КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 25.12.2006
23:44  Э.Гасанов: Кавказ – ужасная дыра! Грузины – это культурные чеченцы...
21:10  Туркменская оппозиция готовится объявить своего единого кандидата в президенты
20:50  И.Джадан: Рынок глобальной безопасности. Евразия в ожидании НАТО
19:41  "Рок за социальные права Снегурочек". В Киргизии протестуют даже снегурки
19:21  Индия покупает у России 300 модернизированных танков Т-90 за $950 млн
19:18  Не хватило голосов. Киргизский Парламент "прокатил" утверждение новой Конституции
19:12  Узбекские правозащитники воодушевлены освобождением Ядгора Турлибекова (заявление)

18:34  Б.Нургалиев освобожден от должности посла Казахстана в Японии
15:35  "Граждане против коррупции": Парламенту Киргизии пора самораспуститься (заявление)
12:09  В.Коргун: Афганистан - 2006. Неутешительные итоги
11:56  "Признаю, что в моем хозяйстве осенне-зимние работы запоздали". Как каракалпакские хокимы шантажируют фермеров
11:50  "Новые телевизионные сети" (НТС) Киргизии полностью выкуплены чечено-россиянином М.Бажаевым
11:03  Секретарша Л.Брежнева Н.Джадайбаева родила генсеку дочь и живет в Алма-Ате (история)
11:00  Из тюрьмы выпущен 70-летний узбекский правозащитник Я.Турлибеков
10:53  В автокатастрофе на трассе Бишкек-Алматы погиб экс-вице-премьер Киргизии А.Моисеев
10:22  Л.Мауджери: Новый нефтяной век. Нефтяная разведка зависит от... человеческих суждений
10:13  Туркменская оппозиция подбирается все ближе. "Скандинавы" слетелись в Киев
10:05  "КП" > НАТО воюет в Афганистане за... российские интересы
09:50  А.Дубнов: Туркмения без баши. Оппозиция согласна на временное руководство
09:45  "ВН" > Бушер спасен. Санкции ООН против Ирана выгодны России
09:40  "Къ" > Хан или пропал. Борьба за наследие Туркменбаши обостряется
02:33  Глава Конфедерации НПО Казахстана В.Сиврюкова издала мемуары: "Жизнь в форс-мажоре"
02:17  В.Нурмухамедов: Про милиционера Абдулла-ака и джина из лампы Аладдина (узбекская сказка)
01:55  Замгоссекретаря США Баучер предложил "установить новые отношения" с Туркменией
01:49  "НГ" > У президента Туркмении могут остаться представительские функции
01:37  А.Нысанбаев/Р.Кадыржанов: Национальная идея Казахстана: гражданская или этническая?
00:41  А.Болотбаев: Миф о непобедимости коррупции в Кыргызстане
00:30  С.Бодров-старший: "Монголы не дали нам снимать "Чингисхана" на своей территории..." (интервью)
Воскресенье, 24.12.2006
15:41  Иран обещает "продолжить ядерную деятельность", несмотря на принятую резолюцию ООН
14:52  Китайская компания Shun разработала проект города-казино в казахстанском Капчагае на $10 млрд вложений
14:26  Туркменбаши похоронен в мавзолее мечети "Духовности Туркменбаши"
13:26  А.Розов: Иран на перепутье: реванш умеренных сил
12:06  Гроб с Туркменбаши на орудийном лафете направляется в родовое село Кипчак
11:10  Врид. президента Туркмении Г.Бердымухаммедов подписал первый кадровый указ - о самом себе
10:17  С.Воронов: Ирано-казахстанские отношения на современном этапе. К визиту М.Моттаки в Астану
09:21  В Узбекистане объявлена 19-я за годы независимости амнистия
02:04  С.Михеев: Ситуация в Туркмении - испытание для российской дипломатии
01:08  Weekly Standard: Революция провалилась? Украинская "оранжевая команда" два года спустя
00:38  У.Кожантаева: Трубопроводный оркестр Евразии. Будет ли Казахстан в нем солировать?
00:26  А.Панов: Турецкий гамбит: "поматросят" и бросят. Часть 3.
00:09  Казахстанский ученый Курманкулов утверждает, что нашел на западе страны человеческие стоянки, которым 1 млн лет!
Суббота, 23.12.2006
14:41  На 10 ару - 9 джигитов. В Казахстане издан труд "Теллософия сексуальных отношений"
14:37  В центре Петропавловска открыт памятник великим поэтам Абаю и Пушкину
13:37  Погиб от авиаудара один из лидеров афганских талибов - мулла Османи
13:31  Economist > Смерть железного правителя. Даже для здоровых авторитарных лидеров наступили плохие времена
13:25  Б.Джумаев: Бердымухаммедов – это Ниязов сегодня?
13:20  А.Куртов: Кончина Ниязова - конец тоталитарной эпохи, или только первого акта?
13:17  А.Турсунбаев/М.Ауезов: Конец Туркменбаши. Возможны 4 сценария наследования
13:11  Подачек не надо. Киргизия отказалась брать $100 млн гумпомощи от Казахстана
13:02  А.Шакур: Претендентов на трон Туркменбаши два - сын Мурат и начальник охраны Реджепов
12:57  Забастовка на киргизских золотых рудниках "Кумтора" закончилась. Зарплату повысили
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
А.Нысанбаев/Р.Кадыржанов: Национальная идея Казахстана: гражданская или этническая?
01:37 25.12.2006

Национальная идея является на сегодняшний день одной из самых обсуждаемых тем в казахстанском обществе. В течение ряда лет она не сходит со страниц газет и журналов, становится предметом теле- и радиопередач, анализируется ученым сообществом на научных конференциях и в дискуссионных клубах.

Национальная, или употребляемый нами в определенном смысле термин "общенациональная", идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства. Один из основных вопросов при разработке проблемы национальной идеи - о том, как она может быть сформирована или, как говорят, найдена. Очевидно, что ее невозможно просто придумать. Ее компоненты содержатся в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия, она находит свое выражение в философии, истории, науке, поэзии, литературе, музыке, живописи, танце, искусстве, языке.

Актуальность и приоритетность исследования и разработки общенациональной идеи определяется тем, что она является системообразующим началом консолидации казахстанского общества, формирования адекватного уровня национальной идентичности граждан страны, духовным фундаментом подъема общественного сознания и культуры, основой поступательного социально-экономического развития Казахстана в условиях глобализации.

Следует сказать, что приведенное определение национальной идеи лежит в русле концепции, получившей название "национальное строительство" (nation-building), смысл которой состоит в формировании единой нации из полиэтнического по своему составу общества. Далеко не у всех, однако, концепция национального строительства вызывает одобрение. Многие политологи и политики считают, что построение единой нации в полиэтническом обществе невозможно, так как этническая идентичность людей всегда будет довлеть над их идентичностью с государством и с представителями других этнических групп.

По их мнению, в Казахстане существует только одна нация, которую составляют казахи, тогда как все остальные проживающие в республике народы являются диаспорами. Поэтому национальная идея Казахстана суть не что иное, как национальная идея казахов, или казахская национальная идея. Национальная идея должна стать основой возрождения казахов как нации. В результате этого подхода коренной этнос получил в общественном мнении, а затем и в науке, название титульной нации. В литературе по национальному вопросу такой подход называется "этнокультурным пониманием нации". Такое название вытекает из того, что элиты коренного этноса, выступая от его имени как защитники интересов народа, во главу угла ставят этническую культуру, в первую очередь язык. При этом особую роль они возлагают на государство, которое должно оберегать культуру коренного этноса от влияния других культур и в то же время возводить ее в статус фундамента культуры многонационального общества.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что национальная идея не может быть идеей только одного народа, в полиэтническом государстве.
>В Казахстане национальная идея должна быть по существу общенациональной идеей, направленной на объединение всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности, в единый народ на основе общности их казахстанского гражданства. Такой подход называется в современной этнополитологии гражданской нацией.

Сегодня в Казахстане эти два подхода к пониманию национальной идеи являются доминирующими. Сторонники казахской национальной идеи имеют своих союзников практически полностью, что вполне естественно среди самих казахов. Поборниками другого подхода к национальной идее являются, как правило, представители некоренных этнических групп, хотя среди его приверженцев немало и казахов.

Приверженцы казахской национальной идеи отстаивают особое положение казахов среди всех национальностей Казахстана, отдают приоритет интересам одного, но главного, с их точки зрения, этноса. В противоположность этому сторонники гражданской национальной идеи считают, что национальная идея должна отражать интересы всех этнических групп Казахстана. В основе национальной идеи, с их точки зрения, должен лежать не приоритет одного, пусть даже самого крупного, коренного этноса, а равенство их всех как составных частей единого согражданства Казахстана. Противоположность двух подходов к национальной идее, титульного и гражданского, порождает идейный конфликт их адептов. Следует отметить, что подобное противоречие характерно не только для Казахстана, с ним сегодня сталкивается большинство постсоветских обществ, где население отличается этнической разнородностью. Более того, противоречие между этнокультурным и гражданским пониманием национальной идеи и нации характерно для многих государств современного мира.

Практически во всех новых независимых государствах стоит задача национальной консолидации мультиэтнического населения в единое сообщество, объединенное высоким уровнем идентичности. Во многих государствах сохраняются различные противоречия между самым крупным этносом (группой самых крупных этносов) и другими, более мелкими этносами. Перед правительствами большинства современных государств с мультиэтническим составом населения стоит принципиальный вопрос: как решать реальное противоречие между гражданским и этнокультурным пониманием нации и национальной идеи?

Как показывает реальная практика национального строительства в различных государствах современного мира, в решении этого противоречия доминирует принцип "и - и", а не "или - или". Следовательно, речь идет о том, что в разработке общенациональной идеи Казахстана необходимо использовать обе концепции нации - гражданскую и этнокультурную, а не опираться только на одну из них, отбрасывая другую.

Каким образом разрешается противоречие этих концепций в Казахстане? Этим способом является формирование единого народа как гражданского сообщества вокруг казахского этноса, который является для Казахстана титульным. Один из крупнейших современных этнополитологов и теоретиков нации Энтони Смит называет этот способ построения нации одним из самых распространенных в мире, моделью "доминирующего этноса".

В Казахстане отсутствие зрелого гражданского общества связано с тяжелым наследием тоталитарного прошлого страны, оказывающим негативное воздействие, в том числе на процессы национального строительства. Здесь же мы усматриваем причины того, что казахстанское общество, рассмотренное (мысленно, разумеется) автономно, в отрыве от государства, не может до сих пор предложить и разработать общенациональную идею, которая стала бы основой гражданской национальной идентичности.

В ситуации, когда гражданское общество не созрело до такого уровня, чтобы стать ведущей социальной силой процесса формирования гражданской нации в Казахстане, роль ведущего субъекта национального строительства берет на себя государство. Именно государство своей национальной политикой чисто практически, как говорится, на ощупь, без достаточного теоретического обоснования со стороны научного сообщества, пытается воплотить в жизнь модель гражданской, казахстанской нации на основе государствообразующего казахского этноса. Тем самым государство пытается разрешить противоречие гражданской и этнокультурной концепций нации в Казахстане на основе принципа "и - и".

Не только национальная политика, но также экономическая, социальная, культурная, образовательная и все иные виды управления общественными отношениями в Казахстане определяются государством при незначительном участии негосударственных институтов как представителей нарождающегося гражданского общества. Государство регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию Казахстана, и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне как центральной, так и региональной, и местной власти. При этом заметную роль в национальной политике государства играют компромиссы между интересами казахской части населения и остальных этнических групп Казахстана.

Таким образом, в национальной сфере Казахстана мы имеем следующую конфигурацию основных акторов. На крайних полюсах стоят, с одной стороны, казахские элиты, придерживающиеся идеологии титульного понимания нации, а с другой стороны, русскоязычные элиты с идеологией гражданского понимания нации. В центре этой диспозиции - государство, которое своей национальной политикой пытается сблизить и примирить крайности, стремится не допустить конфронтации идеологий, чтобы конфликт ценностей не перерос в конфликт интересов и опасные для общества акции.

С позиций институционального анализа проблемы национальной идеи в Казахстане интерес представляет не только исследование диспозиции главных акторов национальной сферы Казахстана и их идеологий, но также и имеющихся в их распоряжении ресурсов. Разумеется, в Казахстане, как и любой другой стране, наибольшими ресурсами для деятельности в национальной сфере обладает государство. Если же иметь в виду, что в республике гражданское общество находится на ранней стадии своего развития, то нет никаких сомнений в том, что значение государства для регулирования отношений в национальной сфере значительно возрастает.

Если же говорить о других факторах национальной сферы - этнических элитах, то имеющиеся в их распоряжении ресурсы, в первую очередь материальные, невелики. Пожалуй, главным из них является поддержка этнических групп, от имени которых они выступают. В случае, если она сильная, она способствует этнической мобилизации масс, что является серьезным вызовом для государства, стремящегося к поддержанию политической стабильности в обществе. Сегодня уровень этнической мобилизации масс в казахстанском обществе невысок. Иначе говоря, этнические элиты не имеют в настоящее время широкой и устойчивой социальной базы в обществе.

Таким образом, в Казахстане как мультиэтническом обществе имеется объективная потребность для существования и реализации как титульной, этнокультурной концепции нации, так и гражданской концепции. Игнорирование какой-либо из них будет иметь пагубные последствия для общей ситуации в национальной сфере.

В связи с этим мы хотели бы указать на наиболее важные, с нашей точки зрения, потребности и интересы общества и государства в укреплении как гражданской национальной идентичности, так и этнокультурной идентичности казахов.

В первом случае эти интересы и потребности видятся нам следующим образом.

Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества. Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп.

Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной - Республикой Казахстан. Единый казахстанский народ станет реальным воплощением лозунга "Казахстан - наш общий дом". Казахстанский патриотизм, высокий моральный дух станут реальными атрибутами гражданской нации, реальной социальной и политической силой. Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул на ХII сессии Ассамблеи народов Казахстана: "Мы должны быть единой и сплоченной нацией, - нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не прошлое".

В-третьих, важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество тесно связаны между собой, не могут существовать друг без друга.

Говоря о необходимости включения этнокультурной концепции нации в состав общенациональной идеи Казахстана, укажем на следующие причины.

Во-первых, если речь идет о модели национального строительства единого казахстанского народа вокруг государствообразующего этноса - казахов, то естественно предположить их особое место в структуре гражданской нации. Речь, разумеется, идет о таком включении этнокультурной концепции в состав общенациональной идеи Казахстана, которое было бы в значительной мере совместимым с гражданской концепцией нации, а не исключало одно другое.

Во-вторых, необходимо иметь в виду характер формируемого в нашей стране народа. Речь идет о том, что казахстанский народ не является по способу своего образования эмигрантской нацией, наподобие той, что существует в Америке (как Северной, так и Южной), Австралии и некоторых других регионах мира. Нация в Казахстане имеет отчетливые этнические и исторические корни, которые связаны в первую очередь с казахами. Этот этноисторический аспект формирования казахстанского народа должен, несомненно, найти свое место в общенациональной идее.

В-третьих, этнокультурный аспект имеет большое значение в плане методологии разработки общенациональной идеи Казахстана. Сама концепция национального строительства предполагает конструктивистский подход к исследованию и разработке национальной идеи. Иначе говоря, элита формирует национальную идентичность и, следовательно, нацию из того мультиэтнического состава населения, от лица которого она выступает. По нашему мнению, не следует абсолютизировать ни гражданскую концепцию нации, ни конструктивистский подход.

Таким образом, включение этнокультурной компоненты в структуру общенациональной идеи Казахстана имеет принципиальное значение для обоснования ее исторической и культурной преемственности. Речь идет, если обратиться к Смиту, о таком реконструировании традиционной культуры казахов, чтобы определенные ее элементы и символы могли органично вписаться в современную культуру.

Подводя итог нашей работы, мы бы хотели отметить, что поиск и разработка национальной идеи - сложная проблема для любого народа. Она является продуктом творчества общества, элит и государства. Для Казахстана принципиальное значение имеет синтез гражданской и этнокультурной концепций нации и национальной идеи. Мы уверены, что именно на этом пути мы обретем национальную идею Казахстана.

Абдумалик НЫСАНБАЕВ, Рустем КАДЫРЖАНОВ

Источник - Казахстанская правда
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1166999820


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх