Жена космонавта Володи Джанибекова-Крысина была из рода узбекских ханов, вот он и взял ее фамилию... (история) 13:43 24.11.2006
Любовь и голуби Он был первым актюбинцем , поступившим в Московский литературный институт , и до сих пор остается единственным автором русской "голубиной прозы".
Борис Ряховский дружен с кинорежиссером Сергеем Соловьевым. А с Олжасом Сулейменовым, своим "корешом", они несколько лет прожили в одной комнате московского студенческого общежития. Все трое оказались вовлечены в авантюру, в благополучный исход которой поначалу не верил не только ни один из них, но и те, кто случайно узнавал о ней.
Два яйца от милиционера Жуса Зимой 1947 года семья Ряховских приехала в Актюбинск из Оренбурга. По словам Бориса Петровича, его отец командовал танковым полком и в первые же дни войны был наголову разбит. Красный командир оказался в плену, и этот факт его биографии долго злил большевиков, как красная тряпка быка. Ему не давали работать, и семья отправилась в Казахстан. Борис Ряховский никогда в жизни не пробовал голубиного мяса. Мать будущего писателя получила место заведующей детским садом, где и разместилась семья Ряховских. А сам Боря получил прозвище Детсад. Сколько себя Детсад помнит, он является страстным голубеводом. Тогда голуби были в каждом третьем актюбинском дворе. У послевоенных голубятников был свой особый мир, во многом криминальный. "Ташкарь", "турман", "шпилять", "забиваться", "поднести птицу" - Борис Петрович и сегодня свободно разговаривает на языке своего детства. Около двадцати голубей было у Ряховского. - Однажды я купил два яйца у милиционера Жуса, голуби которого были самыми лучшими в округе, - вспоминает Борис Петрович. - Он продал мне их за 10 рублей, потом выяснилось, что Жус вручил мне замерзшие яйца. Но одно из них оказалось живым - из слабенького птенца вырос широкогрудый красавец, который сделал меня местной знаменитостью. Это все равно что не иметь даже велосипеда, а потом получить в подарок "Мерседес". Именно этот голубь стал прообразом Чужой Белой в фильме Сергея Соловьева. Но это будет много лет спустя. Как и приглашение Ряховскому встретиться, поступившее от другого страстного голубевода - Леонида Брежнева. Хотя встретиться почему-то не получилось. Но все это будет потом. А пока еще одно воспоминание из детства Бориса Ряховского. В Актюбинске тогда жило много ссыльных - образованнейших людей из Москвы и Ленинграда. Зимним вечером в снегопад возвращался домой на велосипеде школьный учитель МихМих, ученик Рахманинова. В районе Курмыша он жил в однокомнатной саманушке, которую почти полностью занимал рояль. В землянке жила еще кошка. И вот МихМих доставал из кармана покупной ливерный пирожок, портняжными ножницами стриг его пополам: половину - себе, половину - кошке. Затем садился за рояль и играл Шопена. Потом измученный человек опускал голову на рояль и рыдал...
Олжас нам поможет! Борис Ряховский - автор повести "Отрочество архитектора Ивана Найденова" и рассказа "Птицы дяди Вани". Первое произведение и стало основой для художественной киноленты "Чужая Белая и Рябой", снятой в середине 80-х годов. Она оказалась той самой авантюрой, которая в конце концов удалась. Легенда гласит, что Сергею Соловьеву случайно попался на глаза номер журнала "Новый мир" с молодежной советской прозой 70-х годов. Полистав его, Соловьев заинтересовался более чем лестным предисловием к повести Ряховского, написанным Чингизом Айтматовым. На одном дыхании прочитав произведение доселе неизвестного ему автора, Соловьев воскресным утром засел за машинку, а уже после полуночи выдал на-гора 65 страниц киносценария. Который, кстати, написать его никто не просил. - Брешет! - емко охарактеризовал браваду Соловьева Ряховский. - Этого просто не может быть! Такие вещи за один день написать нельзя. Необходимо отметить, что столь кратко и емко Ряховский высказывается нечасто. По меткому заявлению Соловьева: "Борю, когда он пытается объяснить кому-либо что-либо, вообще понять непросто - он начинает фразу во Владивостоке, заканчивает в Акмолинске, а что посередине - один Бог ведает". В правоте соловьевского утверждения корреспонденту "Экспресса К" довелось убедиться на своем опыте. За несколько дней общения с Ряховским пришлось буквально по крупицам вытаскивать из него нужную информацию. Писателя часто бросало в такие дремучие воспоминания, что, казалось, вернуть его к теме беседы не получится уже никогда. Соловьев очень стремился снять фильм по Ряховскому. Причина та же, что позвала в свое время Пушкина на берега Яика исследовать пугачевское восстание: интерес к истории и острое стеснение в средствах. Соловьев тоже хотел заработать. Он стопроцентно был уверен, что кинематографическое начальство и слова не скажет против экранизации безвестной повести. Режиссер к тому времени был уже обласкан властью. Соловьев отснял "Наследницу по прямой", "Сто дней после детства", в кармане лежала Госпремия. Но самое главное - двухсерийный фильм "Избранные" с Леонидом Филатовым в главной роли, снятый по сценарию президента Колумбии. Выполнив важное правительственное задание, Соловьев полагал, что для съемки "халтуры" все двери открыты. Ан нет! Уломать Ряховского оказалось самым легким. Перспектива получить 4 тысячи рублей за право на экранизацию повести (в то время - половина стоимости "Жигулей") и приехать на съемки в Актюбинск московской знаменитостью сделали свое дело. С чиновниками получалось совсем туго. По словам Соловьева, все они после прочтения сценария крутили пальцем у виска. Когда уже казалось, что от "халтурки" следует навсегда отказаться, положение неожиданно спас Борис Ряховский. - Слушай, может быть, нас спасет Олжас? - упавшим голосом куда-то в пустоту произнес Борис Петрович. - А кто такой Олжас? - автоматически переспросил Сергей Александрович. - Олжас Сулейменов. Сейчас он в Казахстане кинематографический министр. - Кто??? - Соловьев не мог прийти в себя. Так друзья оказались в Алма-Ате. Фильм спас режиссера от смерти Столица Казахстана встретила Ряховского и Соловьева восточным гостеприимством и студией "Казахфильм" с превосходной аппаратурой. Снимать им, правда, разрешили с одной поправкой - картина должна быть на казахском языке. Соловьева, которому в Москве и вовсе указали на дверь, это ничуть не смутило. Тут же сценарий претерпел небольшие изменения. В нем появился казахстанский космонавт, который, делая круг за кругом вокруг планеты, вспоминает свое детство. Как раз в то время в космосе был Джанибеков, и аллегория должна была сыграть на руку будущему прокату еще не отснятой картины. Эта выдумка, появившаяся в фильме, принадлежит Соловьеву. - Кстати, - уточняет по ходу дела Борис Петрович, - семья жены Владимира Джанибекова происходит от известного узбекского хана Джанибека. Но >у тестя Джанибекова не было сыновей. Поэтому тот и предложил Володе при регистрации брака взять фамилию жены. Чтобы династия не прерывалась. Джанибеков согласился. А куда ему деваться? Ведь своя родная фамилия у него и без того была не совсем благозвучная - Крысин. Это не единственное, что смутило Ряховского в сценарии. Пожалуй, основная вещь, с которой писатель не может смириться и сегодня, то, что действие в картине перенесено из 1953 года в 1946. - Это принципиально, - вспоминает Борис Петрович, - тогда время было другим. Только закончилась война, люди напуганы, смелые только одни блатные. А в 1953 году уже началось оживление. Как бы то ни было, но фильм все же получился. В павильонах "Казахфильма", в Актюбинске и под Баку проходили его съемки. Когда работа над картиной уже началась, из Москвы пришла телефонограмма: "Снимайте на русском!". Сам Ряховский снялся в нем в небольшой роли учителя рисования. Мало того, что фильм "Чужая Белая и Рябой" вообще оказался снят. Он был заявлен на Венецианском кинофестивале и совершенно неожиданно взял большой специальный приз жюри. Правда, в программе просмотра он значился как "Блондинка и оспенный" - так итальянцы перевели на свой язык, а затем вновь на русский его название. Об этом мало кому известно, но фильм спас жизнь своему режиссеру и автору сценария. Сергей Соловьев уже готовился к съемкам "Ассы" и собирался на теплоходе осмотреть Черноморское побережье в поисках подходящей натуры. Были куплены билеты на теплоход, и тут пришла команда: срочно выезжать на Венецианский кинофестиваль. Абсолютно не рассчитывавший на даже самую маленькую награду, режиссер, чертыхаясь, сдал билеты и отправился в Италию. Уже там он узнал, что на выходе из порта теплоход, в одной из кают которого должен был в тот момент находиться Соловьев, столкнулся с сухогрузом и затонул вместе со всеми пассажирами. Это был "Адмирал Нахимов"...
№ 222 (16124) от 24.11.2006 Виктор ГЕРБЕР, Актобе
|