не раз происходило в нашей стране в трудные времена.

Крупные теракты, осуществленные в России, не вызвали стремление "смикшировать" рост негативного восприятия ислама. "Для сравнения, – пишет философ и искусствовед Даниил Дондурей, – после теракта в Лондоне отношение населения к исламу было одним из важнейших сюжетов британских СМИ. Было показано огромное количество документальных сюжетов… свидетельствовавших о том, что традиционный ислам сам по себе не является источником опасности". После терактов в Великобритании, Испании, Франции местные лидеры неоднократно предупреждали людей о недопустимости антиисламских выступлений. Президент США Джордж Буш, неосторожно определивший борьбу против терроризма как "крестовый поход", много раз пытался исправить свою ошибку, позитивно отзываясь об исламе и призывая не отождествлять террористов с мусульманами.

Ничего или почти ничего подобного не происходило в России. Ключевые фигуры в российском истеблишменте избегали публичных выступлений, а на экране мелькали второстепенные политики, которые скорее провоцировали аудиторию. В итоге общественное сознание оказалось дезориентированным – в частности, возникла неопределенность относительно трактовок роли ислама в произошедших трагических событиях.

Таким образом, неформальный государственный заказ по созданию образа врага успешно выполняется. Даже тогда, когда с наступлением 2000-го началась реставрация архетипа американского империалиста, делались намеки на его связи с исламским экстремистом.

НОВЫЕ ХАДЖИ-МУРАТЫ

Кое-что об исламе и мусульманах мы узнаем из книг. А в них на смену жестоким, но все-таки благородным абрекам Пушкина, Лермонтова, Толстого пришли головорезы и садисты. Кавказский мусульманин оказался в заурядном детективе, где превратился даже не в варвара, а в уголовника.

Писатели XIX века кавказцев не идеализировали, но и не превращали в зверей, сопровождающих свои жестокости ссылками на ислам. Старые книги пробуждали интерес к исламу, к его приверженцам. "У классиков и их современников не было ощущения стены между двумя, по видимости, непримиримыми мирами".

Нынешнее общественное сознание, напротив, все более проникается ощущением этой стены. И массовая литература, особенно детективная, наглядно в этом убеждает. "У нас не так, как у вас", – произносит чеченец Рашид из книги Льва Пучкова "Операция "Моджахед"". – Мы – другие". Среди авторов немало выходцев из спецслужб, юристов и журналистов, так что конкретные факты чередуются с литературным вымыслом. На стыке и возникает детективный дискурс ислама.

В детективной литературе появились целые серии – "Антитеррор", "Спецназ", "Офицеры", в которых в качестве антигероев выступают кавказцы, а слова "джихад", "Коран", "неверный", "гяур", "Аллах" (чаще всего упоминаемый всуе и не к месту) маркируют их конфессиональную принадлежность. Приверженность исламу – обязательная характеристика, если хотите, "грим" отрицательных персонажей.

Такие книги "поглощают" люди с пассивным сознанием, по большей части уставшие от работы и напряженной жизни. Для них это – чтиво, не требующее ни нравственных, ни умственных усилий: его просто принимают на веру. Поэтому образ мусульманского кавказского врага успешнее формируется в менее образованной и интеллектуализированной, зато наиболее многочисленной среде.

В некоторых книгах, написанных в жанре научно-политической фантастики, сюжет развивается на фоне тотальной экспансии ислама. Внушая страх перед исламом, такие произведения льют воду на мельницу исламофобии, разрывают и без того непрочную ткань межконфессионального согласия.

"Классическим" выразителем подобного рода исламофобии можно назвать Елену Чудинову с ее романом "Мечеть Парижской Богоматери", который по степени неприязни к исламу сравним разве что со скандально известным бестселлером "Ярость и гордость", вышедшим из-под пера публицистки Орианны Фаллачи (итальянская писательница, проживавшая в Америке, которая неоднократно отзывалась об исламе как о "религии, сеющей ненависть вместо любви и проповедующей рабство вместо свободы"; в 2005 году ее обвинили в клевете на ислам и возбудили против нее дело в итальянском суде. – Ред.).

Последовательный единомышленник Чудиновой – писатель Михаил Веллер, который недвусмысленно заявляет, будто окончательная цель мусульман – разрушить христианский мир. Впечатляет веллеровский вариант борьбы против терроризма, предложенный им в книге "Великий последний шанс": "Все террористы – арабы-мусульмане. Следовательно, если уничтожить всех арабов-мусульман, терроризма не будет. Технические возможности позволяют сегодня белой цивилизации начать и выиграть войну на тотальное уничтожение с применением всех средств".

Есть, правда, ряд книг, которые не могут быть занесены в категорию исламофобских, хотя в них ислам выглядит не менее угрожающим. Их герой – мусульманин, но отнюдь не кровожадный ваххабит, а горец, следующий скорее не исламским, а своим этническим традициям. Он может быть индифферентным к исламу и зачастую ненавидеть пришедших на Кавказ арабов. Читателю внушается, что источник "исламского негатива" не мусульмане – уроженцы Кавказа, а выходцы с Ближнего Востока, афганские талибы и т. п. Эти "чужаки" представлены как нелюди, издевающиеся над самими кавказцами, оскверняющие их традиции. Чего, например, стоят сцены убийства муфтия и группового изнасилования арабами чеченки Эльзы, которую таким способом "вербуют" в шахидки в уже упоминавшемся романе Пучкова "Операция "Моджахед"".

Конечно, названные выше книги – однодневки, их сюжеты и герои быстро забываются. Но они успевают наложить отпечаток на представления читателя об исламе и мусульманах. А ведь поток подобной литературы нарастает, закрепляя в обывательской картине мира зловещий образ мусульман.

***

Тиражируемая политиками и средствами массовой информации, отраженная в искусстве, "исламская угроза" прочно встроилась в сознание российского общества. В ближайшем будущем вряд ли удастся изменить восприятие нашими гражданами ислама, тем более что далеко не все зависит от хода событий в самой России.

Но все же основания для надежды есть. В 2003 году фонд "Общественное мнение" пытался выяснить отношение россиян к возможному браку их детей с представителями мусульманской религии. Оказалось, что 50 % респондентов не имели бы ничего против брака своего сына с мусульманкой. На вопрос "Возражали ли бы вы против брака вашей дочери с мусульманином?" положительно ответили 44 %, а отрицательно – немногим меньше: 39 % опрошенных. Эти ответы, подтверждающие, что сближение с приверженцами "чуждой" религии не исключено, возможно, позволяют смотреть вперед с оптимизмом.

А.В. Малашенко – д. и. н., профессор, член научного совета Московского центра Карнеги. Данная статья основана на материалах, собранных в процессе работы над книгой "Ислам
в России: общество и государство".

© "Россия в глобальной политике". № 5, Сентябрь - Октябрь 2006

Источник - Россия в глобальной политике
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1162449000


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх