А.Куртов: Неоднозначность активности Китая в ЦентрАзии 12:21 06.12.2006
В последнее время политиками России и стран Центральной Азии было сказано много лестных слов по поводу растущей мощи новой региональной структуры - Шанхайской организации Сотрудничества (ШОС). Чаще всего в этих речах звучала положительная оценка возможностей ШОС конструктивно воздействовать на ситуацию в Центральной Азии. Не умаляя правомерности подобных оценок, объективный анализ требует рассмотрения и иных граней проблемы, связанных с современной политикой Китайской Народной Республики.
Мы не должны забывать, что >реально ведущая роль в ШОС принадлежит отнюдь не России, а Китаю, хотя формально в ШОС декларируется равенство участников данной организации. Растущий год от года экономический потенциал Китая по многим важнейшим показателям многократно превосходит аналогичные показатели других членов ШОС. Тем самым всегда существует потенциальная угроза использования данного обстоятельства как фактора реализации под видом налаживания сотрудничества собственных национальных интересов доминирующей в экономическом отношении страны.
Так уж ли безобиден для окружающих стран рост китайской экономики? Какое воздействие он оказывает на более бедных географических соседей КНР? Сухая экономическая статистика свидетельствует, что разнообразные товары, производимые в Китае, заполняют по демпинговым ценам рынки не только Соединенных Штатов, государств Западной Европы, но и множества других стран. Зачастую это приводит к тому, что национальная промышленность многих государств оказывается не в силах противостоять такому напору. Экономический бум китайских производителей фактически препятствует стремлению многих азиатских стран экспортировать свои собственные товары и услуги за границу, поскольку потенциальные рынки сбыта таких товаров уже завалены более дешевой аналогичной продукцией, произведенной в Китае.
В данной случае экономическая статистика беспристрастно констатирует также и следующий примечательный факт: ни одна из соседних с Китаем азиатских стран не смогла серьезно выйти на внутренний китайский рынок. Оно и понятно: Китай заинтересован в приходе на свои рынки отнюдь не всего многообразия товаров и услуг, а исключительно только сырья, финансового капитала, высокотехнологичной продукции, включая современные виды вооружения.
Из этого следует, что и западные соседи Китая - государства Центральной Азии - участники ШОС реально не могут воспользоваться бурным развитием Китая с долгосрочной выгодой для себя. В определенном смысле можно констатировать увеличение для этой группы стран риска торможения своего развития в наиболее конкурентных сферах современной экономики и стабилизации их роли сырьевых придатков китайской экономики. Правда, в настоящее время из стран Центральной Азии лишь два государства - Казахстан и Узбекистан всерьез рассчитывают сохранить и приумножить свою перерабатывающую промышленность, тогда как два другие государства - Киргизия и Таджикистан удовлетворяются ролью поставщиков сырья на мировые рынки.
Набирающая темпы торговая экспансия Китая в страны ШОС и в Центральную Азию является частью общего процесса превращения Китая в глобальную торговую державу. Пару лет назад Китай вышел на третью позицию в мире, стал крупнейшим мировым экспортером и импортером после США и Германии. Выход китайской продукции на мировые рынки, а тем более на рынки партнеров Китая по ШОС начинает оказывать возрастающее влияние на экономические перспективы партнеров Китая. Партнерство с Китаем, несомненно, стимулирует экспорт и, соответственно, рост добычи сырья в странах Центральной Азии, но при этом постепенно глохнет и хиреет экспорт промышленных изделий. Такая ситуация лишь закрепляет страны Центральной Азии (и Россию) в качестве поставщиков первичных энергоносителей и металлов. Действительно, для этих отраслей рост спроса со стороны Китая выступает важным фактором экономического развития. Но вне данных сырьевых отраслей крепнущие сегодня связи с Китаем не позволяют говорить о наличии большого числа примеров, свидетельствующих о качественном повышении конкурентоспособности экономик стран-партнеров Китая по ШОС.
Не случайно Китай в рамках ШОС пытался пролоббировать выгодную для него конфигурацию экономического сотрудничества. Уже на встрече ШОС 23 сентября 2003 года премьер-министр Китайской Народной Республики Вен Цзибао предложил создать в рамках организации на долгосрочной основе зону свободной торговли для увеличения потока товаров в регионе, ослабления торговых ограничений, например, тарифов. Характерно, что Китай при этом сделал особый акцент на энергетических проектах, включая исследования новых запасов углеводородов, совместное использование ресурсов гидроэлектроэнергетики и развитие объектов водного хозяйства.
Сегодняшняя задача Шанхайской организации сотрудничества, по словам исполнительного секретаря ШОС Чжан Дэгуана, - обеспечить свободу движения товаров и капиталов в регионе. "Наша нынешняя задача состоит в том, чтобы обеспечить в ближайшие 20 лет в регионе свободу движения товаров, капиталов, технологий и услуг", - отметил он летом 2006 года в интервью агентству Синьхуа.
Следует подчеркнуть, что к этой цели Китай упорно движется, уже приступив к "обходным маневрам" - двусторонним переговорам. Так 25 сентября 2006 года премьер-министр Киргизии Феликс Кулов подписал распоряжение правительства об утверждении межведомственной рабочей группы по вопросу создания зоны свободной торговли на границе с Китаем. Межведомственная группа должна подготовить экспертное заключение по вопросу создания свободной торговой зоны между Киргизией и Китаем. А до 1 февраля 2007 года группа должна внести в правительство Киргизии пакет проектов соответствующих нормативно-правовых актов.
Китайские представители постоянно пропагандируют курс на создание в ШОС зоны свободной торговли. Так в мае 2006 года на одной международной конференции Ху Хао - член Совета Китайского Центра исследований ШОС, помощник начальника управления внешних связей ЦК КПК, отмечал, что китайский подход к деятельности ШОС выражается словами: "Приводить в порядок не только ветви, но и корни". Ветвями с этих позиций являются прямые угрозы безопасности, корнями - социально-экономическая почва для них. Поэтому военный аспект обеспечения безопасности недостаточен, чрезвычайно важна ликвидация социально-экономических условий для возникновения экстремизма и других угроз. Ху Хао подчеркнул, что в 2010 году свободное движение людей, товаров и капиталов в пространстве ШОС может стать реальностью.
Оценивая эти предложения, надо прекрасно понимать, что Китай объективно располагает рядом существенных преимуществ перед своими партнерами по ШОС и стремится закрепить их. Ведь вне сырьевых и некоторых высокотехнологичных отраслей даже такие лидеры СНГ, как Россия и Казахстан, малоконкурентоспособны в сравнении с КНР, в частности, из-за более высокой цены рабочей силы. Среднемесячная зарплата в России и Казахстане почти в 3 раза превышает аналогичный показатель КНР. Кроме этого, в странах-партнерах Китая по ШОС существенно более высоки и трудовые издержки в расчете на единицу выпускаемой продукции.
Как бы сегодня политики не ругали советское прошлое, в социальном аспекте достижения СССР и спустя пятнадцать лет с момента развала этого государства показывают, как далеко продвинулись тогда. Ведь в Китае, например, до сих пор отсутствует тотальная система пенсионного обеспечения, а в странах его партнеров по ШОС она продолжает функционировать с советских времен. Но, как ни печально, именно это обстоятельство сегодня также Китай использует как свое конкурентное преимущество. Еще одним конкурентным преимуществом Китая выступает то, что его промышленность зачастую игнорирует экологические нормы, чему немало свидетельств было получено в последнее время.
Поэтому, с нашей точки зрения нужно четко представлять, что проблема обеспечения устойчивости политической и экономической ситуации в Центральной Азии и проблема обеспечения интересов стран-членов ШОС в регионе имеют как совпадающие, так и конфликтующие аспекты. Стабильная Центральная Азия выгодна всем членам ШОС, в том числе России и Китаю. Но стабильность в данном регионе вряд ли может достигаться при помощи укоренения здесь системы институтов и отношений одинаково выгодных всем участникам ШОС. Всегда в создаваемой системе можно вычленить явные или скрытые преимущества, которые получает одна сторона, или несколько сторон (но не все вместе). Сегодня ситуация такова: главные козыри оказались на руках у Китая.
Аждар Аширович Куртов, эксперт Фонда "Азия Аналитика"
6/12/2006
|