КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 09.11.2006
22:53  Узбекская милиция намерена не выпускать журналиста А.Таксанова
21:01  Новым руководителем Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) избрана китаянка Маргарет Чан
20:35  Четверо наблюдателей от ОБСЕ за выборами в Таджикистане... высланы из России
18:39  А.Грозин: Вновь недовольная Киргизия. "Бандократия" отступила?
16:58  Умер легендарный шеф немецкой разведки, работавший в Алма-Ате
13:49  Ж.Назаралиев: Мы не должны жить мелкими "стаями-племенами" (обращение к братьям кыргызам)
13:43  В Аркалыке предлагают "в хорошие руки"... две мечети

13:38  Из афганского плена вернулся еще один советский солдат - Ю.Степанов с женой и сыном
13:32  К.Бакиев: "Здесь нет проигравших, все мы стремились..." (речь при подписании новой Конституции)
13:22  Д.Ворсобин: День сурков. Киргизы бунтовали за 500 сомов в день на брата
13:17  Дэниел Сершен: Принимая новую Конституцию киргизский Парламент смягчает остроту политкризиса
12:42  А.Джумаев: "Игра в интеграцию". США вступили в битву за энергетические ресурсы ЦентрАзии
12:32  Датское НПО "Международная поддержка СМИ" ищет редактора Центразийскому веб-сайту www.freedolina.net (конкурс)
12:16  Китай озадачил киргизское руководство предложением сотрудничать по схеме "ресурсы взамен финансирования"
12:08  С.Семенов: Кто погубил арийско-русскую цивилизацию?
12:01  Перманентные страдания. Грузия опять собралась выходить из СНГ
11:57  Кресло по конкурсу. Таджикистан принимает новый Закон о госслужбе
11:51  ВВC > Антиказахский фильм "Борат" запретили к показу в кинотеатрах России
11:44  Д.Шарипов: Эволюция безвольной политики Запада в отношении Узбекистана
11:42  Торгпредом Киргизии в Афганистане назначен А.Усувалиев
11:39  Дом без офицеров. Минобороны Казахстана продолжает эффективно разбазаривать имущество
11:34  Хунвэйбинофобия. Китайская опасность для Казахстана
10:02  А.Аязбеков: Президентская программа "Болашак" в Казахстане: результаты не окупают затраты
09:45  New York Times: Как Америке наказать Иран через голову России
09:37  Газовая инфляция. Страны СНГ начинают страдать от подорожания российского газа
09:34  Дефицит газа в России и открытия в Туркмении – инструменты манипулирования рынком
09:28  "НГ" > Бишкек готов просить рубли и штыки
09:24  Боевики взорвали пакистанскую военную базу в Мардане: Пенджабский полк потерял 42 погибшими
09:05  "Режиму И. Каримова есть что скрывать", - заявление Демпартии "Эрк" о санкциях
08:20  Глубоко о высоком. Главы правительств России и Китая обсудят освоение недр и покорение Луны
08:16  Бушу надрали уши. Демократы взяли верх в обеих палатах Конгресса США
06:03  Монголия запретила импорт российской водки
00:52  В.Воронов: Военные игры мулл. Тегеран развернул небывалый пиар своих оружейных достижений
00:42  Потомок Аннанияза арчина. "Древо жизни Великого Сапармурата Туркменбаши". Ч. 4-я
00:30  А.Толмачев: Птенцы Керенского вылупились в Киргизии
Среда, 08.11.2006
23:17  Парламент Киргизии одобрил проект новой конституции
22:56  У.Калмурзаев: Кто и как финансировал 2-ю "кыргызскую революцию"
20:34  К.Бакиев подписал согласованный с оппозицией вариант Конституции
19:46  Казахско-турецкий лицей в Кызылорде закрыли на карантин из-за эпидемии гепатита
12:16  В.Богатырев: Потечет ли вода под камень? Как честно поделить Центразийскую воду
12:13  Джим Хогланд: Буш заколебался. "Пинг-понговая дипломатия" для Ирана
12:10  Washington Post: Американский гундеж. Уроки, которые преподают нам Россия и Китай
11:33  А.Асроров: Каримов вовсе не случайно сблизился с Россией и Китаем. У него есть четкий план...
11:08  М.Бхадракумар: Кыргызстан в крепких российско-американских объятиях
10:50  Л.Музапарова: Пути углубления энергетического сотрудничества между Казахстаном и Россией
10:49  А.Калинин: Запад простит авторитаризм Рахмонова и поможет ему материально
10:20  Эсен Аман: Cекс-рабство в КабМине. Минторг приторговывает... туркменскими девушками
10:16  И.Борисов: В центрально-азиатском торфянике догорают угольки демократии
09:56  Уволен мятежный Чуйский губернатор Т.Кулмурзаев
09:49  Кинорежиссер Е.Кончаловский установил, что гончарный круг и 4-колесную повозку впервые смастерили на территории Казахстана
09:43  В.Мясников: Войны будущего уже проиграны. Сражаться в сфере высоких информационных технологий будут США и Китай
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Туркменистан   | 
Потомок Аннанияза арчина. "Древо жизни Великого Сапармурата Туркменбаши". Ч. 4-я
00:42 09.11.2006

Древо жизни Великого Сапармурата Туркменбаши

(Продолжение. Начало в №№267, 268, 269).

>Аннанияз арчин пользовался огромным авторитетом и влиянием среди населения и после революции. "Справедливым он был. Многое про людей понимал. Рассудить их мог", "мудрым он был, верные слова говорил" - так характеризовали его односельчане. Об этом свидетельствуют, например, следующие факты. Когда на совещании тройки присланных уполномоченных по закреплению земельно-водной реформы в ауле Кипчак, состоявшемся 9.12.1928 г. с широким участием сельских активистов, решался вопрос об урезании земельного участка Аннанияза Артыка и уменьшении его пая воды, то "за" проголосовали лишь двое присутствовавших, а "против" сокращения его надела земли и пая воды - 16 человек. На этом основании его фамилия была вычеркнута из списка граждан, подвергшихся такой мере наказания. 14.12.1928 г. на заседании тройки по закреплению земельно-водной реформы в Ашхабадском районе и г. Ашхабаде было принято решение не выселять Аннанияза Артыка из села и не лишать его ни земли, ни воды. Это убедительно подтверждает, что он действительно снискал всеобщее признание и глубокое уважение односельчан.
Прямой, открытый, не терпящий лжи, поборник справедливости, Аннанияз арчин, имея свое мнение о проводившейся коллективизации сельского хозяйства, пришелся не ко двору новой власти. Он как мог успокаивал земляков, недовольных режимом, помогал им полезными советами, а некоторых, решивших было покинуть родину и уйти за границу, сумел переубедить не совершать такой серьезной ошибки. Аннанияз ага всей душой сочувствовал горю и страданиям ни в чем не повинных семей, которых власть насильственно переселяла из насиженных мест в отдаленные, глухие и малообжитые края, причем без самой необходимой домашней утвари и средств существования, обрекая их на вымирание. В 1932 г. под предлогом раскулачивания (а он имел свой надел, лавку, наемных работников) его незаконно арестовали и без каких-либо доказательств вины осудили, правда, на незначительный срок.
Когда в 1934 г. он вернулся из заключения в Кипчак, односельчане вновь единодушно избрали его арчином. Арест не изменил характер Аннанияза ага. Он по-прежнему открыто выражал недовольство по поводу недостатков существовавшей власти. В 1937 г. его повторно арестовали и отправили в Сибирь, откуда он уже не вернулся, став жертвой сталинского режима.
Достойно пройдя дорогу жизни, Аннанияз арчин оставил после себя четырех сыновей и трех дочерей, воспитал их в духе лучших традиций туркменского народа. Он оставил память о себе и родовую фамилию Ниязовых (Аннаниязовых), которую с гордостью носят Президент Туркменистана и его дети.

В семье Аннанияза арчина трое сыновей стали участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Двое из них - отец Великого Сапармурата Туркменбаши - Герой Туркменистана Атамурат и Национальный Герой Туркменистана Бердымурат - не вернулись с фронта. Их имена навечно вписаны в третий том книги "Хатыра" ("Память"), куда вошли фамилии погибших воинов-туркменистанцев, призванных из Ахалского велаята. Лишь один из братьев - Гутлымурат, остался в живых, но вернулся с войны тяжело раненым, его имя внесено в третий том книги "Шохрат" ("Слава").

Отец будущего Президента Туркменистана Атамурат перенял все лучшие качества от своего отца - Аннанияза арчина, как его уважительно называли в народе, и рано обнаружил неуемную тягу к знаниям, любовь к книгам, из-за чего сельчане говорили, что у Аннанияза арчина сын, видимо, будет муллой, станет нашим духовным наставником, и были немало разочарованы, услышав о его поступлении на службу в туркменский конный полк, располагавшийся тогда в Кеши.

После завершения армейской службы Атамурат Ниязов много учился и работал, активно участвовал в общественной жизни республики. За свою недолгую, но яркую жизнь он проявил себя замечательным учителем-педагогом, высокопрофессиональным финансистом-экономистом, умелым руководителем, бесстрашным воином-патриотом. По делам службы ему пришлось трудиться в различных уголках Туркменистана - в Ашхабаде, Керки, Ходжамбазе, Теджене, Серахсе, Каахка, Гасанкули, Бахардене, Геоктепе, Ташаузе (Керки - ныне Атамурат, Гасанкули - Эсенкули, Бахарден - Бахарлы, Ташауз - Дашогуз). И всюду, находясь на различных должностях, он оставил о себе добрую память. Коллеги по работе тянулись к нему, для них он был не только превосходным специалистом, но и прекрасным, отзывчивым и душевным человеком. Об Атамурате ага, его короткой и яркой жизни, многогранной, глубоко содержательной и плодотворной деятельности в 2005 г. издана научно-документальная книга "Герой Туркменистана Атамурат Ниязов: доблесть во славу Родины - шаг в бессмертие".

Великий Сапармурат Туркменбаши гордится своим родовым древом, своими славными предками и старается с честью нести ответственность перед их светлой памятью. Так и каждая туркменская семья, обогащенная исторической памятью родового древа - древа жизни, должна чувствовать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями. Великий Сердар призывает соотечественников беречь в чистоте великую книгу жизни предков, вписать в нее на века свои имена добрыми помыслами и делами.
Как видно, предки Великого Сапармурата Туркменбаши по отцовской линии были властными и влиятельными личностями, имели прямое и самое непосредственное отношение к управлению родом и местному общественному самоуправлению, пользовались авторитетом и уважением среди соплеменников. И Великому Сердару досталось от предков бесценное духовное наследие, которое помогло ему стать руководителем, организатором, обладать умением по-государственному мыслить и действовать, вдохновлять, поднимать людей и вести их за собой. Это подтверждает существование тесной органической взаимосвязи между генеалогией личности и генеалогией рода, которая влияет на историческую закономерность выхода из народной среды руководителей государственного масштаба.
На одном из собраний творческих работников страны Великий Сапармурат Туркменбаши, вспоминая свою жизнь, отметил, что уже с 12 лет у него стала проявляться такая черта характера, как стремление к лидерству, желание быть первым во всем: в мальчишеских играх, спорте, учебе, труде, в различного рода общественных мероприятиях. Трудно сказать, было ли это предначертано свыше, а, может быть, сказалось происхождение, начали работать гены, унаследованные от его отца, деда и прадедов. Пусть на эти вопросы-загадки отвечают ученые, психологи и политики, сказал тогда Великий Сердар.

Таким образом, судьбы предков Великого Сапармурата Туркменбаши никогда не расходились с судьбой народа, и в трудные дни, и в мирное время они были едины и неразделимы. И все лучшие человеческие качества - доброта, трудолюбие, уважительное отношение к природе, стремление к ее сохранению, облагораживанию и преобразованию в интересах народа, любовь к родному краю, развитию садоводства и озеленения, хозяйственная сметка, поддержка частной инициативы и предпринимательства и др. -передались Великому Сердару через кровь предков. Благодаря этим драгоценным качествам, отражающимся в его мудрой конструктивной политике и повседневной практической деятельности, он стал верным сыном народа. Как руководитель государства Великий Сапармурат Туркменбаши всемерно способствует укреплению единства общества и целостности Родины, неустанно заботится об обеспечении мирной, зажиточной жизни людей, отдает все свои силы и энергию процветанию страны и благополучию народа в Золотом веке.
Рассказывают, что легендарный Бабадайхан, покровитель туркменских земледельцев, учил их: "Если ваши планы рассчитаны на год, сейте пшеницу, если на десять лет - разводите сады и виноградники, если на многие десятилетия - воспитывайте детей, чтобы они шли по вашим стопам, были наследниками вашего дела". В этой древней народной притче заложена очень глубокая мысль, которая остается актуальной и в наши дни. Туркменское государство, обретя независимость, получив широкие возможности для свободного и самостоятельного развития, естественно, создано не на один год и не на десятилетия, а, как утверждает Великий Сапармурат Туркменбаши, на вечные времена. Поэтому, образно говоря, наш народ должен и сеять пшеницу, и разводить сады и виноградники, и заниматься воспитанием детей.

***

Древо жизни Великого Сапармурата Туркменбаши

(Продолжение. Начало в №№267, 268, 269, 270).
На современном этапе проблемы воспитания подрастающего поколения приобретают исключительно важное значение. Ведь обрести независимость - это полдела, а вот сохранить ее, упрочить и развить дальше - задача трудоемкая и сложная, требующая мобилизации всех сил общества: политических, производительных, интеллектуальных, нравственных и физических. Для ее решения необходимы новые подходы к работе по воспитанию молодого поколения туркменистанцев в духе патриотизма, преданности идеям священной Рухнама Великого Сердара. Это должны быть высококвалифицированные специалисты, обладающие широким мировоззрением, здоровые физически и духовно.
Великий Сапармурат Туркменбаши глубоко и всесторонне осветил эти проблемы в священной Рухнама, в других своих трудах и статьях-размышлениях о духовно-нравственных ценностях туркменского народа. В частности, он с исчерпывающей полнотой раскрыл важную роль семьи в сохранении и продолжении национальных традиций и обычаев, в воспитании юного поколения, ее особое значение в жизни государства и общества, в духовно-нравственном возрождении нашего народа.
Для каждого народа семья священна и имеет свои особенности, связанные с его менталитетом, историей, культурой, религией, территорией проживания. Более того, семьи одного и того же народа, живущие на селе, отличаются от семей, живущих в городе. Сохраняя общие национальные признаки, они разнятся по внутренней структуре, распределению обязанностей среди членов семьи, даже по содержанию, направленности и методике воспитания детей.

Чем же характерна туркменская семья, каковы ее особенности?
Многие путешественники, ученые прошлых веков, побывавшие в Туркменистане, изучавшие жизнь, быт, обычаи и традиции нашего народа, его историю, культуру, обращали особое внимание на туркменскую семью, стремясь проникнуть в суть родственных связей, нравственно-психологических взаимоотношений между родителями и детьми, в систему воспитания. Они с удивлением открывали для себя новый мир, своеобразный и необычный, во многом поучительный и достойный подражания. Их восхищали четкий порядок и дисциплина в семье, глубокое уважение к старшим, любовь к детям, гостеприимство и многое другое.
Интересно, что еще в давние времена почти все ученые-исследователи отмечали такие важные черты туркменской семьи, как приверженность традициям и обычаям, складывавшимся и тщательно сохранявшимся на протяжении многих веков, верность Родине, любовь к родной земле, языку, фольклору, музыке и песням, преданность семье, ревностное сбережение, защита и отстаивание ее чести и достоинства, готовность ради этого к любым испытаниям, взаимная ответственность и взаимопомощь, трудолюбие, добрососедство.

Описывая своеобразие и красоту туркменской семьи, взаимоотношений между ее членами, большинство ученых непосредственно связывают это с характером туркмен, отмечая, что в нем "имеется много рыцарских черт: самоотверженность в общественных делах, вежливость в обращении с соплеменниками и инородцами при полном сохранении собственного достоинства. Туркмены гордятся своим происхождением и очень свободолюбивы. Лучшие люди рода пользуются большим уважением, но лишь как авторитетные между равными и до первого уклонения от стези порядочности. Это делает туркмен симпатичными представителями туркменских степей". Туркменам присущи спокойная твердая уверенность, благородство устремлений и поступков, великодушие и доброжелательность, верность долгу, нравственное совершенство, что положительно сказывается на внутрисемейных отношениях. К счастью, за многие века эти качества не исчезли, не обесценились и дошли до нас в своей первозданной нравственной чистоте.

Туркмены всегда бережно относились к своей родословной. В прошлом они уважали и помнили своих предков до седьмого колена, дорожили и гордились этими сведениями, тем самым поддерживали авторитет семьи. Эти знания передавались из поколения в поколение, прививались молодежи с детства, укоренялись в сознании каждого туркмена.
В этой связи важно рассмотреть сущность и строение национальной родословной, т.е. родословия всего туркменского народа. Известно, что бывший правитель Хивы Абулгазы Бахадыр хан в конце своей жизни, отойдя от дел и передав власть сыну, по просьбе туркменских мулл, шейхов и беков в 1661 г. завершил написание первого специального исторического сочинения о происхождении туркмен, их развитии и расселении. В его "Шеджере и теракиме", а также в "Огузнама" Рашида ад-дина, Салыр Баба Гулали, эпосе "Горкут ата" ярко прослежены истоки, потомственные связи и историческое прошлое туркменского народа. Из этих произведений стало известно, что родоначальниками туркменской нации являются такие мудрые исторические личности, как Огуз хан, такие наделенные даром красноречия люди, как Горкут ата, такие выдающиеся полководцы, как Салыр Газан.

Сейчас уже полностью доказано, что корни туркменской родословной еще в седой древности проникли в глубь этой земли. Знание родословной, наших предков рождает у каждого туркменистанца прилив физических и духовных сил, формирует жизнестойкость и выносливость, любовь к Родине.
Однако в годы советского тоталитаризма эта традиция не только научно не исследовалась и не получила своего развития, но и оказалась в некоторых случаях опасной, чреватой нежелательными последствиями для потомков. Люди, имевшие в своем семейном клане баев, купцов, мулл и других представителей так называемого "эксплуататорского класса", нередко подвергались гонениям и преследованиям, их лишали избирательных прав, не выдвигали на руководящую работу. Поэтому они вынуждены были скрывать свое социальное происхождение, стремились не ворошить семейное прошлое, не интересовались судьбами близких и дальних родственников. Это особенно наглядно проявилось в 30-х начале 50-х годов прошлого века, когда развернулась широкая кампания репрессий против "буржуазных националистов", "панисламистов", "пантюркистов", "врагов советской власти", и ни один человек по этой причине не был застрахован от ареста и суда. Только люди с рабочей или крестьянской родословной были более или менее защищены от надуманных преследований по политическим мотивам, но и их часто не щадила машина репрессий.
Дети батраков, пастухов, простых рабочих и крестьян нередко попадали под гнет идеологического насилия только за то, что скрывали в своих биографиях, а по существу просто не знали, что их родственники находились за границей или до революции и в 20-е годы XX века (когда с переходом к новой экономической политике советская власть допускала некоторое оживление капиталистических элементов при сохранении командных высот государства в народном хозяйстве) имели в частной собственности недвижимость: магазины, пекарни, чайханы, караван-сараи, мельницы и т.д. Людьми овладевал страх, они были вынуждены открещиваться от своего прошлого, переставали общаться с родственниками, попавшими в опалу. Так постепенно нарушались родственные связи. Молодое поколение в большинстве своем оказывалось в неведении о своих семейных корнях. Их знания в этой области ограничивались дедом или, в крайнем случае, прадедом. В этих условиях не могло быть и речи о выполнении древней заповеди туркмен о знании семи колен своих предков. Это, по существу, приводило к появлению поколения людей, не помнящих своего родства, а в конечном счете своей истории, культуры, духовного богатства, накопленного народом за многие века. Ведь под запретом находились многие выдающиеся произведения туркменских классиков, фольклора, которые передавались устно от дедов и прадедов, от бабушек и прабабушек.
Не идеализируя прошлое, следует отметить, что демократичность туркменского народа издревле проявлялась в его тяге к справедливости, умении сообща, советом и миром решать большие и малые дела, в приверженности к вековым традициям, обрядам и обычаям, заветам отцов, в бесхитростности, открытости, единстве помыслов, слов и дел. Это была настоящая народная школа педагогики, когда одним только общественным мнением поддерживался покой и порядок, сохранялся веками формировавшийся уклад семейной жизни, а оступившихся наказывали выселением на окраину села. Туркменский народ никогда не считал богатство, количество голов скота показателем известности, преуспевания в обществе. Более того, он вписывал в свою память прежде всего имена людей мудрых, отважных, правдивых, милосердных, талантливых, щедрых, которые этими благородными качествами служили общине, были опорой и надеждой семьи, рода. Туркмены - народ незапятнанной чести и достоинства, поэтому неправедные пути не для него. И сегодня туркменистанцы каждым своим помыслом, словом, поступком стремятся следовать заветам предков, быть достойными своих отцов и дедов.

(Продолжение следует).

Нейтральный Туркменистан
№270 от 6 ноября и №271 от 7 ноября 2006 года

Источник - Гундогар
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1163022120


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх