Э.Козубекова: Умыкание невест в Киргизии - традиция или преступление? 14:53 07.12.2006
На сегодняшний день бытует мнение, что умыкание невест является не традицией, а преступлением. Различные НПО и международные организации выступают против похищения невест, утверждая, что никогда в истории кыргызов не было подобного обычая.
По мнению руководителя кризисного психологического центра для женщин "Сезим" Бюбюсары Рыскуловой, умыкание невест никогда не было традицией кыргызов. Кража невесты является не традицией, а преступлением. Уголовный Кодекс статья 155 гласит, "Принуждение женщин к вступлению в брак или продолжение брачного сожительства либо похищение для вступления в брак вопреки ее воле, а равно воспрепятствование женщине вступлению в брак наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных месячных заработных плат либо лишением на срок до пяти лет".
"Кража невесты это попирание прав женщин, когда девушки подвергаются физическому и психологическому насилию и умыкание невесты не может быть традицией", - заявила Б.Рыскулова.
С вопросом действительно ли умыкание невесты никогда не было традицией кыргызов мы обратились к доценту, заведующему кафедрой истории Кыргызстана при Бишкекском Гуманитарном Университете Токтобеку Рыскулову.
>"Первое упоминание о калыме в истории кыргызов встречается в VIII веке, вырезанном на памятнике Суджи, написанном енисейским беком "Кутлуг Йарганом. "…Я был богат, у меня более десятка аилов. Я женил сыновей с большим размахом, а дочерей отдал без калыма…". В дальнейших исторических источниках случаи выдачи калыма упоминаются намного чаще", - процитировал Т.Рыскулов.
Затем, на стадии развития патриархально-феодальных отношений калым, являясь главным условием заключения брака, принял настолько большие размеры, что по существу лишал возможности вступить в брак некоторую часть населения, не обладавшую необходимым количеством скота или иных материальных ценностей. Поначалу, когда возник калым, он выплачивался не отцу или матери невесты, а целой родовой группе, к которой она принадлежала. В состав калыма главным образом входил скот, слитки золота, деньги, а также зерно. Порой выплачивать калым было настолько сложно, что калым делили на части и выплачивали в течение длительного времени.
По причине большого размера калыма, а также и по ряду других причин появилась традиция умыкания невест, которая встречалась довольно редко. Например, в таком случае, если у засватавшего девушку не хватало средств на уплату калыма, он сначала немного платил, а потом, договорившись с девушкой, умыкал ее. После этого отец жениха должен был поехать к отцу девушки и просить прощение за сына. Эта поездка называлась "алдына тюшу". После примирения к родителям жениха отправлялась мать невесты. Она привозила с собой приданное.
Жених прибегал к умыканию только в тех случаях, когда его родственники были влиятельными людьми и могли поддержать его или сваты молодого человека не могли добиться успеха, или родители невесты выступали против данного брака. Похищение совершалось, как правило, с согласия невесты. Но и встречались случаи, когда девушка не знала о своем будущем муже.
Насильственное возращение похищенной невесты ее родственниками рассматривался как позор для жениха и его родных, поэтому девушку, увезенную без разрешения ее родных, помещали в доме из влиятельных сородичей будущего мужа. Обычно это дело заканчивалось примирением сторон. Калым уплачивался в таком случае в значительно большем размере.
К умыканию прибегали сравнительно редко, прежде всего, потому что в возникший на этой почве конфликт стягивался широкий круг родственников с обеих сторон, возникала родовая вражда, приводившая иногда к тяжелым последствиям. Некоторые особенности имел свадебный ритуал, происходивший в случае умыкания невесты.
Умыкание невесты – это исконная традиция кыргызов, но пришедшая к нам в искаженном виде. В истории кыргызов было не в правилах красть девушку, которая не знала будущего мужа, все было по договоренности двух молодых людей, то есть девушка выходила замуж по собственному желанию. Только в очень редких случаях происходила кража девушки молодым парнем не знакомым с ней. В основном девушка выходила замуж за человека, которого она не знала, например, в том случае, когда родители договаривались с родственниками жениха и выдавали замуж, но это не кража невесты, лишь одна из форм заключения брака. Также в истории кыргызов в случае похищения невесты калым выплачивался почти в двойном размере, когда у современных кыргызов зачастую размеры калыма крайне маленькие, а порой не выплачиваются вообще.
Умыкание невесты – это исконная традиция кыргызов, но пришедшая к нам в искаженном виде. В истории кыргызов было не в правилах красть девушку, которая не знала будущего мужа, все было по договоренности двух молодых людей, то есть девушка выходила замуж по собственному желанию.
Причин кражи невест очень много. Одна их основных причин упирается в финансовый фактор. Пышная свадьба и дорогостоящие кыргызские обычаи являются большими затратами, может, поэтому многие современные молодые люди предпочитают экономить на своих будущих женах.
Также многие молодые люди крадут невесту с целью избежания традиционного длинного процесса, а в случае все происходит очень быстро: украли, надели платок и провели мусульманский обряд (нике). Все намного проще, дешевле и быстрее. Помимо этого психологический фактор играет немаловажную роль – боязнь молодого человека, что девушка может отказать выйти замуж, а при краже зачастую им приходиться смирится с этой участью, и остаться в доме жениха.
В обычном среднеазиатском обществе все еще сильно влияние общественного мнения - "что скажут люди". По этой причине родители девушки порой не предпринимают никаких действии для возвращения своего чада домой.
Слабая экономика, уровень правосознания, гендерные отношения и бездействие правоохранительных органов в кыргызском обществе являются факторами того, что случаи кражи невест не только уменьшаются, но и набирают обороты.
Прекрасную кыргызскую традицию, когда двое молодых людей сочетаются в браке, несмотря на запреты родителей и отсутствие возможности заплатить непомерно дорогой калым, исковеркали до неузнаваемости и сама традиция претерпела значительные изменения.
Эльвира Козубекова 30.11.2006
|