"МН" > Приключения Боратино. Сборы "Бората" перевалили за $120 млн 16:04 14.12.2006
Просмотр самого нашумевшего фильма последнего времени позволяет развеять сложившиеся мифы Интервью с Сашей Коэном
Просмотр самого нашумевшего фильма последнего времени позволяет развеять сложившиеся мифы История фильма "Борат. Исследование культуры Америки во благо великого государства Казахстан" далека от завершения, но вот скандал вокруг него (во всяком случае, его российская часть) исчерпан. Компромисс найден: на широких экранах фильм не пойдет, но на днях его выпустят на DVD. Напоследок в Москве была проведена странная акция - единственный показ "Бората". Те, кому удалось туда пробиться, наконец-то увидели картину на широком экране.
Самое смешное в "Борате" - не сам фильм, а споры по его поводу. Люди, смотревшие его и не смотревшие (случай наших соотечественников), отстаивали две противоположные точки зрения. Согласно первой, "Борат" - крамольная дурновкусица, клевета на свободный Казахстан и/или свободную Америку. Согласно второй, это остроумная дурновкусица, смысл которой - попрать вредную политкорректность. Сам же фильм сводился к пересказу сюжета (казах едет в Америку), ряда ярких эпизодов и трехминутному ролику, который бесплатно можно скачать в интернете. Сейчас фильм показали целиком, но о нем уже не говорят: нет скандала - нет "Бората". Поэтому попытаемся развеять некоторые заблуждения, связанные с этой нашумевшей картиной.
Заблуждение первое: сверхзадача "Бората" - нарушение всевозможных табу. В реальности для исполнителя главной роли, сценариста и продюсера Саши Барона Коэна это - не цель, а средство, художественный прием. Заметим, что любое талантливое произведение во все времена волей-неволей нарушало общественные запреты. "Борат", конечно, сатира, причем острая и злая, но что с того? Коэн осмеивает Америку, попутно пиная Казахстан, не в большей степени, чем Гоголь издевался над царской Россией, Свифт и Рабле - над религиозными распрями католиков и протестантов, а Аристофан - над древнегреческой демократией. Тех социумов уж нет давно, а книги живы по сей день.
Заблуждение второе, связанное с первым: "Борат" - фильм на час, сиюминутная забава. Это не так: >Коэн вписывается в старинную традицию рассказа о наивном идиоте, разоблачающем окружающие его устои и порядки. Обычно она была связана с низкими фольклорными жанрами, но и высокая литература ее отнюдь не презирала. Предки казахского тележурналиста Бората Сагдыева - Симплициссимус, шекспировские шуты, вольтеровские Простодушный и Кандид (Борат не только чист душой, но и оптимистичен), Швейк и даже мальчик-деревяшка Буратино, запросто превративший великолепное Тарабарское королевство в Страну дураков. Во всех случаях персонаж долговечней, чем мир, в который он помещен волей автора: так и главным творением великого Чаплина стали не его сюжеты, а сам бродяга Чарли.
Хотя "Борат", при всей визуальной броскости, больше наследует не кино, а литературе. Недаром единственный его показ состоялся в зале Центрального дома литераторов. На письме эстетика телесного низа не так оскорбляет глаз, как на экране, отсюда - недоразумение: "Бората" обвиняют в грубости и непотребстве. А ведь даже самая "возмутительная" сцена, в которой голый Борат дерется со своим продюсером Азаматом (тоже голым), является тонкой пародией на голливудский эрос. Просто в американском кино "низкие" материи отданы на откуп подростковым комедиям, по сути направленным на укрепление семейной морали, и взрослая умная публика, которой адресован "Борат", элементарно отвыкла от традиционных методик снижения пафоса при помощи фекально-генитального юмора. Новаторство Коэна именно в том, что он разоблачает одновременно политические, моральные и эстетические клише, не щадя никого и ничего. Это доказывает и псевдорепортажная примитивистская манера съемки, которая сводит на нет и голливудские красивости, и европейский документальный арт-стиль.
Последнее заблуждение: "Борат" принято считать немыслимо смешным, а на самом деле это исключительно грустное зрелище. Пара Борат - Азамат напоминает и о Тиле Уленшпигеле с Ламме Гудзаком, и о Дон Кихоте с Санчо Пансой. Перед нами идеалисты: социальный мечтатель Азамат мечтает научиться у Америки жить "как надо", а романтик Борат надеется жениться на девушке своей мечты Памеле Андерсон. Обоих ждет крах всех надежд. Правда, в отличие от Сервантеса и де Костера Коэн лишен иллюзий: обаяние не мешает каннибалу есть людей. Антисемит, женофоб, эгоист Борат - чудесное чудовище, а Саша Борат Коэн - глубоко культурный человек с великолепным чувством юмора.
Скажу напоследок, поскольку этот факт - наименее важный: как произведение кинематографического искусства и даже ремесла "Борат"- далеко не шедевр. Имя приглашенного Коэном режиссера Ларри Чарльза история не сохранит. Зато (вот парадокс) сделанный им фильм уже вписан в анналы. И если журналисты и культурологи пока не замечают значения "Бората", то народ его уже заметил, проголосовав за это антихудожественное зрелище на неизвестном языке длинным долларом. На сегодняшний день сборы "Бората" перевалили за 120 млн. долларов, а фильм окупился в десять раз.
Антон Долин №47 за 2006 год (08.12.2006)
|