А.Богданов: Торжество диалектики. Кыргызстан перед новым выбором 01:05 29.12.2006
Кабинет министров открыл новый политический сезон, может быть, и положил начало новой традиции. >Впервые в истории Кыргызстана правительство ушло в отставку добровольно, хотя и получило невиданные до сих пор полномочия в новой редакции Конституции. Пауза, которую сделали министры после корректировки Основного закона, как объяснил премьер-министр Феликс Кулов, была сделана для того, чтобы не обострять политическую ситуацию в стране и придать импульс процессу реформирования структур власти. Президент Курманбек Бакиев с пониманием отнесся к инициативе министров, но подчеркнул: страна ни на минуту не должна оставаться без исполнительной власти и оставил министров на своих постах как исполняющих обязанности. Дел у них, равно как и у парламентариев, под завязку.
В неотложном порядке надо рассмотреть законопроекты экономического блока, в числе которых и бюджет на будущий год, привести все правовые акты в соответствие с новой редакцией Конституции. Поэтому некоторые местные политики, например, правозащитница Чолпон Джакупова оценила этот шаг как непродуманный. Московский эксперт по Центральной Азии, обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов высказал на радио "Свобода" свою точку зрения: "И в парламенте, и в президентском, и в премьерском окружении всем было понятно, что ситуация, при которой в одном конституционном поле находятся структуры власти, которые являются одновременно неконституционными, продолжаться не может". Он полагает, что в данной ситуации речь идет о совместной операции премьер-министра Киргизии Феликса Кулова и президента Курманбека Бакиева для того, чтобы расчистить себе поле для нового политического маневра и сделать страну управляемой.
"Когда президент принимает отставку правительства, несмотря на всю внешнюю парадоксальность этого решения, уже через час после того, как стало известно о заявлении об отставке, это говорит о том, что это решение скоординировано", говорит Дубнов и раскрывает роль некоторых депутатов: "Оппозиционной является группа депутатов, которая не смогла свои позиции сформулировать и легальным образом утвердить внутри парламента. И поскольку у них нет никакого политического позиционирования, нет партий в составе парламента, то они были вынуждены, так сказать, продолжать уличную тактику, которая привела полтора месяца назад к принятию новой редакции Конституции".
Журналисту показалось не случайным время выбора решения министров: киргизское руководство сейчас стоит перед выбором о вступлении страны в программу HIPC, и тогда республика будет признана одной из беднейших стран мира в обмен на реструктуризацию огромного внешнего долга. Общественное мнение по этому поводу разделилось. Обсуждение проблемы идет на фоне того, что парламент так затянул рассмотрение бюджета на следующий год, что с первого января любое решение правительства будет фактически незаконным. Нонсенс для любой страны. "И я так понимаю, что, наверное, в Бишкеке приняли решение развязать этот узел", заключает Дубнов.
Министры своей отставкой сняли нарастающий кризис между исполнительной и законодательной властью, пишет газета "КоммерсантЪ" и подтолкнули страну к парламентским выборам. Депутаты готовились к этому загодя: разработали проект нового Кодекса о выборах, где предусмотрено избрание по партийным спискам. Только когда выявится партийное большинство в парламенте, страна может получить легитимное правительство. Чтобы сейчас сформировать его, у парламента нет законных оснований, нет механизма и средств, чтобы влиять на работу кабинета министров.
Но есть устное соглашение, что избранные и сформированные по старой Конституции властные структуры будут отрабатывать свой срок до 2010 года. В этом случае "деятельность правительства будет скована политическими дрязгами. Может ли наша страна позволить себе три года экономического застоя и уличной митинговой демократии? Конечно, нет", заявил руководитель аппарата правительства. В этой ситуации инициатива пропрезидентски настроенных депутатов с отставкой правительства оказалась вне силового поля оппозиции, полагает корреспондент радио "Свобода" Султан Каназаров. Но дело даже не в инициативе с отставкой. Затяжка с рассмотрением бюджета 2007 года в парламенте, который все время откладывал этот вопрос, приведет к тому, что уже в первой декаде января все платежи правительства будут незаконны, говорит первый вице-премьер Данияр Усенов.
Получается, что поправки в Конституцию не разрубили гордиев узел. А тем временем всплыла еще одна – вступление страны в программу ХИПК. Страсти вокруг ХИПК не заслонили главной темы – реконструкции власти. В этой струе некоторые депутаты пытались собрать подписи о самороспуске парламента, а некоторые общественные деятели ратовали за отставку правительства. Для формирования нового нет законных оснований. Республика стала заложником поспешного принятия новой редакции Конституции, где очень много неопределенностей.
Говорят, что человек силен задним умом: анализ Основного закона Кыргызстана начали после его утверждения. "Конституция от 8 ноября была принята кое-как, под давлением и страхом, и она не может определить нашего будущего", сказал депутат Камчибек Ташиев. А его коллега Болот Марипов считает, что правительство, уйдя в отставку, поступило некрасиво. Однако, оставив министров на своих постах, президент поступил мудро, и потому никакого кризиса сейчас нет. Главное, полагает парламентарий Муратбек Мукашев, чтобы отправленный на доработку вариант поправок в Конституцию не возвратил страну к старой системе. Надо искать компромисс и не может быть никакой речи о роспуске парламента. Предложений и мнений предостаточно. Депутат Болот Шерниязов предложил даже переименовать республику в Кыргызское ханство…
Известный в республике политолог, профессор Славянского университета Александр Князев полагает, что для новых выборов у оппозиции не хватит средств. Тогда в процесс могут быть втянуты криминальные элементы. Они "тесно связаны с политикой. В криминальной сфере продолжается процесс перераспределения зон влияния. В событиях последних месяцев очень четко выражена попытка южных группировок: через оппозиционных лидеров усилить свои позиции на севере республики в том, что касается транзита наркотиков. Причем прослеживаются связи оппозиции и с южноказахстанскими криминальными группировками. В частности, в городе Таразе. Новая редакция Конституции, считает политолог, едва ли позволит реализовать парламентскую форму правления: в законе усложнены процессы принятия решений, это снизит эффективность системы государственного управления.
Все это может вызвать затруднения во взаимоотношениях между странами, входящими в ШОС, ЕврАзЭС и с такими, как Россия, Китай, США, а также Евросоюзом. Едва ли их устраивает перманентная смена государственных лидеров, властных структур. Этому процессу не смогла противостоять разобщенная и слабая местная элита. Много лет она пытается сгруппироваться через партии. Число их перевалило за 90. Однако эти карманные объединения, созданные под местечковых лидеров, не могут оказать заметного влияния на политические или экономические реформы. В этой ситуации едва ли можно говорить о подвижках в производстве и улучшении благосостояния народа. Хорошо, что пока все идет эволюционным путем.
Кабинет министров сделал эффектный ход. Как говорят депутаты, правительство выполнило свои задачи. Мавр сделал свое дело и может уйти. Похоже, что такое же можно сказать и о парламенте, который в ноябрьскую ночь с 8 на 9 ноября создал предпосылки для того, чтобы страна вновь оказалась на распутье.
Альберт Богданов, политический обозреватель Бишкек, 23/12/2006
|