Нурани: Хиджаб вместо бикини. Приживутся ли в Азербайджане "мусульманские конкурсы красоты"? 06:26 19.12.2006
Синхронно с финалом всероссийского конкурса красоты "Мисс Россия - 2006" в Казани состоялся этакий альтернативный конкурс красоты "Муслима туташ-2006" ("Мисс мусульманка-2006"). Организовал его действующий в этой республике Союз мусульманок Татарстана. Победительницей, как сообщили большинство СМИ, стала студента 5-го курса факультета журналистики и социологии Казанского госуниверситета Эльмира Гарифуллина. Традиционную корону королевы красоты ей заменил национальный татарский головной убор, сшитый специально для конкурса по старинной технологии. Вместо дефиле в купальниках девушки демонстрировали сшитую собственноручно "мусульманскую" одежду. "Хиджабовский" головной платок девушки должны уметь повязывать быстро и элегантно. На конкурсе они представили повседневный, национальный и свадебный фасоны повязывания платка. Девушкам предстояло также показать, как они умеют пеленать грудного ребенка, оказывать первую медицинскую помощь, сервировать стол и готовить блюда татарской кухни. Как официально заявляют в Казани, большее значение жюри конкурса придавало духовному и интеллектуальному развитию каждой из конкурсанток. К примеру, когда количество баллов двух участниц, претендующих на победу, сравнялось, исход первого места решило дополнительное задание жюри - просьба процитировать стихотворение Габдуллы Тукая и вопрос, касающийся жизнеописания пророка Мухаммеда. Эльмира Гарифуллина с этим заданием справилась блестяще. В зале и даже в жюри не было ни одного мужчины - конкурс судили уважаемые дамы-мусульманки. Всего же за звание "мисс мусульманки" соревновались 50 девушек - студентки КГУ, Российского исламского университета, казанского высшего мусульманского медресе "Мухаммадия". Пока конкурс "Мисс мусульманка" - татарстанский, но в будущем его собираются сделать всероссийским и даже международным.
Как уверены многие аналитики, конкурс "Муслима туташ" стал еще одним проявлением того самого "синдрома гетто", усиленно культивируемого в мусульманских общинах стран, где большинство населения составляют представители иной конфессии. В Москве при мечетях открываются бутики, торгующие "усредненным хиджабом", но никак не национальной одеждой мусульманских народов, проходят конкурсы красоты "мисс хиджаб" и т.д. Плюс ко всему тот конкурс, который прошел в Казани, назвать "конкурсом красоты" вряд ли получится. Во-первых, оценить внешние данные девушек, одетых соответственно хиджабу, не так-то просто. А во-вторых, во всем мире у конкурсов красоты существует определенный стандарт, где оценивается не "внутренний мир", выраженный в умении пеленать ребенка, а походка, грациозность движений и умение красиво выглядеть. И начистоту говоря, то, что произошло в Казани, более всего напоминает советский конкурс "А ну-ка девушки!", видоизмененный под требования политизированного ислама. По сути дела, девушки-участницы воплощали на сцене тот же образ, который пытались создать авторы и дистрибьютеры очередной "мусульманской Барби" - куколки Фуллы, о которой уже писала наша газета. Фулла повторяет по своим пропорциям Барби, но одета в хиджаб, и даже с собственным крошечным молитвенным ковриком. По сообщению The New York Times, куколка, названная в честь левантийского жасмина, производится сирийским концерном NewBoy Design Studio. Консервативные родители, которые и подумать не могли о том, чтобы купить ребенку Барби, счастливы, что могут отдать деньги за "скромную" куклу, у которой даже есть собственный крохотный молитвенный коврик из розового войлока, отмечает газета. "Мало просто надеть на Барби хиджаб, - говорит Фауаз Абидин, бренд-менеджер NewBoy. - Надо создать характер, с которым родители и дети смогут ассоциировать себя. В нашей рекламе подчеркиваются позитивные черты характера Фуллы: она честная, любящая и заботливая, уважает отца и мать". Но тогда же в интервью NYT Маан Абдул Салам, сирийский адвокат по правам женщин, предостерегает: Фулла является символом тенденции распространения консервативных взглядов на Ближнем Востоке.
Вопрос, однако, в том, что подобным "отклонениям от стандартов" в конфессиональном направлении в России открыта "зеленая улица". Достаточно вспомнить, как на конкурсе "Краса России" чеченская участница отказалась от дефиле в купальнике. Многие аналитики не без оснований усматривают здесь попытку Москвы, усиленно налаживающей связи с ближневосточными радикалами, по возможности заменить в том же Поволжье национально-демократические движения с их традиционной протурецкой ориентацией на "мягкий панисламизм", менее опасный для российских интересов.
Однако конкурс "Мисс мусульманка" в Казани заставляет еще раз задуматься о том, что, вопреки логике и устоявшимся представлениям о конфессиональной географии, этот самый >"мягкий панисламизм" может проникать в Азербайджан не только с юга или юго-запада, но и с севера. И уже завтра параллельно Best Model у нас девушки в хиджабах будут соревноваться в умении варить бозбаш, и все это будет проходить под эгидой конкурса "Краса России", где допускаются "конфессиональные исключения".
НУРАНИ 19/12/2006
|