А.Салиев: "Ислам становится одним из факторов политического процесса в Кыргызстане" 10:54 01.12.2006
Акылбек Салиев: Хотим мы того или нет, но ислам становится одним из факторов политического процесса в Кыргызстане
Сегодня все чаще можно слышать мнение аналитиков о том, что одним из влиятельных факторов политического процесса в Центральной Азии становится религия, в частности ислам. Ученые полагают, что он оказывает все большее влияние на общество и личную жизнь людей. Среди тех, кто придерживается такой точки зрения, и специалисты Института стратегического анализа и прогноза (ИСАП) при Кыргызско-Российском Славянском университете. Они провели несколько исследований, результаты которых не безынтересны и широкой аудитории. Сегодня на вопросы ИА "24.kg" отвечает директор ИСАП Акылбек Салиев.
- Акылбек Ленбаевич, если верить ученым, политические процессы, происходящие в регионе, с некоторых пор подвержены влиянию религии. Но в конституциях всех республик Центральной Азии достаточно четко прописано, что государство отделено от религии. Что же получается?
- Да, мы говорим о том, что религия становится одним из влиятельных факторов политического процесса. Таковы результаты научных исследований и социологических опросов, но мы особо подчеркиваем, что речь не идет о возможности появления в краткосрочной или среднесрочной перспективе исламских государств на территории Центральной Азии. Вместе с тем стоит отметить, что процессы эти весьма интересны.
- Какие?
- >Из всех центральноазиатских республик именно Кыргызстан сегодня оказался наиболее благоприятной страной для деятельности исламских религиозных миссионеров. Весьма активно действует, например, движение "Таблиги даават", основная задача которого – проповедническая деятельность.
Историческая справка. Движение "Таблиги даават" возникло в 1920-1930 годы прошлого века в Индии. Представитель суфийского ордена Накшбандия шейх Ильяс вместе со своими последователями первым начал осуществлять "даават" (призыв к исламу), а проще говоря – проповедническую деятельность среди мусульман. За короткое время в Индии, Бангладеш и Пакистане появились так называемые "марказы" - учебные центры, в которые сегодня приезжают мусульмане из самых разных стран. На ежегодные 7-10-дневные курсы со всего мира собираются чуть меньше двух миллионов мусульман.
- Сомневаюсь, что большинству кыргызстанцев об этом известно.
- Напрасно сомневаетесь. Движение "Таблиги даават" в Кыргызстане имеет четкую организационную структуру и программу действий. В стране созданы "машвары" - советы республиканского, областного и районного уровней, куда входят обычные граждане независимо от возраста, религиозного образования, должностей в светском обществе и наличия финансовых средств. Главный критерий – наличие опыта проповеднической работы и постоянство в этом богоугодном деле. Республиканский совет с участием делегатов из областей собирается ежемесячно в мечетях Бишкека или города Кара-Балты. Цель "машвары" - обсуждение проблем эффективного распространения ислама среди населения. На каждом совещании его участники открытым голосованием избирают Амир-Сапа, ответственного за проведение данного мероприятия. В работе совета может принять участие любой священнослужитель или рядовой мусульманин и высказать свое мнение. На такие заседания зачастую приглашаются представители местного самоуправления или правоохранительных органов.
- Тогда скажите, в чем суть таких "дааватов"?
- В настоящее время в Кыргызстане практикуется трехдневный, сорокадневный и четырехмесячный даават. А в Пакистане или Индии практикуется также выход на призыв сроком один год. В Кыргызстане планируется введение проповедничества сроком семь месяцев. Следует отметить, что выход на даават рекомендуется проводить в четкой последовательности от малого срока к большому. На сегодня в нашей республике существует около 80 джамаатов – групп мусульман, которые осуществляют проповеди по распространению и укреплению мусульманской веры в Кыргызстане.
Проповедники условно делят "даават" для мусульман, для не мусульман и для атеистов. В отличие от проповедников других религий мусульманским запрещается навязывание своих взглядов кому бы то ни было. Они никогда не будут призывать к исламу, если к ним не станут обращаться с вопросами или не проявят хоть какой-то заинтересованности.
В ходе посещения сел, районных и областных центров проповедники учат людей правильно молиться, вести здоровый, праведный образ жизни, говорят о необходимости получения светских и религиозных знаний. Проповедуется полный отказ от курения, употребления алкогольных напитков, наркотиков и других одурманивающих сознание веществ. Ведутся разъяснительные беседы по вопросам веры и шариата.
При проведении призыва дааватистам предписано жестко соблюдать ряд правил, которые касаются их поведения при общении с собеседниками. В частности, при ведении дискуссий важно не оскорбить и не унизить оппонента.
- Акылбек Ленбаевич, вы говорите, что проповедники дааватов приглашают на свои "посиделки" представителей органов власти и последние охотно приходят. Но ведь нельзя исключать, что рано или поздно те, кто преследует свои радикально религиозные цели, начнут диктовать условия государству?
- Приверженцам этого движение строго предписано: в любой, даже самой затруднительной ситуации говорить только правду, не нарушая слов Аллаха. Участникам призыва категорически запрещается обсуждать темы, связанные с политикой.
- Судя по тому, сколько критики звучит в адрес Государственного агентства по делам религий за бездеятельность, вряд ли госорганы могут сегодня контролировать деятельность разного рода проповедников…
- ...Безусловно, ведь не стоит забывать, что наряду с деятельностью того же "Таблиги даават" в Кыргызстане активно работает запрещенная радикальная политическая партия "Хизб ут-Тахрир", преследующая политические цели создания исламского государства.
- Вот-вот, так и хочется спросить, куда же смотрит государство и чем нам грозят проповедники?
- Стоит особо подчеркнуть, что в процессе становления деятельности движения "Таблиги даават" выяснилось: его сторонники эффективно и доходчиво разъясняют верующим смысл и сущность заблуждений исламских деструктивных течений. Представителями этого движения уже наработан большой опыт профилактики среди попавших под негативное влияние радикальных религиозных течений. Проповедуя ненасилие, терпимость и невмешательство в политику, так называемые дааватчики фактически нейтрализуют усилия представителей радикальных исламских течений, которые убеждены, что действовать необходимо немедленно, не давая неверным править собой.
- Иными словами вы хотите сказать, что…
- …Иными словами, если государство и впредь будет игнорировать объективные процессы, которые происходят в обществе, то найдутся "активисты", желающие их широко использовать для утверждения радикальных религиозных взглядов и дестабилизации страны. А самое главное: очень скоро власти окажутся перед необходимостью выработки адекватной стратегии действий в формате "государство - религия". Пока же мы все являемся свидетелями явной неразберихи как в государственных, так и религиозных структурах. Опасность ситуации в том, что истекает лимит времени для принятия превентивных действий в спокойной обстановке, а не в чрезвычайных условиях.
30/11/2006
|