Е.Морозов: Есть ли будущее у Израиля? Терроризм как новый тип войны 15:11 28.12.2006
Есть ли будущее у Израиля?
В прошлом веке французский мыслитель Гастон Бутуль выдвинул теорию о наличии некоего извечного и неуничтожимого [импульса войны>. Будучи выкорчеван из одного региона, этот импульс, по Бутулю, перемещается в другой, и война вспыхивает там. Взглянув на историю XX столетия, мы словно видим подтверждение этой теории - в первой половине века причиной мировых и более мелких войн были политические противоречия и страсти в Европе, но после 1945 года [импульс войны> перебросился на Ближний Восток и сотрясает берега Иордана, Тигра и Евфрата, постоянно угрожая перерасти в очередную мировую войну. Первопричиной дестабилизации Ближнего Востока многие считают образование Израиля. Не отрицая возможности подобного подхода, мы все же попытаемся копнуть глубже сиюминутных исторических рефлексий и приблизиться к корням ближневосточных нестроений.
Палестина вретроспективе
Прежде всего нам придется вспомнить, что древняя земля Палестины - перекресток между Европой, Азией и Африкой, пятачок, истоптанный десятками народов и сотнями армий. Рамзес II и Саргон, Александр Великий и Наполеон, древнеиранские шаханшахи и древнеримские императоры, внук Чингиcхана Кит-Буга и король Англии Ричард Львиное Сердце - все отметились здесь, и проще сказать, кто не сражался за Палестину, чем перечислить сражавшихся за нее. Прекращалась ли когда-нибудь война за Святую землю? Все помнят о шести израильско-арабских войнах, прошедших после 1945 года, а ведь и в первой половине XX века ее оспаривали друг у друга англичане и турки, немцы и арабы (в 1914-1918 годы), в 20-30-х годах арабы дрались с еврейскими поселенцами, которых поддерживали английские колониальные власти. В 40-х годах Роммель прорывался к Палестине, и тогда уже евреи восставали против английских колониальных властей. С 1947 года началась непрекращающаяся еврейско-арабская бойня. Люди всего мира, живущие сейчас (даже самые старые), родились, выросли и прожили свою жизнь под аккомпанемент непрестанных сообщений газет, радио и телевидения о столкновениях, боях, войнах в Палестине. Что же за проклятье постигло Святую землю? Почему кровопролитие в ней никогда не затихает? Первое объяснение - межэтническая борьба. Евреи и арабы, мол, представители разных народов. Кое-кто идет дальше и шулерски подтасовывает - [представители разных рас>, то есть ведет речь уже о межрасовой борьбе. А так ли это? Много народу ломало копья в борьбе вокруг вопроса - кто такие евреи. В общем, принята та точка зрения, что евреи - этнос семитской группы индосредиземноморской расы. но данное утверждение носит статистический характер, то есть опирается на преобладающие статистические признаки, оставляя за бортом отклонения от них. А эти отклонения зачастую бывают очень многозначительны и обширны. Так, общеизвестно, что в каноны семитской группы вписываются только евреи, являющиеся потомками постоянных жителей Палестины. Существует немало других расовых групп, считающих себя евреями и являющихся ими - и африканских, и даже арийских. Например, в годы гражданской войны в Эфиопии израильтяне вывезли оттуда в Израиль чисто негритянское племя фалаша как... еврейское. А ведь эти инорасовые еврейские группы многочисленны - не меньше, если не больше, чем евреи Палестины, и обладают достаточно развитыми и самобытными культурами, то есть вполне могут претендовать на положение самостоятельных этносов. Пример тому - [русские евреи>, то есть выходцы из России, которые, где бы они ни создавали колонии, на Брайтон-Бич или в Израиле, все равно оказываются не кем иным, как представителями некоего смешанного субэтноса - то ли русского, то ли еврейского, сейчас уже и не скажешь. Так что еврейство есть не что иное, как некое культурно-религиозное объединение различных этносов (и притом этносов различных рас), то есть суперэтнос (блуждающий суперэтнос, по меткому определению Л.Н. Гумилева). Об этом говорит и этническая история Палестины. По данным антропологии, она с древнейших времен была заселена представителями индосредиземноморской расы и, скорее всего, является одним из очагов ее возникновения. При этом следует учитывать, что на заре исторических времен Южная и Западная Европа, Ближний Восток и Центральная Азия были буквально наводнены негритянскими племенами, кое-где, как представляется, вообще другого населения не было (как в современных Испании, Франции и Италии). По-видимому, коренное средиземноморское население передней Азии в ходе негритянского нашествия было оттеснено в горные и труднодоступные районы, в которых создало и сохранило очаги высокой культуры, такие, как Иерихон, Чатал-Гуюк и многие другие. Натиск африканцев был остановлен великим наступлением ариев на рубеже III и II тысячелетий до н.э. Пришли они и в Палестину. Святая земля стала не только плацдармом для завоевания Египта арийцами-гиксосами, но и районом расселения арийских племен - конкретно в Галилее, северной половине территории современного Израиля, а также на побережье до самой Газы. И уже после этого, в неопределенной, но явственной связи с гиксосским завоеванием Египта, из аравийских пустынь пришли племена, ставшие этнической основой современного еврейства - арамейцы. Это и были первые семиты на палестинской земле. Кровавая история завоевания семитами Палестины хорошо известна любому читателю Библии, как и тот факт, что разделение на галилеян и иудеев сохранилось до времен арабского завоевания. Вообще, неизвестно, откуда взялось это слово - [арабы>. Во всяком случае, в употребление оно вошло только в X-XI веках, уже после распада и исчезновения того великого исламского государства, которое в школьных учебниках зовется Арабским халифатом. Этнолог не может утверждать даже, что Аравия населена арабами - там это название прилагается только к кочевникам (действительно обладающим некоторыми чертами единого этноса). Прочие же народы, которых сейчас называют [арабами>, в этническом плане не представляют никакого единства на дорасовом уровне. Их можно назвать в какой-то мере [арабоязычными>, но не больше. Египтянин, йеменец, сириец, житель южной части Ирака и др. - представители совершенно разных народов, хотя их официальные названия - [египетские арабы>, [йеменские арабы>, [болотные арабы> и т.п. Точно так и палестинские арабы по всем антропологическим данным, по своему происхождению и своей культуре практически не имеют ничего общего с арабами пустыни, кроме неизбежной в условиях соседства примеси арабской крови у ханаанцев - такой же примеси, какие оставили гиксосы и африканцы. И по всем этим данным палестинские арабы совершенно тождественны палестинским евреям. Антропологически это попросту один и тот же народ.
Экскурс в [еврейский вопрос>
Дальше мы вынуждены обратиться к [еврейскому вопросу> - при всем нашем нежелании заниматься этой навязшей в зубах и чрезмерно раздутой проблемой. Еврейское завоевание Палестины вовсе не было сплошным триумфом. Внимательное чтение той же Библии в сочетании с данными археологии показывает, что оно представляло собой многовековой процесс переселения арамейских (не еврейских!) племен в сельские районы Палестины, в то время как в городах продолжали жить прежние ханаанские общины под управлением своих царей-старейшин. Время от времени арамейцам удавалось захватить тот или иной город и со звериной жестокостью расправиться с горожанами, но в целом шла интеграция арамейских племен в древнюю культурную систему Палестины и складывание некоего ханаанско-арамейского этнического, политического, культурного и религиозного синтеза. Так возникла та самая Иудея, которой пришел конец в VIII веке до н.э. Единым государством она оставалась на протяжении правления всего лишь двух царей (а потом разделилась на Иудею и Израиль), то есть факт государственного единства был случайным, обусловленным династическими моментами. Такие же семиты и таким же способом создали в верховьях Евфрата агрессивную и безжалостную ассирийскую военную державу. В своих завоеваниях ассирийцы уничтожали иные народы, разрушали города (в обычае у них было, например, обтянуть стены взятого города кожей, снятой с захваченных в плен жителей), а народы, не оказывавшие им сопротивления, переселяли в другие регионы. Конечно, целиком переселить народ вряд ли было возможно (это [технически> невыполнимо и сейчас). Переселяли, по-видимому, представителей экономической и интеллектуальной элиты, то есть тех, кто мог организовать и возглавить сопротивление. Так было переселено и население Палестины, а ее города срыты до основания. Через 250 лет, уже после разгрома Ассирии скифами, одной из вавилонских религиозных общин палестинцев было разрешено вернуться на землю предков. Показательно, что в Библии четко просматривается восприятие этими несколькими сотнями реэмигрантов, обосновавшихся среди развалин Иерусалима, окрестного единокровного населения как враждебного или, в лучшем случае, недоброжелательного окружения. Так оно и пошло с тех пор.
Разделение ощущается на всех этапах истории Израиля (хотя на самом деле в XX веке восстановлена была Иудея, она приняла название уничтоженного ассирийцами Израиля). Например, даже в своих выпадах против Сына Божьего иерусалимские фарисеи не могли придумать более унизительного оскорбления, чем назвать его галилеянином. И господами в Палестине они явно не были, иначе не было бы еще одного разделения - разделения самих иудеев на израильтян и диаспору. Уже во времена Птолемеев в Александрии жило больше иудеев, чем в самой Иудее. Если бы в Палестине им было хорошо - они не эмигрировали бы такими массами, тем более что единственным местом, где правоверный иудей мог молиться, был Иерусалимский храм. Для религиозного сознания античности это не пустяк. Разделение просматривается и в эпоху Палестинского восстания 59-71 годов, и во времена восстания Бар-кохбы. Разница только в одном - в эпоху Бар-кохбы мы можем уже твердо говорить не об арамейцах и не об иудеях, а о евреях. После падения Иерусалима и сожжения храма Сурская и Пумбадитская академии (это были именно академии, поскольку раввин - не жрец, а учитель; в Суре и Пумбадите были собраны наиболее знающие и опытные учителя - профессора в современном восприятии) составили талмуд, и еврейство состоялось и застыло в том виде, в котором оно существует и в наши дни и в котором, по-видимому, навсегда останется. Поэтому Иудейская война 59-71 годов велась за свободу, независимость и совершенствование социального устройства, а восстание Бар-Кохбы через каких-то семьдесят лет - за утверждение факта прихода [мессии> (им-то и был признан Бар-Кохба, [сын звезды>) и с целью истребления всех не признающих этого факта. В годы этого восстания было перебито 140 тысяч христиан в Киренаике, 250 тысяч на Кипре - что же творилось в Палестине? Кстати, красное знамя с пятиконечной звездой, под которым сражались и служили три поколения бойцов Красной и Советской армий, - это знамя Бар-Кохбы, ловко подсунутое нам в свое время товарищем Троцким. И 300, и 400 лет спустя после восстания Бар-Кохбы вспыхивали восстания иудеев и галилеян (всегда отдельно друг от друга!), и всегда часть населения Палестины становилась под знамена восстаний, а часть - в ряды карательных армий римлян и византийцев. Как видно, Палестина никогда не была еврейской (если ставить знак равенства между понятиями [еврей> и [иудей>), но всегда была ареной религиозного противоборства. Часть населения восприняла талмудическую религию, часть - иные религии. Значительная часть палестинцев приняла выросшее из Библии Евангелие, другие - выросший из Библии талмуд. А еще позже, под властью халифов, значительная часть палестинцев приняла выросший из Библии и Евангелия Коран, но и христиан немало осталось в Палестине - даже и до наших дней. Есть даже целые христианские города, как, например, Назарет. И евреев жило в Палестине очень много, никуда не уезжая. Движение за воссоздание Израиля возникло не на Святой земле, а в гетто диаспоры. Точнее сказать, оно возникло в одной из частей диаспоры - в польском [еврействе>, палестинского происхождения которого и сами евреи не признают. Для правоверного еврея восстановление Израиля может произойти только в результате пришествия мессии, но за две тысячи лет [рассеяния> возникло великое множество иудейских сект, которые, несмотря на всю строгость предписаний талмуда, по-своему толковали те или иные постулаты религии. Одной из них была секта любавичских хасидов, еще в XVIII веке поставившая перед своими приверженцами политическую цель - восстановление Израильского царства. Через сто лет, в последней трети XIX века, на базе хасидского религиозного движения сложилась и соответствующая политическая организация ([Альянс Израэлит>), и политическое учение - сионизм (а затем уже и Всемирная сионистская организация). В средневековой Польше шляхетское своевольство создало прямо-таки идеальные условия для иудаистской диаспоры - потому-то польское [еврейство> и оказалось самым многочисленным и агрессивным. В соответствии с веяниями того времени сионизм был - и остается - революционным и социалистическим учением. Критики сионизма его основным содержанием представляют обычно призыв ко всем евреям выезжать в Израиль, на самом же деле суть сионизма - переустройство еврейского социума на новых социальных началах. Под воздействием реальной государственной практики, начавшейся для сионистов с 1947 года, государственный сионизм Израиля, конечно, несколько поутратил свою экстатическую мечтательность и встал ногами на землю, но тем не менее до сих пор остается господствующим в Израиле политическим учением. Всем известно, что Израиль - сионистское государство, но мало кто задумывается над тем, что [сионист> означает [национальный социалист>. Понятно, что хлынувшие со всего света потоки эмигрантов-сионистов не обрадовали коренное население Палестины. Палестинские евреи, правда, в какой-то мере сумели воспользоваться ими как средством захвата господствующего положения в палестинском социуме, затем и политической власти, а уж затем - и земельной собственности. Но палестинские [арабы>, то есть мусульмане, и палестинские христиане оказались в очередной палестинской революции и во вновь складывающейся системе с краю. И если христианам еще позволено существовать в Израиле (нельзя же было создавать возможность возникновения единого христиано-мусульманского антиизраильского фронта), то мусульманам, вследствие их многочисленности, предстояло очистить место для новых израильтян ([олим>). Средство очищения земли было и остается одним и тем же с древнейших времен. Тридцатые и сороковые годы XX века - десятилетия безжалостного сионистского террора против палестинского крестьянства. Отряды сионистов из [банды Штерна>, [Иргун цвей лойми>, [Хаганы> и десятков более мелких террористических организаций запугиваниями принуждали крестьян к бегству с земли, под покровом ночи окружали дома наиболее стойких, поджигали их и убивали всех, кто спасался от огня; наконец, они перешли к тактике окружения целых деревень и поголовного вырезания всех жителей. Террор против населения всегда одинаков, происходит ли он в Ассирии, на Кубани или в Палестине. И так же, как на Тамбовщине или в Белоруссии, крестьяне Палестины объединялись в отряды самообороны, отбивались от террористов, соединялись в более крупные отряды, удерживали одни территории, отступали за границу с тех территорий, которые были не в силах удержать... Так раскрутилось на Святой земле кровавое колесо террора.
[Террор - наше оружие>
Иосиф Сталин всегда смотрел в корень. Представьте себе беседу в кремлевском кабинете где-то в середине 40-х годов в свойственной диктатору манере последовательных вопросов и собственных ответов на собственные же вопросы: [Кто является самым непримиримым врагом первого в мире государства рабочих и крестьян? Империалисты США и Великобритании. Что нужно сделать, чтобы оттянуть момент неизбежной попытки империалистов ликвидировать Страну Советов? Создать им осложнения в колониях. Где в настоящий момент слабое звено в колониальной системе Великобритании? Ты говоришь - Индия, Лаврентий? Ну, Индия - это... Далеко и рано. Палестина. Кого должны мы поддержать в Палестине? Консервативные арабские силы или революционное социалистическое сионистское движение? Конечно, сионистское движение. Распорядись, Вячеслав>. Через Чехословакию пошел поток советского оружия в сопровождении сотен и тысяч инструкторов из числа советских евреев, и разбитые крестьянские палестинские армии были вытеснены за границы своей родины. Полтора миллиона палестинских беженцев уже в 1949 году - террор оказался достаточно умелым и действенным. Но и покорные не избежали той же участи - террор продолжался, теперь уже на государственном уровне. [Олим> требовалась земля, и Израиль начал секвестр земель палестинцев в пользу переселенцев. Не очень вяжется с нашим, русским представлением о социализме как о царстве всеобщей справедливости для всех без изъятия, так ведь? Но не забывайте - израильский социализм есть национальный социализм, социализм для израильтян. В России царство социальной справедливости строилось на костях [эксплуататорских классов>, а в Израиле - на костях палестинцев. Тогда-то их и стали называть [арабами> - чужаков грабить проще, чем единокровных братьев. И после прекращения огня в 1949 году ручейки изгнанных палестинцев продолжали течь в огромные лагеря беженцев в соседних арабских странах. В 1967 году Израиль оккупировал остатки территории, выделенной организацией Объединенных Наций под арабское государство Палестина. Еще миллион беженцев в лагерях. И тогда палестинские арабы взяли на вооружение еврейскую методику террора. Надо сказать, что ученики превзошли своих учителей Крестным отцом палестинского террора был Жорж Хабаш. Об этом человеке ничего никому не известно, кроме имени. Неизвестно даже, жив ли он или уже умер. Судя по имени, он ливанец - вот и все, что можно сказать в дополнение к тому, что он был (или есть) сумрачный гений террора, перед которым Борис Савинков - не более чем неврастеничный эстет. Именно Хабаш создал международный терроризм, слив в единую действенную систему десятки террористических групп (там, где их не было, он их просто сам создавал, как, например, [Нихон Сэкигун> - Японскую Красную армию). Он организовал обучение террористов, собранных со всего мира, в палестинских лагерях, наладил их снабжение и финансирование, ловко используя противоречия великих держав времен [холодной войны>, разработал и осуществил концепцию партизанской войны в Европе против мирового империализма, а также концепцию воздушного терроризма. Теракты Хабаша поражают четкостью планирования и исполнения. Множественный теракт 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах - явно дело рук Хабаша или его наиболее талантливых учеников. Можно набрать группу террористов. Можно создать даже целую сеть таких групп. Но убедить целый народ сделать терроризм образом жизни... Нет человека, способного на это, и никогда не было. На этот путь народ может вступить только в виде ответа на вызов в виде угрозы самому его существованию. Да, мы, согласны, это уродливый и преступный ответ - но, значит, и вызов не менее уродлив и преступен. Палестинский народ в недрах своего коллективного подсознания выработал парадигму борьбы за свое существование. Террор. Не террор Хабаша - с генеральным штабом, обслуживающими банками, центрами и программами подготовки, явками и виллами для отдыха по всему миру, с флотом вспомогательных судов и парком автотранспорта в каждой стране, а террор бытовой, когда мальчишка на улице, видя израильского полицейского, совершенно автоматически хватает камень и швыряет его; когда арабский официант три месяца работает в израильском кошерном кафе, на весь заработок покупает пакет взрывчатки и в одно прекрасное утро, придя на работу, взрывает это кафе вместе с собой.
Терроризм как новый тип войны
Навязшее в зубах словосочетание [война с терроризмом>, как правило, начинают оценивать с термина [терроризм> и очень быстро запутываются. А что, если начать его разбор с термина [война>? Война в современной философии, в том числе и в таком важном ее разделе, как полемология (наука о войне), рассматривается прежде всего как функция политики государства, а как функция политики общества - лишь постольку, поскольку политика обществ связана с политикой государств. Между тем официально считается, что государство является элементом общества. То есть, по смыслу современных политологических теорий, общество создает государство, после чего передает ему ведение войны. Многие социологи прямо так и утверждают, что государство - механизм, создаваемый обществом в первую очередь для ведения войны. Что ж, может быть, в теории оно и так, а на практике - не получается. Достаточно известно, насколько глубоко войны влияют на жизнь общества. Практика же, как известно, - критерий истины. В общем, война изначально есть социумная функция. Государство, может быть, и не было создано как в первую очередь инструмент для ведения войны, но общество, несомненно, в свое время передало ему эту функцию (и сделало это с чувством большого облегчения). Другой вопрос - что государство эмансипировалось от общества и стало самодовлеющим и подавляющим общество механизмом. Политические цели государств и обществ утратили связь между собой. Поэтому вся военная история полна примерами военных акций общества, проходящих параллельно с войнами государств. XX век выпадает из общего ряда тем, что эта тенденция, наблюдающаяся на протяжении всей письменной истории человечества, резко обострилась. Социумные войны ведутся гораздо чаще государственных войн, втягивают в свою орбиту все более мелкие человеческие общности и становятся все кровопролитнее (в Уганде за 30 лет было истреблено 15% населения, в Руанде - все 25% и т.д.). И очень может быть, что сейчас мы наблюдаем начало перехода функции ведения войны от государства к обществу, об этом говорят современная милитаризация общества, его реорганизация на военных принципах. Само по себе это явление не было чем-то неожиданным - индустриальная революция XVIII-XIX веков поставила на повестку дня задачу организации общества по военному образцу, воспитания и обучения гражданина в первую очередь для исполнения его профессиональных обязанностей. Выработанная в средние века концепция образования и воспитания как орудий формирования всесторонне развитой личности была заменена новой индустриальной концепцией профессионализации. К нашему времени эта концепция доведена до своего логического завершения, человек не только индустриализирован, но и обезличен. Государство (а во многом и общество) воспринимает человека как приставку к машине. В результате родилась тотальная война. Индустриализация общества, как известно, привела к всеобщей воинской повинности и массовым армиям. Общество стало военизированной организацией, а каждый человек - ее элементом. Людендорф в своей знаменитой [Тотальной войне> четко и ясно описал эту ситуацию: если ты не на фронте, не в рядах многомиллионных вооруженных сил, - значит, ты в рядах трудовой армии, делаешь боеприпасы для фронта; даже если ты художник или артист - все равно ты мобилизован во фронтовые концертные бригады или для поточного создания агитационных комиксов. В тотальной войне нет деления на воинов и граждан. В координатах геополитики этот процесс вполне закономерен. Соотношение географических территорий, их взаимодействие и влияние зависит в первую очередь от их характеристик, среди которых одно из важнейших мест занимает качество населения. Естественно, задачи, выдвигаемые геополитическим положением, разрешаются, среди прочего, и повышением качества населения. Наиболее легкий путь такого повышения - организация населения по военному типу, и мы видим сейчас такую организацию во всем мире. Милитаризация социума государством - вот наиболее подходящее название этому процессу, параллельному самомилитаризации социума, вызванной расхождением его целей с целями государства. Наше время знаменательно тем, что этот социальный Голем, созданный во многом самим государством, вышел из-под государственного контроля. С середины прошлого века социологам, полемологам, государствоведам, военным теоретикам пришлось заняться им всерьез. В современной практике мы видим сочетание конвенциональных войн с неконвенциональными формами военных действий, характерное и для XIX, и для XX века - с определенным сдвигом в сторону неконвенциональных действий. Положение в мире можно описать только термином [глобальный системный кризис>, причем не последнюю роль в этих кризисных явлениях играет кризис цивилизационный. Это положение хорошо разобрано в трудах последнего из великих цивилизационистов - Л.Н. Гумилева. По Гумилеву, парадигма какой-либо цивилизации утрачивает свою действенность тогда, когда число субпассионариев (то есть людей, ставящих личные интересы выше интересов социума и цивилизации) достигает таких величин, что они начинают преобладать в сферах, определяющих развитие и состояние цивилизационной модели. Тогда возникает состояние, определенное Гумилевым как [война всех против всех>. Мы полагаем, что эта формула лучше всего определяет современную ситуацию. Попытки частичной демилитаризации государств, предпринимаемые в последнее время, вошли в противоречие с милитаризацией социумов. На попытки разоружения и ограничения военной активности на государственном уровне социумы отвечают наращиванием военной активности на уровне социальном. Это выразилось прежде всего в невиданном размахе партизанских и повстанческих действий во второй половине XX века и в конечном счете в феномене глобального терроризма. Ничего случайного в этом явлении нет. Оно порождено реакцией геополитических организмов на то, что стоящие перед ними задачи решаются частично или вообще не решаются компромиссно-договорными мерами. Сознательно или бессознательно, но социумы, социальные страты и группы переходят к военным методам решения своих текущих задач без участия государства и даже при его противодействии. Примечательно, что отсутствие единого управляющего центра (что является основным условием осуществления конвенциональных и тотальных войн) компенсируется наличием некоей концепции, объединяющей и регулирующей действия парамилитарных социальных структур. Наиболее ярко это проявилось в афганской войне, когда десятки полевых командиров враждующих группировок вели в общем согласованные действия, будучи объединены концептуально. Это же проявилось в чеченском, сомалийском и многих иных конфликтах. Сейчас мы можем наблюдать это в Ираке, но наиболее яркими примерами могут служить две палестинские интифады. Таким образом, конвенциональные и тотальные войны государств и коалиций постепенно сменяются войнами нового, концептуального типа, которые ведут различные социальные и политические негосударственные группировки, даже вступая в конфликт с собственным государством. В тесной связи с этим процессом стоит явно наметившийся в мире процесс отмирания государственного суверенитета и государства как такового - вспомните о ликвидации государственности Сомали, Афганистана, Конго (можно привести массу примеров ликвидации и ограничений государственных суверенитетов). Израиль разбил арабские войска в пяти войнах. Это были масштабные столкновения механизированных армий, проходившие строго по Клаузевицу, - конвенциональные войны, так сказать. Гордиться израильтянам особенно не приходится, низкие боевые качества арабов общеизвестны (стоит вспомнить [Бурю в пустыне>), но факт является фактом - в конвенциональных войнах израильтяне неизменно побеждают. Но глупо думать, что это будет происходить до скончания времен. В результате постоянных поражений арабы - и в первую очередь палестинские арабы - столь же закономерно, сколь и неосознанно начали применять новый вид войны. Назовем его [концептуальными войнами>, за неимением общепризнанного названия этого типа войны в полемологической классификации. И сейчас конфликт типов войн хорошо просматривается на Ближнем Востоке, где палестинцы и поддерживающие их исламские группировки полуинстинктивно противопоставляют тотально-военным акциям Израиля концептуально-военные действия. Этими методами они добились восстановления Палестинского арабского государства, чего не смогли сделать ни ООН в рамках международного права, ни различные арабские коалиции методами тотальных военных действий. Сейчас они ведут борьбу за полную независимость Палестины, и, поскольку методы борьбы с концептуальной войной пока не выработаны и даже не намечены, по-видимому, в течение ближайших 10-15 лет достигнут своей цели.
Очередной эпизод
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что военные возможности Израиля стремительно сокращаются. Последняя военная победа была одержана израильтянами в 1973 году, когда они сумели отразить наиболее мощное и скоординированное наступление арабских войск. Ничего особенно неожиданного в этом нет - Израиль добивался военных побед благодаря тому, что успевал ввести в действие свой военный потенциал быстрее, чем арабские коалиции, и разбивал их первые эшелоны раньше, чем на помощь к ним подходили основные силы арабских государств. Но победа 1973 года обернулась для Израиля тяжелейшим военно-политическим поражением.
На первый взгляд все обстояло как раз наоборот - Египет был раз и навсегда выведен из антиизраильских коалиций, Иордания перешла к политике нейтралитета и пр. Но прошло уже достаточно времени, чтобы стало ясно, что Израиль стал избегать риска серьезной войны. После 1973 года Израиль отваживался нападать только на Ливан - в 1978, 1982 годах, и вот теперь. И каждый раз это происходило в парадигмах борьбы против терроризма. В 1978 и 1982 годах Израиль сумел нанести серьезные поражения ООП. Во всяком случае, серьезные военные поражения. В политическом плане Израиль в конечном счете проиграл ООП первую интифаду, в результате чего была создана Палестинская автономия. Первый террористический интернационал, социалистический, Израиль так и не смог разгромить. Он был вытеснен с арены событий в ходе развития ситуации - политическая организация ООП уступила место социумной организации исламского экстремизма (если ее можно назвать организацией; скорее это - явление). И не случайно в Палестине социалистическая ООП борется против исламской организации ХАМАС, не желая уходить в прошлое. О ХАМАС мы уже писали (апрельский номер [Москвы> за этот год). Сейчас на первый план выдвинулась организация [Хезболлах>. Это в высшей степени любопытное объединение - начать с того, что ее название переводится как [Партия Бога>. Далее, она, по-видимому, является самой разветвленной из исламских радикальных организаций. [Хезболлах> действует в Афганистане, Бахрейне, Восточном Туркестане (Синьцзяне), Иракском Курдистане, Кувейте, Палестине, Турции, Саудовской Аравии и, как все узнали прошлым летом, в Ливане. Одни из этих организаций действуют в связи друг с другом, другие - нет, но практически повсюду у них есть два объединяющих признака: они созданы шиитами и поддерживаются Ираном. Ливанская [Хезболлах> была создана в 1982 году - том самом году, когда формирования ООП эвакуировались из осажденного израильтянами Бейрута в Северную Африку (многозначительное совпадение!). Она сразу объявила джихад с двумя целями: освобождение оккупированных Израилем территорий Палестины и создание исламского государства в Ливане. Первоначально [Хезболлах> была задействована в основном в гражданской войне в Ливане, но с середины 90-х годов развернула боевые операции против израильской армии и коллаборационистских формирований Армии Юга Ливана, фактически вынудив в 2000 году Израиль уйти с ливанской территории. Численность военного крыла [Хезболлах> (Силы исламского сопротивления - СИС) оценивается в размере от 3 до 10 тысяч человек, в том числе 500-600 кадровых бойцов, остальные призываются в строй в случае необходимости. Считается, что в составе СИС постоянно работают до 300 инструкторов и советников из Ирана (в основном военнослужащих Корпуса стражей исламской революции). Сразу необходимо отметить, что ливанская [Хезболлах> имеет территориальный и этнический (во всяком случае, племенной) базис - ее основной состав вербуется из группы шиитских кланов Хаммади, населяющих долину Бекаа. СИС организованы в 16 батальонов (девять из них моторизованы), представляющих собой административные структуры. Боевые операции против израильских войск проводились оперативными группами, состоящими из кадровых военнослужащих. Кроме того, имеются силы специальных операций - бригада Халеда аль-Исламбули, бригада [Аль-Кудс> (последняя базировалась и действовала на территории Палестины). Ко многим операциям [Хезболлах> привлекались палестинские боевики, ранее входившие в структуры НФОП.
Вооружение и боеприпасы доставляются [Хезболлах> из Ирана через Ирак и Сирию, которая тоже кое-что подбрасывает. Последние десять лет [Хезболлах> вела в основном партизанские операции: засады против израильских патрулей, минометные обстрелы их постов, минирование дорог. Заметное место в ее боевой деятельности занимали неприцельные обстрелы территории Израиля реактивными снарядами. Кроме того, [Хезболлах> активно вела на территории Израиля разведку и контрразведку, вплоть до уничтожения коллаборационистов, психологические операции, доставляла вооружение и боеприпасы через сектор Газа. Только за 1985-2000 годы силами [Хезболлы> было уничтожено до 250 израильских солдат и 300 боевиков коллаборационистских формирований. Террористическая составляющая деятельности [Хезболлы> также весьма заметна. Наиболее громкие теракты, проведенные ею: взрыв американского посольства в Бейруте в апреле 1983 года (63 убитых); взрыв казармы многонациональных сил в том же Бейруте и в том же году (убиты 241 американский и 58 французских военнослужащих); опять взрыв посольства США в Бейруте в 1984 году (24 убитых, 90 раненых); взрыв посольства Израиля в Буэнос-Айресе в 1992 году (29 убитых, 292 раненых); через два года там же взрыв здания Израильско-аргентинской ассоциации взаимопомощи (86 убитых, 200 раненых); угоны и взрывы самолетов, захваты заложников, нападения на израильские посольства и культурные центры в Лондоне, Бангкоке, Панама-Сити и пр. Ливанская [Хезболлах> имеет весьма разветвленную зарубежную оперативную структуру в арабском мире и Африке, Европе и СНГ (Чечня), Северной, Южной и Центральной Америке, Индонезии и Малайзии. Зарубежный координационный центр находится в Тегеране, оперативный центр управления - в Дамаске. Финансирование организации осуществляют Иран (60-100 миллионов долларов ежегодно) и частные спонсоры арабских государств Залива (15-36 миллионов долларов ежегодно). Кроме того, организация наладила нелегальную торговлю бриллиантами из Конго, имеет собственные банки, контролирует все таксопарки Бейрута и многие другие предпринимательские организации Ливана, собирает пожертвования, ведет незаконный оборот наркотиков и оружия в Латинской Америке - в целом годовой бюджет организации составляет порядка 230 миллионов долларов. Основные внешние связи ливанская [Хезболла> поддерживает, естественно, с Ираном. Иран осуществляет координацию действий через посольства в Бейруте и Дамаске, поставляет вооружения и финансовые средства, ведет подготовку кадров на своей территории. Хорошие контакты налажены у организации и с Сирией, осуществляется частичная военно-политическая и оперативная координация, транзитные поставки через Дамасский аэропорт. Налажено взаимодействие с палестинскими вооруженными формированиями в Ливане и Палестинской автономии, а с группировкой Исламский джихад Палестины [Хезболлах> в 2000 году даже создала единую военную структуру под названием Секретной революционной исламской армии. В общем, специалистам все это было известно и раньше, но даже они не ожидали такого жесткого сопротивления, которое оказала ливанская [Хезболлах> израильскому вторжению в июле-августе 2006 года. Сейчас уже всем известны перипетии боев в долине Литанни. Широкую публику поразили стойкость бойцов [Хезболлах>, высокая эффективность их противотанкового вооружения, искусное применение ими методики сетевых боевых действий, поставившее на место громоздкой и уязвимой структуры централизованного приказного управления гораздо более действенный способ взаимодействия отрядов на поле боя в рамках директивного управления. Конечно, это не случайно, в рядах [Хезболлах> действует немалое количество иранских пасдаранов (бойцов Корпуса стражей исламской революции), а с каждым днем боев их количество наверняка возрастало. Что действительно поразило специалистов, так это масштаб ракетных обстрелов территории Израиля. О полутора сотнях боевых машин, вооруженных реактивными снарядами, конечно, было известно и до этого. Предполагалось, что наряду с реальными боевыми машинами будут применяться и макеты, смонтированные на обычных грузовиках, так что все израильские сообщения о десятках и сотнях уничтоженных пусковых установок сродни американским сводкам 1999 года об уничтожении в Югославии сотен и сотен танков (как известно, в результате всех американских бомбежек сербы потеряли в Косово всего лишь 13 боевых машин). Настоящий шок вызвал тот факт, что в течение почти месяца бойцы [Хезболлах> выпускали до двух сотен ракетных снарядов, и темп огня не слабел, а только нарастал. Поясним. Дело в том, что при дороговизне современных боеприпасов даже крупные государства имеют довольно ограниченное их количество в своих арсеналах. Война 1973 года между Израилем и арабами закончилась через три недели прежде всего потому, что воюющие стороны уже не могли восполнять потери боевой техники и расход боеприпасов. Были организованы воздушные мосты - из Штатов в Тель-Авив и из СССР в Дамаск, но и напряженная работа американской и советской военно-транспортной авиации немногим улучшила ситуацию с материальными средствами. [Хезболлах> же смог бесперебойно обеспечивать своих артиллеристов боеприпасами. Здесь уже на Иран не сошлешься - поставки таких крупногабаритных грузов, каковы современные ракетные снаряды, через оккупированный Ирак вряд ли возможны, а поставки воздушным путем, через Дамасский аэропорт, могли быть еще менее значительными вследствие слабости военно-транспортной авиации Ирана. Единственное объяснение - поставки из сирийских арсеналов, но это требует таких политических договоренностей, которые не просматривались между Сирией и [Хезболлах>. Как бы то ни было, Израиль потерпел не только политическое, но и военное поражение в борьбе против негосударственного субъекта, против общественного объединения, а это говорит уже о многом. По-видимому, история израильской военной экспансии на Ближнем Востоке завершилась. На повестку дня встал вопрос ликвидации сионистского государства.
Некоторые выводы
Сразу необходимо подчеркнуть, что нам не приходится радоваться сложившемуся положению. Волна исламского [терроризма>, как показывает ретроспективный взгляд, представляет собой не что иное, как очередное наступление ислама на страны [дар уль-харб> ([земля войны> в категориях исламской юриспруденции - термин, применяемый к немусульманским странам). Основной предпосылкой этого наступления стало крушение биполярного мира, и сейчас исламская умма планеты выступает в качестве одного из претендентов на положение сверхдержавы.
В этой ситуации >странам цивилизаций, приговоренных исламистами к уничтожению, необходим любой союзник, какого только удастся найти. Тем более важен и ценен Израиль, передовой форпост против исламистов. Помимо всего прочего он мог бы стать (и постепенно становится) стратегическим союзником России в достижении ею своих исторических национальных целей. Наконец, Израиль попросту оттягивает из России беспокойные элементы, болеющие революционным пылом, последствия высвобождения которого нам хорошо известны по гражданской войне и 20-м годам прошлого века. В связи с этим серьезное беспокойство вызывает принятие правящими кругами РФ закона об иммиграции соотечественников. Полтора десятилетия российские политики равнодушно игнорировали требования русской общественности о предоставлении русским иммигрантам льгот при переселении, но как только запахло жареным в Израиле - приняли этот закон даже без прений. Не на массовую ли эвакуацию [лиц с двойным гражданством> он рассчитан? Также обращает на себя внимание тот факт, что израильская методика борьбы с терроризмом путем ликвидации его зарубежных баз, по-видимому, исчерпала свои возможности. Мало того, она обратилась в свою противоположность. Ливан, до недавнего времени государство, основанное на политическом равновесии исламской и христианской общин, получил от Израиля столько ударов и понес столько потерь, что равновесие это необратимо нарушилось в пользу мусульман, и о нейтралитете Ливана больше не может быть и речи. Теперь там [Хезболлах> - главная политическая сила. И попытки усиления сил ООН в Ливане (ЮНИФИЛ), равно как и принятие на себя Европейским союзом новой миротворческой миссии, явно не достигнут цели. ЮНИФИЛ стоят на ливано-израильской границе вот уже сорок лет - смогли ли они помешать каким-либо действиям израильтян и их противников? Механическое наращивание сил в пять раз, до 15 тысяч человек (ооновцев и есовцев вместе), ничего не решит, как не решит и увеличение этих сил еще вдесятеро. Ливан тоже обязался ввести свои войска в регион, контролируемый [Хезболлах>, и [Хезболлах> встретила это решение с большим удовольствием, что вполне понятно из наших умозаключений о политических сдвигах в Ливане. Какой-то эффект могут дать не миротворческие операции, а только [операции принуждения к миру> (по американской терминологии). Мы имеем в виду операции типа косовской, боснийской или иракской, а именно - ограничение военной активности сторон и постановка ее под действенный контроль. Вряд ли современная израильская военно-политическая элита, привыкшая решать все вопросы внешней и внутренней политики своего государства авиационными ударами и танковыми вторжениями, способна самостоятельно пойти на подобные ограничения. Доказательством этому служат продолжающиеся второй год израильские интриги по втягиванию Соединенных Штатов в войну с Ираном. Поэтому, на наш взгляд, операцию ООН и ЕС должна дополнить совместная операция по принуждению к миру США и Российской Федерации. Она должна предполагать следующие действия: занятие войсками территорий Палестинской автономии и Северного военного округа Израиля (Галилеи), постановка любой военной деятельности на этих территориях под жесткий контроль американо-российских миротворцев, а также установление международного (ооновского) управления над Иерусалимом - как Восточным, так и Западным. Возражения против такой меры могут последовать со стороны людей, искренне считающих политическую культуру Израиля более высокой, нежели у его арабских соседей. Мы можем ответить на это, что вряд ли политическая культура страны, воюющей с соседями каждое десятилетие, настолько уж высока. Могут также возразить, что предлагаемая операция слишком уж затратна и слабо связана с национальными интересами России. А вот на это мы ответим, что пресечение опасности новой мировой (или хотя бы региональной) войны - это задача, не только достойная России, но и являющаяся жизненно важной для нашей страны.
Евгений Филиппович Морозов родился в 1948 году в Волгограде. С 1967 года - в Вооруженных силах, в 1999 году уволен в запас в звании полковника с должности преподавателя Военной академии им. М.В. Фрунзе. Специализируется по геополитическим, военным и социальным проблемам. Постоянный автор журнала "Москва".
*10, октябрь 2006
|